Роль таможенных органов в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 13:18, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3Глава 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет …….5

1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства………………………………………………………………………...5

1.2. Виды таможенных платежей………………………………………………...7

1.3 Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………...17

Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Дальневосточного таможенного управления……………………………………………………......20

2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг……………………………………………………………20

2.2Статистический анализ таможенных платежей в период 2005–2009 гг….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….......28 ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая таможня.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

Таможенные органы РФ за январь-август 2010г. перечислили в федеральный бюджет 2 трлн 673,18 млрд руб. Об этом сообщила пресс-служба Федеральной таможенной службы (ФТС). В январе-августе 2009г. таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 1 трлн 934 млрд руб. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма, перечисленная ФТС в федеральный бюджет, увеличилась на 38,2%[9].

С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 . Исследование таможенных платежей на примере Дальневосточного таможенного управления.

 

2.1 Общая характеристика объемов таможенных платежей, перечисленных в период 2005 – 2009 гг.

 

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. Проанализировав сведения таблицы 2.1, видим, что в 2006 году наблюдается увеличение сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет на 28% по сравнению с 2005 годом. Такая же тенденция продолжается в 2007 году (+22%) и в 2008 году (+27%). Однако в 2009 году отмечается резкий спад данного показателя на 56 %.

Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет по данным ДВТУ в 2005-2009 годах представлены в таблице 1.1. (См. Приложение 1)

В таблице 1.1 представлена сведения таможенных платежах, перечисленных в федеральный бюджет в 2005-2009 годах.

На рис.1.1. (См. Приложение 2) приведена динамика уплаты таможенных платежей по видам. Наглядно можно увидеть, что с 2005 года по 2008 год наблюдается увеличение поступления платежей в федеральный бюджет на 23 460,80 тыс. руб. В 2009 году происходит резкий спад уплаты таможенных платежей.

Можно сделать вывод, что перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Специфическая составляющая пошлины в евро за 1 куб. см. увеличена в зависимости от объема двигателя.

При этом подержанные автомобили, эксплуатирующиеся не более 5 лет, облагаются также по повышенным ставкам: вместо прежних 25 процентов - 30-35 процентов от таможенной стоимости при одновременном росте специфической ставки пошлины. Больше всего это оказало влияние на Приморский край. Из-за этого во Владивостокской таможне оформлялось меньше автотранспортных средств, что значительно снизило суммы уплаты таможенных платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Статистический анализ таможенных платежей в период 2005 – 2009 гг.

Таможенные платежи определяются как сумма ввозной и вывозной таможенной пошлины, НДС, акциза, сборов за таможенное оформление и прочих поступлений. Динамику таможенных платежей ДВТУ по их видам по кварталам за 2005-2009 гг. можно наблюдать в таблице 1.2. (См. Приложение 3)

Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина – 66%, которая подразделяется на ввозные пошлины – 23% и вывозные – 43%. Практически все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры берут на себя таможенные сборы и иные платежи и всего 0% – акциз (рис. 1.2). (См. Приложение 4)

Исследуем таможенные платежи на коэффициенты роста, которые характеризуют интенсивность динамики пополнения Федерального бюджета РФ относительно предыдущего периода.Анализируя динамику вывозной таможенной пошлины (рис. 1.3) (См. Приложение 6) с 2005 по 2008 гг., а ею облагаются вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации биологические ресурсы (рыба, моллюски, ракообразные), минеральные ресурсы, изделия из них и лом (нефтепродукты, древесина, черные и цветные металлы), можно заметить наметившуюся тенденцию увеличения поступлений данных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации. Об этом также говорят рассчитанные в таблице 1.3 (См. Приложение 5) цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. В 2009 году сумма вывозной таможенной пошлины, перечисленной в Федеральный бюджет, снизилась. Об этом говорит коэффициент роста – 0,85<1. Средний абсолютный прирост за квартал составил 546,55 млн. руб., средний коэффициент роста равен 1.

 

.Согласно рисунка 1.4 (См. Приложение 7) ежеквартально с 2005 по 2008 гг. происходит увеличение поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в виде ввозной таможенной пошлины и НДС, которым облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с принципом национального режима по отношению к иностранным товарам. Рассчитанные в таблице 1.3 цепным способом коэффициенты роста подтверждают тенденцию роста данных платежей. На рисунке 1.4 также можно заметить пропорциональный рост данных платежей, особенно это заметно начиная со второго квартала 2006 г. и по четвертый квартал 2008 г. Это объясняется тем, что базой начисления НДС является величина таможенной стоимости и ввозной таможенной пошлины. Но 2009 году резко уменьшилась сумма НДС и ввозной таможенной пошлины, перечисленной ДВТУ в Федеральный бюджет. Об этом также говорит коэффициент роста НДС – 0,59<1, а по ввозной таможенной пошлине равен 0,57. Средний абсолютный прирост ввозной таможенной пошлины за квартал составил 193,22 млн. руб., а по НДС 249,21 млн. руб., средний коэффициент роста ввозной таможенной пошлины равен 1, а для НДС 1.

