Таможенная стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:28, доклад

Описание

Таможенная стоимость - одна из основных категорий таможенного права. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ в ст. 1 так определяет понятие таможенной стоимости: таможенной стоимостью импортируемых товаров должна быть цена (стоимость) сделки, то есть цена, действительно уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная в соответствии со статьей 8 Соглашения.

Работа состоит из  1 файл

Таможенная стоимость.docx

— 33.58 Кб (Скачать документ)

сырья, материалов и  комплектующих, которые являются составной  частью ввозимых товаров;

инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

материалов, израсходованных  при производстве ввозимых товаров;

проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением РФ, и необходимых  для производства оцениваемых товаров;

3) платежи за использование  объектов интеллектуальной собственности  (за исключением платежей за  право воспроизведения в РФ), которые  относятся к оцениваемым товарам  и которые покупатель прямо  или косвенно должен уплатить  в качестве условия продажи  таких товаров, в размере, не  включенном в цену, фактически  уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи  относятся только к ввозимым  товарам;

4) любая часть  дохода, полученного в результате  последующей продажи, распоряжения  иным способом или использования  товаров, которая прямо или  косвенно причитается продавцу;

5) расходы по перевозке  (транспортировке) товаров до  аэропорта, морского порта или  иного места прибытия товаров  на таможенную территорию РФ;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров  и проведению иных операций, связанных  с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта  или иного места прибытия товаров  на таможенную территорию РФ;

7) расходы на страхование  в связи с международной перевозкой  товаров.

Цена сделки и  указанные обязательные дополнительные начисления к ней иначе называют компонентами (элементами) таможенной стоимости, образующими в совокупности ее структуру.

Исходя из изложенного, основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод). Определение первого метода как основного означает, что таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров должна определяться по этому методу во всех случаях, когда выполняются условия его применения, установленные Законом РФ "О таможенном тарифе".

В зарубежных государствах - участниках Соглашения о применении статьи VII ГАТТ соответствующие положения  в полной мере реализуются на практике: порядка 90 - 98% всех экспортно-импортных  операций оцениваются с использованием первого метода. Большинство товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, также  оценивается по первому методу.

2. Методы таможенной  оценки, предусмотренные Законом  РФ "О таможенном тарифе", применяются  в строго заданной последовательности. Порядок последовательного применения  методов таможенной оценки означает, что каждый последующий метод  может быть применен только  в том случае, если не выполняются  условия применения предыдущего  метода, за исключением методов  вычитания и сложения (методы 4 и  5). В новой редакции Закона (п. 2 ст. 12) однозначно установлено, что  последовательность применения  методов 4 и 5 может быть изменена  только по желанию декларанта, таможенный орган при самостоятельном  определении таможенной стоимости  не вправе изменить последовательность  применения методов таможенной  оценки. Такая редакция Закона  соответствует международным документам, рекомендациям ВТО. Отметим, что  согласно п. 2 ст. 18 прежней редакции  Закона РФ "О таможенном тарифе" возможность применения методов  вычитания и сложения стоимости  в любой последовательности не  рассматривалась как прерогатива  исключительно декларанта.

Последовательное  применение методов - один из основополагающих принципов таможенной оценки товаров. Его практическая значимость сводится к тому, что величина таможенной стоимости, определенная с помощью  каждого последующего метода, все  с большей степенью отдалена от реальной стоимости конкретного перемещаемого  товара, носит обобщенный, "теоретический" характер.

Последний из предусмотренных  настоящим Законом резервный  метод (метод 6) согласно п. 2 комментируемой статьи может применяться только в том случае, если таможенная стоимость  не может быть определена с использованием ни одного из предыдущих методов. Выбранная законодателем формулировка подчеркивает исключительный "статус" резервного метода, допускающий его использование только в тех случаях, если невозможно использовать ни один из предыдущих оценочных методов.

