Таможенная стоимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:28, доклад

Описание

Таможенная стоимость - одна из основных категорий таможенного права. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ в ст. 1 так определяет понятие таможенной стоимости: таможенной стоимостью импортируемых товаров должна быть цена (стоимость) сделки, то есть цена, действительно уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная в соответствии со статьей 8 Соглашения.

Работа состоит из  1 файл

Таможенная стоимость.docx

— 33.58 Кб (Скачать документ)

Таможенная стоимость - одна из основных категорий таможенного  права. Соглашение о применении статьи VII ГАТТ в ст. 1 так определяет понятие таможенной стоимости: таможенной стоимостью импортируемых товаров должна быть цена (стоимость) сделки, то есть цена, действительно уплаченная или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная в соответствии со статьей 8 Соглашения. Однако данное определение может быть распространено только на случаи, когда таможенная оценка товаров осуществляется по первому методу. В ст. 15 Соглашения говорится, что термин "таможенная стоимость" означает стоимость товаров в целях обложения импортируемых товаров адвалорными таможенными пошлинами. 

 

Российской законодательство также раскрывает содержание понятия  таможенной стоимости через ее основное функциональное назначение.

В п. 6 ст. 5 прежней  редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" понятие таможенной стоимости  было определено следующим образом: таможенная стоимость - это стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами РФ.

В Таможенном кодексе  РФ установлено, что таможенная стоимость  товаров, наряду с их количеством, служит налоговой базой для целей  исчисления таможенных пошлин, налогов (ст. 322).

В новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" термин таможенная стоимость исключен из числа понятий, законодательное  определение которых установлено  в его ст. 5.

Отсутствие общего определения понятия таможенной стоимости, которое отражало бы правовое содержание и существо этого понятия  вне зависимости от применяемого метода таможенной оценки объясняется  тем, что в каждом конкретном случае структуру таможенной стоимости  товаров образует совокупность разных компонентов:

цена сделки и  дополнительные начисления к ней - первый метод;

цена сделки с  идентичными или однородными  товарами, скорректированная с учетом различных условий продажи и  поставки товаров в каждом конкретном случае - методы по стоимости сделок соответственно с идентичными или  с однородными товарами;

цена единицы  товара, из которой производятся определенные вычеты - метод вычитания;

расчетная стоимость - метод сложения;

одна из перечисленных  ценовых основ, применяемая гибко, - резервный метод.

Вместе с тем  отсутствие общего определения понятия  таможенной стоимости вряд ли можно  считать существенным недостатком  Закона, некоторые исследования вообще ставят под сомнение саму возможность  удовлетворительно сформулировать общее понятие таможенной стоимости  и приходят к выводу о том, что  при наличии точных правил и конкретных методик таможенной оценки товаров  необходимость перехода к теоретическому понятию таможенной стоимости с  целью исполнения существенной практической задачи отсутствует. 

 

Вне привязки к какому-либо конкретному методу таможенной оценки термин "таможенная стоимость" употребляют  для обозначения величины, которая  принимается таможенным органом  в качестве исходной расчетной базы для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Как было отмечено выше, основное функциональное назначение таможенной стоимости - служить налоговой базой  для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. По НК РФ налоговая  база - один из основных элементов юридического состава налога, только при точном определении каждого из которых  налог может считаться установленным. При этом налоговая база определена как стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Таким образом, таможенная стоимость представляет собой стоимостную  характеристику объекта обложения  таможенными пошлинами, налогами и  является одним из основных элементов  обложения указанными пошлинами, налогами.

К числу иных элементов, определяющих величину подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, относятся  классификационный код товаров  по ТН ВЭД, количество товаров, страна происхождения, тарифные преференции.

Помимо этого  величина таможенной стоимости заложена в качестве критерия для определения  размера подлежащих уплате таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Так, Постановлением Правительства  РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" ставки указанных сборов установлены  от 500 руб. до 100 тыс. руб. в зависимости  от величины таможенной стоимости представленных к таможенному оформлению товаров.

Таможенная стоимость  используется при определении некоторых  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности. Например, п. 5 Правил определения происхождения  товаров развивающихся стран  при предоставлении тарифных преференций  в рамках Общей системы преференций  от 12.04.1996 понятие "небольшой партии товаров", в отношении которой  не требуется представления сертификата  происхождения товаров, сформулировано с помощью критерия таможенной стоимости (не более 5000 долларов США).

Таможенная стоимость  служит также основой при начислении административных штрафов, назначаемых  за совершение административных правонарушений в области таможенного дела - нарушений  таможенных правил, предусмотренных  главой 16 КоАП РФ.

Сведения о таможенной стоимости используются для целей  таможенной статистики и специальной  таможенной статистики.

Для обозначения  процедуры определения и контроля таможенной стоимости употребляется  термин таможенная оценка, который  охватывает все оценочные действия в отношении товаров с момента  первого определения таможенной стоимости товаров декларантом  до принятия таможенным органом окончательного решения по таможенной стоимости. В  юридической литературе и правоприменительной  практике термин таможенная оценка используется также в узком смысле для обозначения  собственно расчета таможенной стоимости  товаров декларантом или таможенным органом.

Таможенная оценка (в широком смысле) состоит из следующих основных этапов:

I. Заявление декларантом  таможенной стоимости товаров  и представление необходимых  документов для таможенного контроля.

II. Контроль таможенной  стоимости. Это совокупность мер,  принимаемых таможенными органами  в целях обеспечения соблюдения  таможенного законодательства РФ  в части проверки достоверности  заявленных лицами сведений о  таможенной стоимости, правильности  избранного метода таможенной  оценки и расчета таможенной  стоимости перемещаемых через  таможенную границу РФ товаров.

