Таможенные платежи: порядок и особенности уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования является - изучение порядка и особенностей таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды таможенных платежей в Российской Федерации
§1. Таможенные платежи: понятие и принципы обложения 6
§2. Виды таможенных платежей 11
Глава 2. Таможенные платежи: порядок и особенности уплаты
§ 1. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей 18
§2. Особенности уплаты таможенных платежей при перемещении товаров физическими лицами 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Таможенное право Пивоваровой Т.В.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

     При незаконном перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу ответственность  за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они зияли или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза.

     Таким образом, под таможенными платежами следует понимать обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами  федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации4.  
 
 
 

     §2. Виды таможенных платежей 

     Виды  таможенных платежей определены Таможенным кодексом РФ, в соответствии с которым  к ним относятся:

     1. таможенная пошлина (ввозная и вывозная),

     2. налоги, взимаемые при ввозе товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации (налог на добавленную стоимость и акциз),

     3. таможенные сборы ( за таможенное оформление, за таможенное сопровождение; за хранение) 5.

     Система таможенных платежей представлена на рисунке 2 (Приложение 2).

     Правовой  основой таможенных платежей выступает  Таможенный кодекс, в ст. 318 которого установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ и Законом РФ «О таможенном тарифе».

     Итак, к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Такое многообразие обязательных платежей идет вразрез с нормами налогового законодательства, которое использует две категории – «налог» и «сбор». Исключение таможенной пошлины из числа федеральных налогов и сборов не способствовало завершению научного спора о его финансово-правовой сущности. При этом А.В. Брызгалин полагает, что термины «налог», «сбор», «пошлина» являются синонимами, а их употребление объясняется лишь устоявшейся практикой6.

     В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенная пошлина, таможенные сборы).

     Часть 1 ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный,  индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     НДС и акцизы относятся к категории косвенных налогов и в области таможенного дела взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При обложении налогом на добавленную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу России, действует три вида ставок (ст. 164 НК РФ): нулевая, 10% и 18%. Обычно базой для исчисления НДС в таможенных правоотношениях является таможенная стоимость и ставка таможенной пошлины.

     В налоговую базу для обложения  акцизами включаются (ст. 191 НК РФ): объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки); таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки); объем ввозимых товаров в натуральном выражении и их расчетная стоимость (при исчислении комбинированной ставки).

     Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами,  органами местного самоуправления, иными  уполномоченными органами и должностными лицами  юридически значимых  действий,  включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо уяснить сущность и правовую природу таможенной пошлины. Под  таможенной пошлиной понимается обязательный платеж неналогового характера в федеральный бюджет, уплачиваемый таможенным органам или взимаемый ими в связи с реализацией физическими и юридическим лицами права на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации7.

     Отметим основные черты таможенной пошлины:

     1. Таможенная пошлина  - обязательный  взнос в федеральный бюджет, не  нарушающий при этом конституционное  право на свободу предпринимательской  деятельности.

     2. Таможенная пошлина опосредована  процессом перемещения грузов  через таможенную границу Российской Федерации и является средством достижения этой цели.

     3. Таможенная пошлина возмездна,  т.е. фактически она является  платой за предоставление таможенными  органами возможности перемещать  грузы через таможенную границу.

     4. Таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.

     5. право  уплаты таможенной пошлины  может быть делегировано иным  заинтересованным лицам (например,  таможенному брокеру).

     6.  Уплата таможенной пошлины обеспечивается  принудительной силой государства.

     Обязанность налога обусловлена публичными интересами – интересами государства. Обязанность  же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика.

     Определить  ставку таможенной пошлины на основании конкретного вида перемещаемого через таможенную границу товара можно посредством Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД).

     ТН  ВЭД — документ, утверждаемый Правительством Российской Федерации и основанный на Международной гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Каждый товар, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации, должен быть однозначно отнесен к той или иной группировке, что отражает код ТН ВЭД. Коду соответствует:

     1) подробное описание товара в  зависимости от вида и степени промышленной переработки;

     2) ставка таможенной пошлины.

     Код ТН ВЭД следует отличать от штрих-кода, поскольку последний применяется в целях определения страны происхождения и конкретного производителя товара.