В отечественной  правоприменительной практике при  корректировке таможенной стоимости  таможенными органами резервный  метод используется наиболее часто. Во многих случаях это оправданно. Законом РФ "О таможенном тарифе" установлены довольно строгие требования к ценовой информации, которая  может быть взята в качестве основы для определения таможенной стоимости, и к условиям применения методов  таможенной оценки (см. подробнее комментарий  к ст. ст. 19 - 23). Информация, отвечающая этим требованиям, в таможенном органе зачастую отсутствует. Таким образом, таможенные органы "выходят" на резервный  метод, допускающий гибкое применение 2 - 5 оценочных методов. При последующем  рассмотрении споров относительно правомерности  применения таможенными органами резервного метода таможенной оценки довод об отсутствии информации для использования  предыдущих методов принимается  судами лишь в случае подтверждения  таможенными органами объективной  невозможности получения или  использования такой информации, в том числе содержащейся в  базах данных таможенных органов. Эта  позиция была рекомендована к  применению арбитражными судами Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении  от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных  с определением таможенной стоимости  товаров". В качестве доказательства отсутствия в таможенном органе информации, необходимой для использования 2 - 5 методов таможенной оценки, могут быть представлены справки отделов таможенного оформления соответствующего таможенного органа о том, что в интересующий период времени идентичные, однородные товары в регионе деятельности этого таможенного органа не оформлялись, а также распечатки баз данных таможенного органа, содержащие сведения о товарах, оформленных за указанный период времени.

3. Следующий важный  принцип таможенной оценки товаров,  ввозимых в РФ, закреплен в  п. 3 настоящей статьи. Согласно указанной  норме таможенная стоимость товаров  и сведения, относящиеся к ее  определению, должны основываться  на количественно определяемой  и документально подтвержденной  достоверной информации. Требованию  о документальном подтверждении,  количественной определенности  и достоверности сведений, используемых  при определении таможенной стоимости,  должна соответствовать информация, относящаяся ко всем структурным  компонентам таможенной стоимости.

Количество товара, подлежащего передаче продавцом  покупателю, является существенным условием договора купли-продажи. Условие о  количестве товара может быть согласовано  путем установления в договоре порядка  его определения. В соответствии с п. 2 ст. 465 ГК РФ если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.

В пункте 1 названного выше Постановления "О некоторых  вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" Пленум ВАС  РФ пояснил, что условие о количественной определенности не выполнено, если в  документах, выражающих содержание сделки, отсутствует ценовая информация, относящаяся к количественно  определенным характеристикам товара.

На практике очень  часто контрагентами заключаются  рамочные контракты, содержащие сведения об общем количестве товаров, выступивших  предметом договора, и их общей  стоимости. Количество конкретных товаров  на ассортиментном уровне и цена за единицу товаров каждого вида согласовывается в спецификациях, заявках, заказах (зачастую признаются неотъемлемой частью договоров). При  этом составляются такие спецификации, заявки, заказы не всегда с должной  тщательностью. В этой связи необходимо отметить следующее. Спецификация, заказ, заявка должны иметь индивидуальные реквизиты (дата, номер), содержать указание на условия поставки по Инкотермс. Эти документы должны быть подписаны обеими сторонами по внешнеторговому договору (иначе таможенные органы могут не принять таможенную стоимость, заявленную по стоимости сделки с ввозимыми товарами, как не подтвержденную документально - отсутствие документального подтверждения достигнутого сторонами соглашения относительно существенных условий договора о количестве товаров и цене по каждому виду) либо содержать отметку иностранного поставщика (в идеале с печатью и подписью) об обработке заказа, заявки и выставлении по ним инвойса (с указанием реквизитов последнего). Возможен и более простой вариант сопоставления инвойса с заказом, заявкой - указание в инвойсе, подписанном иностранным контрагентом, конкретных реквизитов заказа, заявки.

Рекомендации по обоснованию в судах позиции  таможенного органа в случае принятия таможенным органом решения о  несогласии с использованием первого  метода определения таможенной стоимости  товара (по цене сделки), а также по обоснованию последовательности применения методов 2 - 6, направленные письмом ФТС  России от 13.07.2005 N 15-101/23664.

