Таможенные платежи: порядок и особенности уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования является - изучение порядка и особенностей таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и виды таможенных платежей в Российской Федерации
§1. Таможенные платежи: понятие и принципы обложения 6
§2. Виды таможенных платежей 11
Глава 2. Таможенные платежи: порядок и особенности уплаты
§ 1. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей 18
§2. Особенности уплаты таможенных платежей при перемещении товаров физическими лицами 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

Таможенное право Пивоваровой Т.В.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение            3

Глава 1. Понятие  и виды таможенных платежей в Российской Федерации

     §1. Таможенные платежи: понятие и принципы обложения   6

     §2. Виды таможенных платежей       11

Глава 2. Таможенные платежи: порядок и особенности  уплаты    

     § 1. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей    18

    §2.  Особенности уплаты таможенных  платежей при перемещении товаров физическими лицами       25

     Заключение          29

     Список использованной литературы      31

     Приложения          33 
 
 
 
 

 

      Введение  

     Таможенные  платежи в современных условиях остаются одним из важных источников пополнения государственной казны. При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства.

     Таможенные  платежи как важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических связей определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.

     Обеспечение уплаты таможенных платежей на данном этапе развития российской экономики  является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как следствие, стабильности всей  
финансовой системы государства.

     По  опыту развитых стран известно, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства.

     Действующий ТК РФ детально регулирует порядок, условия предоставления и способы обеспечения уплаты таможенных платежей, однако, на практике реализация норм кодекса все же порождает проблемы, требующие немедленного реагирования в виде внесения соответствующих изменений и дополнений в таможенное законодательство.

     Но  в России до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары.

     Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.

     Вышеизложенное  можно определить как актуальность исследования темы данной курсовой работы.

     До  настоящего времени в юридической  науке не проводились комплексные теоретические исследования проблем обеспечения уплаты таможенных платежей, хотя в последние годы в различных отраслях права ученые стали уделять больше внимания исследованиям отдельных элементов  
и дискуссионных вопросов обеспечения исполнения обязательств. В своих работах Х.А. Андриашин,В.Г. Драганов, А.В. Брызгалин, О.Ю. Бакаева, О.А. Стрижова, М.Е. Верстова, А.Н. Козырин, А.А. Журавлев и др.   раскрывают отдельные составляющие назначения, видов таможенных платежей, механизма их взимания.

     Тем не менее, исследования в данной области весьма противоречивы и не дают должной аргументации для принятия обоснованных государственных решений. Это, прежде всего, исследования сущности таможенных платежей, их значения в экономике государства, путей повышения эффективности их исчисления и уплаты.

     Цель курсового исследования является -  изучение порядка и особенностей таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей.

     Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи:

     раскрыть  понятие и сущность таможенных платежей;

     рассмотреть классификацию и виды таможенных платежей;

     оценить современное состояние таможенных платежей в системе экономических отношений;

     проанализировать  порядок и особенности уплаты таможенных платежей.

     Объектом  исследования являются таможенные платежи  в современной системе экономических отношений.

     Предметом исследования послужили назначение и роль таможенных платежей, действующие нормы законодательства, регулирующие порядок начисления и особенности уплаты таможенных платежей.

     Структура работы отражает порядок исследования и решение поставленных задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка используемой  литературы, приложений.

 

Глава 1. Понятие и виды таможенных платежей в Российской Федерации  

     §1. Таможенные платежи: понятие и принципы обложения  

     Таможенные  платежи в большинстве стран мира являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих их функций. Их уплата — одно из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

     Основное направление финансовой деятельности  таможенных органов РФ – аккумуляция в федеральном бюджете финансовых ресурсов в виде таможенных платежей.

     Платежи, взимаемые таможенными органами, поступают в бюджет в качестве налогов и неналоговых поступлений; они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным бюджетом. Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей, поскольку они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

     Итак, в самом общем виде таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ1.

     Правовой  основой таможенных платежей выступает  Таможенный кодекс РФ, в статье 318 которого установлен их исчерпывающий перечень. Отдельные вопросы исследуемого института регламентируются Налоговым кодексом РФ и Законом РФ «О таможенном тарифе».

     Уплата  таможенных  платежей является одним  из условий перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций.

     Таможенные  платежи взимаются с юридических, физических лиц, а также с индивидуальных предпринимателей. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. В ряде случаев ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима2.

     При неуплате таможенных пошлин, налогов, в т.ч. при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов.

     Теоретические основы института таможенных платежей требуют определения общих принципов таможенного обложения. К сожалению, Таможенным кодексом РФ эти принципы прямо не установлены, хотя нельзя не признать, что они так или иначе разбросаны по различным статьям данного правового акта. 

     Общие принципы таможенного обложения представлены на рисунке 1 (Приложение 1).

     Выделим основные принципы обложения таможенными  платежами:

     1. Всеобщность. Данный принцип развивает конституционную норму, обязывающую каждого платить законно установленные налоги и сборы. Формулировка «налоги и сборы» является обобщающим понятием, включающим все обязательные платежи, поступающие в государственную или муниципальную казну.

     2. Законодательное установление. Частью 2 ст.318 ТК определено, что таможенные  платежи взимаются, если они  установлены в соответствии с законодательством РФ. Это означает, что перечень таможенных платежей регламентируется федеральным законом, принятым и введенным в действие в установленном порядке.

     3. Единство системы таможенных  платежей. Их виды унифицированы  для всей территории России и представляют единую, цельную, логически построенную совокупность обязательных платежей, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

     4. Сочетание таможенных и налоговых  правовых основ. Учитывая, что в систему таможенных платежей включены косвенные налоги (НДС и акцизы), к ним применяются положения Налогового кодекса РФ.  В ч.1 ст. 3 ТК устанавливается, что при регулировании отношений по установлению, ведению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах.

     5. Равноправие.  Согласно ч.1 ст.12 Тк  все лица на равных основаниях, как правило, имеют право на  перемещение через таможенную  границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Это означает, что они пользуются равными правами и обязанностями и при уплате таможенных платежей.

     6.  Ответственность.  Данное начало предполагает установление в таможенном законодательстве лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов (ст. 3 20 ТК). В качестве таковых могут выступать: декларант, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, а также лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Они могут быть принуждены к уплате таможенных платежей и привлечены к юридической ответственности.

       7. Соразмерность таможенного обложения. Этот принцип заключается в наличия ограничении по общей сумме ввозных таможенных пошлин, налогов. Она согласно ст. 321 ТК не должна превышать, как правило, объема таможенных платежей, подлежащих уплате, если бы товары были выпушены для свободного обращения на территорию России.

     8. Свобода выбора плательщика таможенных  платежей. Такое правило весьма нетрадиционно для налогового законодательства и означает возможность любого лица уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерация (ч, 2 ст. 328 ТК).

     Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает3:

     при ввозе товаров — с момента  пересечения таможенной границы;

     при вывозе товаров — с момента  подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

     Законодатель  предусматривает и основания  освобождения от уплаты дан ной группы таможенных платежей. К ним согласно ч. 2 ст. 319 ТК относятся случаи, когда:

     товары  в соответствии с законодательством не облагаются таможенными пошлинами и налогами;

     в отношении товаров законодательными нормами предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин к налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдений условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

     общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 руб.;

     до  выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений  лицами требований и условий, установленных  Таможенным кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа иди убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;

     товары  обращаются в федеральную собственность.

     В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений Таможенного кодекса о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, липами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица» на которых возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Такие случаи прямо предусматриваются Таможенным кодексом.

Информация о работе Таможенные платежи: порядок и особенности уплаты