     Свод  ставок таможенных пошлин по всем товарным позициям представляет собой таможенный тариф. Таможенным тарифом называют также таможенную пошлину для конкретного товара.

     Классификация таможенных пошлин на виды представлена на рисунке 3 (Приложение 3).

     По  характеру внешнеторговой операции в  Российской Федерации законодательно закреплено 2 вида таможенной пошлины: ввозная (импортная) и вывозная (экспортная).

     Особую  роль в отечественной экономике  играет вывозная таможенная пошлина. Эта пошлина не поощряется развитыми странами и ВТО, так как считается, что она искажает уровень мировых цен в международной торговле. Однако в России вывозная таможенная пошлина дает наибольший объем поступлений, что обусловлено ее взиманием с сырьевых товаров, которые являются главной составляющей российского экспорта.

     Транзитные  пошлины практически не встречаются в практике международной торговли.

     Закон «О таможенном тарифе» содержит виды ставок таможенных пошлин в зависимости от способа взимания:

     Адвалорные  ставки устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара;

     специфические устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемого товара (например, за 1 кг);

     комбинированные ставки сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг).

     В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными),  максимальными и карательными.

     На  уровень таможенного обложения  оказывает влияние страна происхождения товара. В ТН ВЭД обычно указывается минимальная ставка таможенной пошлины, применяемая в ходе таможенного обложения товаров, страна происхождения которых пользуется режимом наибольшего благоприятствования. Если такой режим в отношении иностранного государства не действует, ставка удваивается и становится максимальной.

     Отдельные страны, перечень которых устанавливает  Правительство РФ, пользуются системой преференций, льгот в таможенном обложении. Традиционно «скидки  с таможенного тарифа» предоставляются  развивающимся странам: от минимального уровня таможенного обложения вычитается 25%.

     Применение  специальных защитных пошлин, которые  являются разновидностью мер нетарифного  регулирования и взимаются сверх  таможенного тарифа, является примером карательных пошлин.

     По  порядку введения таможенные пошлины делятся на две группы:  ординарные и партикулярные. Обычно срок действия ставок таможенных пошлин не устанавливается, они действуют постоянно и называются ординарными. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, вводятся в действие решением Правительства РФ, являются безусловными и не ограниченными  временными рамками.

     В некоторых случаях ставки таможенных пошлин устанавливаются на определенный период времени (партикулярные). Так сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства и другие обстоятельства  обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства РФ.  Это решение принимается, как правило, на основании специального расследования, проведенного государственными органами управления.

     С целью защиты экономических интересов  страны в отношении ввозимых товаров  могут на определенное время устанавливаться особые виды пошлин, которые взимаются сверх ординарных, - партикулярные, особые пошлины. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

     Таможенным  сбором признается плата за осуществление  таможенными органами различных  мероприятий. Согласно п.31 ч.1 ст.11 ТК РФ  под таможенным сбором  понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Целью их уплаты является финансирование расходов органов государственной власти – таможенных органов, действующих в публичных интересах.

     Итак,  таможенный сбор – обязательный неналоговый взнос, уплачиваемый с целью покрытия расходов таможенных органов на совершение действий по таможенному оформлению, хранению, сопровождению товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

     Таможенный  кодекс подробно регламентирует юридический  состав таможенных сборов, а также  содержит правила, по которым происходит их исчисление и уплата. Его нормы определяют плательщиков таможенных сборов, ставки, порядок исчисления,  порядок и сроки уплаты, иные существенные условия взимания таможенных сборов.

     Таможенные  сборы  согласно ст.357.1 ТК РФ уплачиваются за:

  • таможенное  оформление (при декларировании товаров),
  • таможенное сопровождение (при перевозке товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного  транзита либо с таможенным режимом международного  таможенного транзита),
  • хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения при условии их учреждения таможенными органами.

     Исследование  системы таможенных платежей позволяет  отметить, что почти каждый шаг  субъекта внешнеэкономической деятельности регламентирован путем применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а именно: связан с уплатой тех или иных таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. 
 

 

      Глава 2. Таможенные платежи: порядок и особенности уплаты 

Информация о работе Таможенные платежи: порядок и особенности уплаты