Пути совершенствования финляндско-российского торгового и таможенного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:52, контрольная работа

Описание

Главная цель заключается в определении путей совершенствования финляндско-российского торгового и таможенного сотрудничества и выработке основных направлений его дальнейшего расширения и углубления на основе изучения, обобщения и анализа фактического материала, статистических данных, исторического опыта.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующего комплекса задач:
- определить место Финляндии в мировой экономике на современном этапе и дать оценочную характеристику факторам, которые воздействуют на них;
- исследовать торговое сотрудничество Финляндии и России;
- исследовать таможенное сотрудничество Финляндии и России.
Так как серьезных проблем в сотрудничестве России и Финляндии не возникало научных работ написано не было.

Работа состоит из  1 файл

к.р. готовая.docx

— 72.63 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Финляндия и Россия являются давними партнерами в области  экономического сотрудничества. Две страны достигли определенных успехов на таких направлениях, как взаимная торговля, инвестиции, валютно-кредитная сфера, военно-техническое сотрудничество. В то же время после вступления Финляндии в Европейский союз (далее – ЕС) сотрудничество двух стран вступило в новую плоскость. Его необходимо рассматривать уже не через призму сотрудничества двух стран с разными социально-политическими системами, как это было во времена СССР, и не как сотрудничество между двумя соседними странами с общей границей, а как сотрудничество между Россией и страной – членом ЕС, где Финляндия играет для России роль «окна» в единую Европу. Тут возникает противоречие между финскими национальными экономическими интересами и интересами всего Европейского союза как группировки, что отражается во всевозможных ограничениях на российский экспорт в Финляндию.

За последнее десятилетие  Финляндия сделала гигантский шаг  вперед в области экономического развития, перейдя из второго эшелона в лидеры среди стран с развитой рыночной экономикой. В настоящее время экономика Финляндии является самой конкурентоспособной в мире. Индекс конкурентоспособности – главный ориентир, характеризующий инвестиционную привлекательность того или иного рынка. При его определении учитывается свыше 300 параметров и экспертиз.

Россия и Финляндия  в равной степени заинтересованы совершенствовать транспортную и таможенную инфраструктуры с тем, чтобы повысить конкурентоспособность наших стран на рынке транзитных услуг, выработать взаимовыгодные подходы к использованию евроазиатского транзита. Перспективы роста экономики России мы связываем со всё более глубокой интеграцией ее в мировую экономику и созданием единого экономического пространства с ЕС.

Глобализация экономики  несет в себе новые вызовы, на которые мы могли бы вместе находить достойные ответы, используя естественные преимущества нашего добрососедства. И в России, и в Финляндии  назрело понимание необходимости  значительно более активного  сотрудничества в сфере высоких  технологий и инноваций, устранения препятствий для установления прямых связей предприятий малого и среднего бизнеса. Крупные резервы скрыты в приграничном экономическом сотрудничестве, субконтрактинге, в иных формах производственной кооперации. Мы внимательно изучаем опыт зарубежных стран, в том числе и Финляндии, по партнерству государства и бизнеса.

Не меньшие перспективы  государственно-частное партнерство  наших стран открывает и для создания совместных венчурных фондов для поддержки российско-финляндского малого и среднего предпринимательства, особенно в проектах по созданию международных технопарков и отдельных высокотехнологичных производств. Российское правительство со своей стороны готово к диалогу с отечественным и финским бизнесом по использованию всех возможных мер поддержки этого направления нашего сотрудничества.1

Объектом исследования является торговое и таможенное сотрудничество Финляндии и России в условиях глобализации мирохозяйственных связей и с учетом специфики развития экономики Финляндии на современном этапе.

Предмет исследования –  особенности и направления  торгового  и таможенного сотрудничества Финляндии и России, а также новые тенденции и процессы в развитии двусторонних связей.

Главная цель заключается  в определении путей совершенствования  финляндско-российского торгового  и таможенного  сотрудничества и  выработке основных направлений его дальнейшего расширения и углубления на основе изучения, обобщения и анализа фактического материала, статистических данных, исторического опыта.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующего комплекса задач:

- определить место Финляндии в мировой экономике на современном этапе и дать оценочную характеристику факторам, которые воздействуют на них;

- исследовать  торговое сотрудничество Финляндии и России;

- исследовать таможенное сотрудничество Финляндии и России.

Так как серьезных проблем  в сотрудничестве России и Финляндии  не возникало научных работ написано не было.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1. МЕСТО РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ

 В МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКЕ

1.1 Место России в мировой экономике

Россия занимает в мировой  экономике особое место. В чём-то её положение сходно с положением «бедных гигантов» Китая и Индии, но в гипертрофированно-обостренной форме. Россия по своим объективным экономическим показателям является страной-середняком. При доле в мировой численности населения, равной 2,25%, она производит 2,5 мирового ВВП, являясь 10 страной мира по этому показателю, однако по уровню ВВП на душу населения она находится на 65 месте.

