Проблемы квалификации таможенных преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:13, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования являются научное осмысление проблем квалификации и разграничения смежных составов та-моженных преступлений.
Для достижения указанной выше цели автор настоящей работы ста-вил перед собой следующие задачи:
- исследование системы таможенных преступлений,
- рассмотреть специфику уголовных преступлений в сфере таможенного дела,
- анализ динамики совершения таможенных преступлений за 2009-2010гг.,
- исследовать проблемные вопросы квалификации таможенных преступлений

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...3

Глава 1. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства …………8

Глава 2. Проблемные вопросы квалификации таможенных преступлений ………………………………………………………………………………….19

Глава 3. Анализ динамики таможенных преступлений в Дальневосточном Федеральном округе………………………………………………………….33

Заключение …………………………………………………………………..39

Список источников и литературы …………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по тпЛисичникова.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

  В связи с этим хотелось бы назвать  два существенных различия между  составами преступлений, предусмотренных  ст. ст. 188 и 194 УК РФ, которые принципиально  их разграничивают.

  Во-первых, для контрабанды и уклонения  от уплаты таможенных платежей по-разному установлен крупный размер. Контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость предметов контрабанды превышает 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ). Уклонение от уплаты таможенных платежей считается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей превышает 3 млн. руб. (примечание к ст. 194 УК РФ). Таким образом, подчеркнем следующее. Если лицо совершает контрабанду, предусмотренную ч. 1 ст. 188 УК РФ, на сумму более 3 млн. руб., то оно должно быть ответственно еще и по ч. 1 ст. 194 УК РФ, так как, совершая контрабанду, заодно уклонилось от уплаты таможенных платежей на эти товары9. Если же совершена контрабанда на сумму меньше 3 млн. руб., соответственно и очевидно, что лицо будет ответственно только за совершение контрабанды. Так, крупный размер помогает четко разграничить эти два преступления. С другой стороны, представляется несколько противоречивым привлечение лица, совершившего контрабанду на сумму более 3 млн. руб., еще и за неуплату таможенных платежей, так как такое лицо в силу характера совершенных им действий просто не имеет возможности уплатить необходимые таможенные платежи, не раскрывая факта совершения им контрабанды.

  Во-вторых, предметом контрабанды могут  быть не только товары и иные предметы в крупном размере, но и перечисленные в ч. 2 ст. 188 УК РФ предметы, в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

  Предметом же уклонения от уплаты таможенных платежей являются таможенные платежи10. Поскольку предметы, указанные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, в силу своей специфики запрещены к свободному ввозу и вывозу, с них не взимаются таможенные платежи. Это означает, что в случае, если лицо перемещает предметы, указанные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не имея должным образом оформленного разрешения, оно определенно совершает контрабанду.

  Таким образом, к настоящему времени в  юридической литературе и судебной практике сложилось четкое представление  о разграничении составов, предусмотренных  статьями 188 и 194 УК РФ. Оно сводится к тому, что по ст. 188 УК РФ могут квалифицироваться только такие незаконные действия, которые совершаются, в случае ввоза, при перемещении товара через таможенную границу, а при вывозе - в момент подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товар. Иные действия, совершенные с товаром, который перемещается через таможенную границу на территорию России, должны квалифицироваться по другим статьям УК РФ в зависимости от других элементов состава преступления.

  Контрабанда и невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  РФ и зарубежных стран.

  УК  РФ определяет юридические признаки двух составов преступлений, связанных  с оборотом культурных ценностей через Государственную границу РФ, определяя их следующим образом:

  1) перемещение через таможенную  границу РФ культурных ценностей,  в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу Российской  Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием (ч. 2 ст. 188 УК РФ), то есть контрабанда культурных ценностей;

  2) невозвращение в установленный  срок на территорию Российской  Федерации предметов художественного,  исторического и археологического  достояния народов Российской  Федерации и зарубежных стран,  вывезенных за ее пределы, если  такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ (ст. 190 УК РФ).

  Обозначенное  противоречие между ст. ст. 56 и 57 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"11, с одной стороны, и ст. ст. 188 и 190 УК РФ, с другой стороны, должно разрешаться на основании вытекающего из содержания ст. ст. 1 и 3 УК РФ принципа верховенства уголовного закона над остальными федеральными законами в вопросах установления преступности и наказуемости тех или иных общественно опасных деяний. Однако данный вывод не устраняет необходимость приведения российского законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей в соответствие с УК РФ в части, касающейся ответственности за нарушение соответствующих правил. Приведенные же выше законодательные формулировки составов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 188 и ст. 190 УК РФ, указывают как на значительное сходство, так и на серьезные отличия между их юридическими признаками, характеризующими объект, предметы, объективную сторону, субъект и субъективную сторону данных преступных посягательств.

  Поэтому контрабанда культурных ценностей  и невозвращение предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации  и зарубежных стран характеризуются  единством родового (отношения в  сфере экономики) и видового (отношения в сфере экономической, а точнее внешнеэкономической деятельности) объектов данных преступлений. В частности, разграничение указанных уголовно наказуемых деяний, совершаемых в отношении культурных ценностей, следует производить по признаку непосредственного объекта преступного посягательства.

  Если  непосредственным объектом контрабанды  культурных ценностей является сложившийся  в результате действия соответствующего законодательства специальный порядок  перемещения (ввоза или вывоза) культурных ценностей через таможенную границу РФ, то непосредственным объектом предусмотренного ст. 190 УК РФ невозвращения в Россию культурных ценностей - специальный порядок временного вывоза культурных ценностей, предполагающий их обязательное возвращение (обратный ввоз) из-за границы в Российскую Федерацию.