В соответствии с  пунктом 5 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного  Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, признаком  возможной недостоверности заявленных при декларировании сведений является уровень таможенной стоимости, выявляемый по результатам анализа рисков уклонения  от уплаты таможенных пошлин, налогов. В юридической литературе и правоприменительной практике для обозначения величины таможенной стоимости товаров, выявляемой таможенными органами по результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов употребляется термин "контрольный уровень таможенной стоимости". Отличие заявленной декларантом таможенной стоимости от контрольного уровня служит основанием для принятия таможенным органом мероприятий по минимизации рисков уклонения от уплаты таможенных платежей: направление документов по оцениваемым товарам в вышестоящий таможенный орган для принятия решения по таможенной стоимости, запрос у декларанта дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости.

В пункте 2 Постановления  от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных  с определением таможенной стоимости  товаров" Пленумом ВАС РФ также  подтверждено, что признаки недостоверности  могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными  и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

На возможную  недостоверность могут указывать  и сами документы, представленные декларантом  при таможенном оформлении, если они  не корреспондируют друг другу, содержат противоречивые сведения, влияющие на стоимость товаров (об условиях продажи  и поставки товаров, цене и др.).

Однако доказать недостоверность представленных документов и сведений очень сложно (для этого  необходимо проведение экспертизы документов, что может повлечь значительные временные и финансовые расходы, не говоря уже о том, что проведение экспертизы в отношении всех товаров, заявленная таможенная стоимость которых  вызывает сомнение просто невозможно).

Наличие же только признаков  недостоверности заявленной таможенной стоимости является основанием для  принятия таможенным органом решения  об уточнении таможенной стоимости, однако не является основанием для  принятия решения о ее корректировке.

Заявленная таможенная стоимость и достоверность сведений, используемых для ее определения, подтверждаются различными документами, сопровождающими  внешнеторговую сделку и представляемыми  в таможенные органы в ходе таможенной оценки товаров.

Под несоблюдением  условия о документальном подтверждении  и достоверности цены сделки с  ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения  заключения сделки в любой, не противоречащей закону форме или отсутствие в  документах, выражающих содержание сделки, информации об условиях поставки и  оплаты товаров либо наличие доказательств  недостоверности таких сведений (п. 1 указанного Постановления Пленума  ВАС РФ).

Требование о достоверности и документальном подтверждении сведений, относящихся к определению таможенной стоимости, нельзя считать выполненным в случаях, когда представленные при таможенном оформлении документы не содержат точных сведений либо содержат противоречивые сведения о существенных условиях сделки, влияющих на таможенную стоимость товара (предмет сделки, количество, цена), отсутствуют сведения о наименовании и полной характеристике товаров (в том числе ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения, упаковка, общая сумма контракта, цена за единицу товара), об условиях поставки товаров. Поскольку при использовании первого метода таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате, то в первую очередь рассматриваются документы, выражающие содержание сделки (внешнеторговый контракт, дополнительные соглашения к нему, спецификации и иные документы, являющиеся его неотъемлемой частью). Исходя из законодательного определения цены сделки как цены, уплаченной или подлежащей уплате за товары, отсутствие на момент таможенной оценки документов об оплате товаров не может рассматриваться как невыполнение требования о документальном подтверждении цены сделки.

В целом перечень основных документов, которыми может  быть подтверждена заявленная таможенная стоимость, утвержден Приказом ГТК  России от 16.09.2003 N 1022 и различается  в зависимости от того, осуществляется ли ввоз или вывоз товаров, а также  от применяемого метода определения  таможенной стоимости. Помимо основных документов таможенный орган на основании  п. 4 ст. 323 ТК РФ вправе запросить у  декларанта дополнительные документы  в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости (см. подробнее  комментарий к ст. 13 настоящего Закона).

Информация о работе Таможенная стоимость