Наиболее выразительный  социальный показатель, уровень младенческой смертности, отводит России 63 место с коэффициентом 15,39‰. В целом по всему комплексу из 5 качественных показателей наша страна занимает 62 место, а с учетом ВВП – 49.

Двойственно и место России в международных экономических  отношениях. По величине экспорта она занимает 19 место в мире, и её доля по этому показателю составляет 2,1% от мирового уровня. По величине импорта Россия в мире 23 с показателем в 1,1% от мирового импорта. В российской экономике сложился огромный профицит внешней торговли, практически равный величине импорта, что, безусловно, не является положительной характеристикой.

Что касается структуры экспорта, то по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2004 году нефть и нефтепродукты составляли около 58 % стоимости вывозимых из России товаров, металлы, драгоценные камни и изделия из них – 20,3%, машины и оборудование 7,8%, продукция химии и нефтехимии – 6,6 %. Россия является третьей нефтедобывающей страной мира после Саудовской Аравии и США и вторым поставщиком нефти на мировой рынок, а также крупнейшим мировым производителем и экспортером природного газа. Модель экономики России определить невозможно, так как она находится в процессе преимущественно стихийного формирования.

Доля российской экономики  в мировом производстве высокотехнологичных товаров по самым благосклонным оценкам составляет не более 1%.

Внешний долг Российской федерации  в 2004 году составил по данным Русского экономического общества около 211 млрд. долларов. По этому показателю она намного уступает США и ряду других развитых стран, занимающих первые строчки в списке должников. В то же время внешняя задолженность перед Россией составляет около 120 млрд. долл. В российской экономике сохраняется очень высокая по сравнению с развитыми странами инфляция – около 11% в 2004 году.

С другой стороны, Россия находится  в числе лидеров по ряду важнейших характеристик. В мире насчитывается всего 7 стран, официально являющихся обладателями ядерного оружия, и лишь 2 страны – США и Россия – являются бесспорными лидерами в этой области. Такая же ситуация и в области исследования космоса. Здесь представлено 6 стран, осуществляющих собственные запуски, и только 3 страны – США, Россия и Китай, а также Евросоюз, осуществляют полномасштабные космические программы, и они же конкурируют на рынке коммерческих запусков. Что касается пилотируемой космонавтики, то здесь Китай пока не может составить конкуренцию США и России, которые долгое время вообще соревновались в одиночку и вполне на равных. К сожалению, в исследовании дальнего космоса Россия в последние 2 десятилетия по всем направлениям уступает США и объединенной Европе. Россия является вторым (по другим оценкам – третьим) поставщиком вооружений на мировой рынок, при этом российские производители весьма заметны в таких высокотехнологичных областях, как авиастроение, ракетная техника, производство танков и боевых кораблей различных классов.

По оценкам отечественных  ученых, национальное богатство (НБ) России (НБ – сложный и не вполне объективный  показатель, в котором суммируются  производственные мощности, потенциал  рабочей силы, природные ресурсы и ряд других характеристик) намного превышает национальное богатство развитых стран. Двойственное положение Российской Федерации выражается также и в характере её членстве в ряде международных организаций. С одной стороны, она примыкает к «Большой семерке» наиболее развитых стран мира, а с другой – не является её полноценным членом, так как как приглашается к обсуждению далеко не всех экономических проблем. Руководство страны и ведущие российские экономисты не могут окончательно определиться с членством России в ВТО. Хотя намерение вступить в эту организацию высказано однозначно, до сих пор не утихают споры аналитиков о том, компенсируют ли открывающиеся перспективные проникновения на новые рынки возможные потери от обострения конкуренции внутри страны со стороны иностранных фирм, проникновение которых в нашу экономику также значительно облегчится. В отношения с Парижским клубом стран-кредиторов Россия вступает и как кредитор, и как заемщик. Таким образом, как уже было сказано, положение России в мировой экономике уникально.

Выход национального хозяйства  России из кризисного состояния, формирование условий стабильного экономического и социального развития, особенно в перспективе, правомерно связывают с опорой прежде всего на внутренние факторы роста, более последовательным и эффективным их использованием в сочетании с внешними факторами. Соблюдение этого требования предполагает рациональное улучшение структуры экономики, диверсификацию экспорта, при последовательном существенном уменьшении в нем доли сырьевых товаров, энергоносителей, повышая в нем удельный вес продукции высокой степени обработки, новых технологий, инновационных решений.

Это, с учетом предпринимаемых  мер по концентрации усилий в структурообразующих  отраслях промышленности (авиационной, автомобильной, судостроительной), усилению инновационных начал и внедрению нанотехнологий, в известной мере обнадеживает и позволяет сделать прогнозную оценку развития макроэкономических показателей России в сравнении с мировыми макроэкономическими индикаторами – ВВП, мировой и внешней торговли на период до 2015 года.