С 2005 по 2008 гг. динамика перечисления акциза, а им облагаются ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации автомобили и мотоциклы, алкогольные напитки, табачная продукция, и таможенных сборов на рисунке 1.5 (См. Приложение 8) можно предположить тенденцию увеличения поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации. Об этом также можно судить по рассчитанным в таблице 1.3 цепным способом коэффициентам роста. Но в 2009 году перечисления акциза и таможенных сборов наблюдается снижение поступления средств в Федеральный бюджет Российской Федерации. Средний абсолютный прирост акциза, взимаемого при ввозе, за квартал составил -5,11 млн. руб., а таможенных сборов составил -12,22 млн. руб., средний коэффициент роста акциза равен 0,99 и таможенных сборов – 0,99.

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что размер таможенных платежей напрямую зависит от таких факторов, как:

для таможенной пошлины:

- режим, под который помещается товар при перемещении его через таможенную границу Российской Федерации;

- сезон перемещения товара и страна происхождения товара: применение минимальной, преференциальной и максимальной ставки таможенной пошлины;

- количество товара в натуральном выражении и ставка пошлины при взимании специфической таможенной пошлины, таможенная стоимость и процентная ставка адвалорной пошлины, а сама ставка пошлины может дифференцироваться в зависимости от степени переработки товара. Зависимость изменения сумм таможенных платежей от товарооборота наглядно показывают рисунки 1.6 и 1.7; (См. Приложение 8 и 9)

для акциза – количество товара в натуральном выражении и ставка акциза, указанная в Налоговом кодексе Российской Федерации;

для НДС – основа начисления налога и ставка налога на соответствующий товар;

для сборов:

- за оформление – исходя из заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров; за таможенное сопровождение – исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки; за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа – таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров и непосредственно срока хранения.

 

 

Можно сделать вывод, что одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным ДВТУ, наблюдалась тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2005 – 2008 гг. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых больше 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости. Об этом также говорят рассчитанные цепным способом коэффициенты роста, большинство из которых меньше 1. Средний абсолютный прирост таможенных платежей за квартал составил 1007,8 млн. руб., а средний коэффициент роста равен 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе в соответствии с законодательством РФ таможенные платежи и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ.

Пополнение доходной части федерального бюджета – одна из важнейших задач таможенных органов. Таможенные платежи — федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.

Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.

Фискальная функция таможенных органов закреплена в п. 2 ст. 403 ТК РФ, согласно которой таможенные органы взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию. Вклад таможенных органов в формирование доходной части бюджета составляет более 50%, а ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, по оценкам ряда авторов, составляют порядка 200 млн долл. США.

Мировой финансово-экономический кризис вызвал резкое падение
мировых цен на основные товары российского экспорта, что обостряет проблему сбалансированности внешнеторгового сальдо, прежде всего в торговле со странами Запада, сужает налогооблагаемую базу для сбора таможенных платежей. Это создает реальную угрозу сокращения валютных резервов и в конечном итоге отражается на сбалансированности федерального бюджета уже в 2009г. Это может вынудить Россию обратиться к внешним заимствованиям с вытекающими негативными последствиями.

Затормозить падение таможенных сборов может только общее восстановление мировой экономики, в том числе восстановление рынков сырья. Таким образом, увеличение перечислений в бюджет за счет сборов за пересечение товаров таможенной границы РФ следует ждать после увеличения промышленного производства и снижения уровня безработицы в странах–экспортерах, а также улучшения экономического положения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция РФ принята 12.12.1993 (поправки от 30.12.2008)//Российская газета, № 7, 21.01.2009.

2. Таможенный кодекс ТС от 06.07.2010 № 61-ФЗ (ред. от 11.03.2012)//Российская газета - 06.07.2010.

3. Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (с изм. от 19 мая 2010 года № 86-ФЗ)//Российская газета, № 109, 21.05.2010

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)// Российская газета - 02.08.2010.

5. Закон «О таможенном тарифе» №5003-1 от 21.05.93 (изм. от 28 июня 2009 года № 125-ФЗ)//Российская газета, № 118, 01.07.2009

6. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. от 30 декабря 2006 года № 280-ФЗ)//Российская газета, № 1, 10.01.2007.

7. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

8. Федеральный закон РФ от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

9. Федеральный закон от 27.09.2009 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Таможенный кодекс»

10. Артемьев, А. А. Экономическая обоснованность таможенных сборов / А. А. Артемьев // Налоговая политика и практика. - 2009. - № 6 (78). - С.22-30

11. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.  – Режим доступа: [http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/StMunF]

12. Бадулин, О.Г. Обеспечение уплаты таможенных платежей / О.Г. Бадулин. – Режим доступа: [http://www.lawmix.ru/comm/2775/]

13. Берник, В.Р. Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями / В.Р. Берник, А.В. Брызгалин, А.Н. Головкин. – Режим доступа: [http://lib.rus.ec/b/194013/read]

14. Бюджетная система РФ. / Счетная палата Российской Федерации. – Режим доступа: [http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/]

15. Кулешов, В.В. Таможенные платежи при различных таможенных режимах / В.В. Кулешов. – СПб.: Бизнес-Пресс, 2009. – 36 с.

16. Майорова, А.А. Акцизы: проблемы теории и практики [Текст] : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / А. А. Майорова. - М., 2009. - 26 с.

17. Майорова, А.А. Акциз и иные виды косвенных фискальных платежей: сравнительный анализ / А.А. Майорова. – Режим доступа: [http://www.lawmix.ru/comm/8856/]

Информация о работе Роль таможенных органов в формировании бюджета