Понятие контроля таможенной стоимости охватывается более общим  понятием "таможенный контроль".

По результатам  контроля таможенной стоимости таможенным органом может быть принято одно из трех возможных решений:

1) о принятии заявленной  таможенной стоимости (таможенный  орган соглашается с заявленной  таможенной стоимостью);

2) об уточнении  заявленной таможенной стоимости  (в целях реализации этого решения  таможенный орган запрашивает  дополнительные документы и сведения  для подтверждения таможенной  стоимости);

3) о корректировке  таможенной стоимости (декларанту  предлагается скорректировать заявленную  таможенную стоимость в рамках  избранного или иного метода  таможенной оценки).

III. Принятие решения  по таможенной стоимости: согласованного  декларантом и таможенным органом  - по результатам анализа дополнительно  представленных декларантом документов  и сведений, консультаций по вопросам  определения таможенной стоимости;  либо самостоятельно таможенным  органом - если таможенный орган  не принимает заявленную и  скорректированную декларантом  таможенную стоимость, по итогам  консультаций не достигнуто согласие  по вопросу определения таможенной  стоимости либо декларант отказался  корректировать таможенную стоимость  товаров и не явился в таможенный орган в установленный срок для принятия решения по таможенной стоимости. (Подробнее см. комментарий к п. 3 ст. 13 настоящего Закона.)

Таможенная стоимость  признается налоговой базой при  обложении таможенными пошлинами, налогами товаров, в отношении которых  Таможенным тарифом РФ установлены  адвалорные ставки.

Адвалорная ставка (отсюда производные термины - адвалорная таможенная пошлина, адвалорный таможенный тариф) - это ставка таможенной пошлины, устанавливаемая в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров. Термин "адвалорная ставка" происходит от латинского ad valorem - от стоимости. Адвалорные ставки используются при обложении как ввозными, так и вывозными таможенными пошлинами. Таможенным тарифом РФ в отношении большинства товаров установлены именно адвалорные ставки таможенных пошлин.

Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам, производится по следующей формуле:

Там. пошл. = Там. ст-ть x Ст,

где

Там. пошл. - сумма таможенной пошлины;

Там. ст-ть - таможенная стоимость товара (в руб.);

Ст - ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (адвалорная ставка).

Правильное определение  таможенной стоимости затрагивает  интересы и государства (поступление  сумм таможенных платежей в бюджет), и российских производителей товаров (неравная конкуренция иностранных  товаров), и участников внешнеторговой деятельности (объем налогового бремени), и простых граждан (фискальная нагрузка таможенных платежей является существенной составляющей в потребительских  ценах импортных товаров). В связи  с изложенным процедура таможенной оценки товаров одна из наиболее сложных и "конфликтных" в отечественной правоприменительной практике. Нормативно-правовое регулирование процедуры таможенной оценки и реализация соответствующих положений законодательства на практике влияет и на торгово-политические отношения РФ с другими государствами.

Основу современной  процедуры таможенной оценки товаров, принятой в большинстве стран  мира, составляют статья VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле. РФ не является участницей ГАТТ, однако принятие ею международных  стандартов, в том числе в области  таможенной оценки товаров, отвечает ее интересам по интеграции в международные  экономические отношения, расширению своих торговых связей, вступлению во Всемирную торговую организацию. Важным этапом на пути достижения этих целей является приведение правовой базы РФ в соответствие с нормами  международного права и общепринятой международной практикой. Унификация российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами  Соглашения о применении статьи VII ГАТТ является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Названные обстоятельства обусловили необходимость внесения изменений  в Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", что было сделано Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", вступающим в силу с 01.07.2006.

Несмотря на то что Российская Федерация не является участницей Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, в силу п. 1 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" положения международного права и общепринятая международная практика составляют основу системы таможенной оценки товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. В этой связи законодательная база и правоприменительная практика должны ориентироваться на мировые стандарты таможенной оценки товаров, нормы указанного выше Соглашения, рекомендации ВТО по применению его положений.

Перечень методов  определения таможенной стоимости, выработанных и закрепленных в международно-правовых нормах, не является новым и для  отечественного законодательства; несколько  изменились названия этих методов - законодателем  были избраны более корректные формулировки. Это методы:

1) метод по стоимости  сделки с ввозимыми товарами;

2) метод по стоимости  сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости  сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания;

5) метод сложения;

6) резервный метод.

Приведенный перечень методов определения таможенной стоимости является исчерпывающим.

Главными принципами таможенной оценки, которые в равной мере должны соблюдаться и декларантами, и таможенными органами при определении  таможенной стоимости товаров, являются следующие.

1. Первоосновой таможенной  стоимости признается стоимость  сделки, как она определена в  ст. ст. 19, 19.1 Закона РФ "О таможенном  тарифе".

Стоимость сделки - это цена, фактически уплаченная или  подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ (цена сделки), к которой дополнительно должны быть начислены:

1) расходы в размере,  в котором они произведены  покупателем, но которые не  включены в цену, фактически уплаченную  или подлежащую уплате:

на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением  вознаграждений, уплачиваемых покупателем  своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

на тару, если для  таможенных целей она рассматривается  как единое целое с товарами;

на упаковку, включая  стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим  образом распределенная стоимость  следующих товаров и услуг,  прямо или косвенно предоставленных  покупателем бесплатно или по  сниженной цене для использования  в связи с производством и  продажей на экспорт в РФ оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

Информация о работе Таможенная стоимость