В экономике России необходимы существенные и масштабные изменения структурного характера, которые неизбежно отразятся на макроэкономических результатах, показателях их динамики. Это курс на модернизацию, обновление обрабатывающей промышленности (особенно отраслей машиностроения), формирование нового полноценного индустриального комплекса. Потребуются массивные масштабные затраты в соответствующие отрасли и производства, инфраструктуру, отдача от которых маловероятна в пределах обозначенного срока. Существенные вложения необходимы для восстановления и развития на новой основе сельского хозяйства, включая его жизненно-социальную структуру. В многомиллиардных расходах нуждается жилищно-коммунальная сфера – ремонт ветхого и аварийного фонда, переселение проживающих там граждан. Безотлагательные решения и меры обусловлены в части подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов практически для всех сфер производственной деятельности, основных научно-практических направлений. Благоприятная внешнеэкономическая ситуация, характеризующаяся высоким и повышенным уровнем экспортных цен на основные товары российского вывоза (энергоносители, черные и цветные металлы, минеральные удобрения и т.п.), как можно предположить, будет способствовать созданию условий устойчивого финансирования, названных и других необходимых мер. Некоторое ухудшение мирохозяйственной конъюнктуры, ее благоприятствующих факторов возможно и вероятно в 2011-2015 годах.

Оцениваемые тенденции и  возможности сдвигов в соотношениях сравнительных макроэкономических показателей могли бы быть реалистичнее и ощутимо существеннее при более последовательном преодолении негативных факторов и трудностей в экономике России, которые упоминались в контексте рассмотрения вероятной динамики основных индикаторов хозяйственного положения и развития.

Место России в мировой  экономике изменяется и зримо  возрастет, хотя бы потому, что ее экономический  потенциал серьезно выше, чем у  большинства ведущих стран Запада. Это потребует энергичных мер  и достаточного времени.

 Решение всего этого  круга вопросов и в ближайшее  время, и на более отдаленную перспективу требует серьезных усилий и затрат, последовательной и четкой, открытой экономической политики, нацеленной на безусловное повышение уровня жизни и социальной комфортности россиян, решение всего комплекса связанных с этим задач.2

1.2 Место Финляндии  в мировой экономике

 Финляндия является высокоразвитой индустриальной страной. За последнее десятилетие она добилась больших успехов в развитии экономики.

С 2000 по 2005 г. темпы роста  ВВП Финляндии являлись одними из самых высоких среди стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), а также среди стран-членов ЕС. Среднегодовые темпы прироста ВВП Финляндии в 2000-2005 гг. в текущих ценах составили 2,7%, в то время, как в еврозоне они составляли за этот период 1,8%. Объем ВВП Финляндии в стоимостном выражении (в текущих ценах) достиг в 2005 г. 152,9 млрд. евро.

В 2005 г. экономика Финляндии также развивалась благоприятно на фоне мировой экономики в целом и особенно стран еврозоны.

На развитие экономики  Финляндии  оказывали влияние такие факторы, как продолжающийся экономический рост в странах Азии, прежде всего, в Китае, рост промышленного производства в США. Вместе с тем, продолжающийся рост цен на нефть в 2004-2005 гг. способствовал замедлению экономического роста. Однако экономика страны продолжала развиваться темпами, опережающими темпы роста стран-членов ЕС и стран еврозоны. Рост ВВП страны в 2005 г. составил 2,1%, стран ЕС – 1,9%, а стран еврозоны – 1,4%.

Эксперты ОЭСР отмечают, что оживление мировой экономики  приведет к более мощному росту экономики Финляндии. По последним прогнозам ОЭСР, ВВП Финляндии может расти в ближайшие годы в среднем на 3,5%.

На протяжении 2000-2005 гг. государственные  финансы страны характеризовались общей сбалансированностью доходов и расходов, а превышение доходов над расходами колебалось от 8,1% от ВВП в 2000 г. до 1,9% в 2005 г. Несмотря на то что размер профицита госбюджета Финляндии имеет тенденцию к уменьшению в последние пять лет, это один из лучших показателей среди стран-членов ЕС.

Рост доходов бюджета  был небывало высоким в 2000 г. – 12% и стабилизировался в 2004 – 2005 гг. на уровне 3%. Одной из причин сокращения темпов роста доходов бюджета в 2005 г. было уменьшение поступлений от налогов. Ставка подоходного налога на корпорации была снижена с 29 до 26%, налога на капитал – с 29 до 28%. Доля налогов в доходах бюджета составила в 2005 г. 44,6%. В 2005 г. расходы госбюджета составили 51,6% от ВВП – это один из самых высоких показателей в странах-членах ЕС.

Информация о работе Пути совершенствования финляндско-российского торгового и таможенного сотрудничества