Таможенные уставы российской империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 14:28, реферат

Описание

Таможенные уставы:
1) 1819 год - ввел понятие контрабанды;
2) 1857 год - впервые определил права и обязанности таможенных чиновников;
3) 1892 год - ввел таможенную охрану в прибрежных морских водах;
4) 1904 год.

Работа состоит из  1 файл

таможня.docx

— 16.44 Кб (Скачать документ)

Таможенные  уставы:

1) 1819 год - ввел понятие контрабанды;

2) 1857 год - впервые определил права и обязанности таможенных чиновников;

3) 1892 год - ввел таможенную охрану в прибрежных морских водах;

4) 1904 год. 

В новые времена 

Получив в наследство от отца громоздкую и кое-как упорядоченную  таможенную систему, Петр I особо не старался привносить в нее новые  веяния. В 1712 г. он восстановил откупную систему таможенных платежей, что  позволило пополнить государственный  бюджет. Однако в 1723 г. царь пришел к  выводу, что главной причиной отставания мануфактурного производства в России была конкуренция иностранных изделий. Тогда и были приняты протекционистские  меры, которые свелись к наложению  пошлин на импортные товары, которые  также производятся в стране. Размер пошлин варьировался в зависимости  от степени развития отечественного производства. Беспошлинный ввоз был разразрешен для товаров, которых в России не было, - для изделий из драгоценных металлов, для семян, обоев, научных инструментов, цитрусовых, многих строительных материалов и т. д. Зато 75%-ным сбором облагались товары, производившиеся в стране, - парусина, скатерти, парча, ленты, воск, крахмал, купорос и др.

Преемники Петра  решили, что отечественное производство развито слабо и незачем его  поддерживать высокими таможенными пошлинами на импорт. Зато 20 декабря 1753 г. правительство дочери Петра Елизаветы отменило с 1 января 1754 г. все внутренние торговые пошлины и сборы. Это было ударом по армии таможенников и благом для общества.

Правительство Екатерины II отменило системы частных и  правительственных монополий в  таможенной сфере, а также откупов.

В 1766 и 1782 гг. оно  приняло новые таможенные тарифы, которые являлись компромиссом между  двумя взаимоисключающими направлениями  в таможенной политике - протекционизмом  и фритредерством (свободой торговлей  и невмешательством государства  в хозяйственную жизнь).

Не отличалась последовательностью  таможенная политика при Павле I и  Александре I. Последний в 1811 г. учредил "Таможенное управление по европейской  торговле". Таможенные чиновники  получили высокий статус. Им разрешалось  иметь оружие, воинские начальники обязаны были им содействовать, мешавшие им могли быть оштрафованы на 500 руб.

В 1822 г. был принят охранительный таможенный тариф, запретивший  вывоз 21 и ввоз 300 видов товаров. А  при Александре II и Александре III были сделаны уступки в пользу свободной торговли. За это одни хвалили правительство, другие поносили. В острой борьбе интересов различных  социальных групп и кланов, в которой  проходило становление российского  капитализма, победили протекционисты. Принятые в 1891-1892 гг. новые таможенные тариф и устав были апогеем  не только таможенной политики предыдущих лет, но и венцом тысячелетней истории  таможенного дела. Эти документы  явились ярким выражением государственного попечительства о национальном труде  в протекционистском направлении. Они даже привели к таможенной войне с Германией в 1893-1894 гг., из которой Россия вышла с честью.

В 1906-1910 гг. Россия занимала 1-е место в мире по отношению  сумм взысканных таможенных пошлин к  стоимости импортированных товаров - они составляли 30,5%. В то же время  в Великобритании они находились на уровне 6,1%, в Австро-Венгрии - 7,3%, в Германии - 7,8%, во Франции - 8%, в Италии - 10%, в США - 22,3%.

Таможенные уставы 1904 и 1910 гг. дополняли образцовый устав 1891 г. В конце 1917 г. отлаженная российская таможенная служба развалилась. Материальные интересы бывшей великой державы  блюли ЦК профсоюза таможенных работников, созданный в сентябре 1917 г., да отдельные  энтузиасты-патриоты (см. фильм "Белое  солнце пустыни").  

Новый таможенный устав (1755) - после отмены Шуваловым П.И. внутренних таможенных пошлин 20 ДК 1753, казна понесла убытки. Чтобы их компенсировать, Шуваловым П.И. был введён новый таможенный устав. Тариф на ввозимые из-за границы товары был увеличен. Пошлина возросла с 5 до 13 коп.с 1 руб. Поступления от сбора пошлин увеличились на 200 тыс.рублей. 

   Систему таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному  уставу 1857 г. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней  сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе — по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие — таможни первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние — таможни второго класса (Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Кроме таможен и застав создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и др. В дополнение к линии таможен и застав «для отвращения» тайного провоза товаров учреждалась пограничная стража.

      Таможенный устав 1904 г. установил  новую структуру таможенных органов.  Теперь таможенная система России  состояла из Департамента таможенных  сборов, окружных и участковых  таможенных управлений, таможен,  застав, постов и пунктов. Каждая  таможня и таможенная застава  находилась под гласным надзором  управляющего и состояла из  таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков  и служителей. Новым в Таможенном  уставе 1904г. был раздел «О привозе  товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство  железных дорог в России и,  как следствие, адаптацию таможенных  операций к этому виду транспорта. Несмотря на то, что в начале XX века в России были самые  высокие пошлины, экспорт русских  товаров (в основном хлеба и  сырья) в 1900—1913 гг. увеличился  на 212%.

Ко времени Октябрьской  революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил  таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р. Менжинского

Информация о работе Таможенные уставы российской империи