  Различаются составы контрабанды культурных ценностей, с одной стороны, и  их невозвращения из-за границы в  Российскую Федерацию, с другой стороны. Так, согласно диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ предметами контрабанды могут быть культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации. Содержание данного сложного понятия раскрывается в ст. ст. 6 и 7 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" путем выделения и перечисления различных многочисленных категорий культурных ценностей. В соответствии же со ст. 190 УК РФ предметами преступного невозвращения из-за границы могут быть не любые культурные ценности, а только те из них, что относятся к предметам художественного, исторического или археологического достояния народов Российской Федерации или зарубежных стран и были законно на основании специального разрешения временно вывезены за границу с территории России. Сказанное о предметах преступного посягательства означает, что предусмотренные ст. 190 УК РФ предметы художественного, исторического или археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран всегда являются культурными ценностями, предусмотренными ч. 2 ст. 188 УК РФ, однако далеко не все культурные ценности из числа указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ (и соответственно в ст. ст. 6 и 7 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей") могут быть предметами преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.

  Определенные сходства между контрабандой культурных ценностей и их невозвращением из-за границы обнаруживаются и в признаках объективной стороны, ибо оба преступных деяния связаны с перемещением указанных в ч. 2 ст. 188 и ст. 190 УК РФ предметов через таможенную границу Российской Федерации. Однако именно в данных признаках объективной стороны указанных составов преступлений усматриваются и основные отличия между ними. Так, контрабанда культурных ценностей совершается исключительно путем активных действий, которые выражаются в непосредственном, фактическом пересечении культурными ценностями линии таможенной границы Российской Федерации одним из альтернативно сформулированных в ч. 2 ст. 188 УК РФ способов, а именно: 1) помимо таможенного контроля; 2) с сокрытием от таможенного контроля; 3) с обманным использованием документов; 4) с обманным использованием средств таможенной идентификации; 5) с недекларированием; 6) с недостоверным декларированием. Тогда как невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического или археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран с точки зрения объективной стороны этого преступления выражается всегда в преступном бездействии - невыполнении субъектом данного преступления возложенной на него юридической обязанности по возвращению в установленные сроки на территорию Российской Федерации временно вывезенных из нее определенных культурных ценностей. Сам же вывоз культурных ценностей, предшествующий совершению преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ (в отличие от ч. 2 ст. 188 УК РФ), должен быть обязательно правомерным, то есть он должен быть осуществлен на основании специального разрешения в соответствии с установленным действующим законодательством порядком временного вывоза культурных ценностей. При этом последующее за контрабандным вывозом культурных ценностей их невозвращение на территорию России в дополнительной квалификации по ст. 190 УК РФ не нуждается, так как полностью охватывается составом контрабанды.

  Следовательно, именно форма выражения общественно опасного деяния как главного признака объективной стороны рассматриваемых преступлений служит основным отличием между ними: контрабанда культурных ценностей всегда совершается только путем указанных активных действий, а невозвращение культурных ценностей в Российскую Федерацию - это всегда преступное бездействие.

  Разграничение данных преступных посягательств, совершаемых  в отношении культурных ценностей, можно производить и по другому  признаку объективной стороны - месту  их совершения. Так, местом совершения контрабанды должен считаться определенный участок таможенной границы Российской Федерации, через который было совершено противоправное перемещение культурных ценностей. В то же время местом совершения преступного невозвращения культурных ценностей надлежит признавать территорию того иностранного государства, где незаконно сверх срока временного вывоза находятся предметы преступления и где, собственно, и происходит соответствующее преступное бездействие, откуда они не ввозятся обратно на территорию Российской Федерации.

  Кроме того, с позиции хронологической  характеристики объективной стороны  сравниваемых преступных деяний контрабанда  культурных ценностей является единичным, одномоментным или кратковременным  преступлением и тем самым  существенно отличается от невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического или археологического достояния народов Российской Федерации или зарубежных стран, которое является длящимся преступлением. Поэтому контрабанда культурных ценностей, предусмотренная ч. 2 ст. 188 УК РФ, признается оконченным преступлением с момента фактического пересечения предметами посягательства таможенной границы12. Предусмотренное же ст. 190 УК РФ невозвращение в Россию культурных ценностей следует считать оконченным преступлением с момента окончания установленного в свидетельстве на право вывоза предельного срока возвращения в Российскую Федерацию из-за границы предметов художественного, исторического или археологического достояния13. То есть оба рассматриваемые состава по законодательной конструкции их объективной стороны являются формальными, и для признания данных преступлений оконченными не требуется наступления каких-либо общественно опасных последствий. Если же, например, происходит уничтожение или повреждение культурных ценностей, то содеянное при наличии предусмотренных уголовным законом условий и в зависимости от конкретных обстоятельств может квалифицироваться по совокупности с одним из составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 167, 168 или 243 УК РФ.

  Уголовную ответственность как по ч. 2 ст. 188 УК РФ, так и по ст. 190 УК РФ могут  нести только лица, достигшие к  моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. При этом субъект контрабанды  культурных ценностей является общим, то есть им может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее указанного возраста. Субъект же преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, - всегда специальный. Это лицо, на которое персонально была возложена юридическая обязанность по полному и своевременному обратному ввозу на территорию Российской Федерации временно вывезенных из нее предметов художественного, исторического или археологического достояния (например, собственник культурных ценностей, руководитель или уполномоченный представитель организации, являющейся владельцем таких ценностей, и др.).

  Что касается субъективной стороны контрабанды  культурных ценностей и невозвращения  предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран, то ее признаки также характеризуются значительными сходствами. Во-первых, оба преступления могут быть совершены только с прямым умыслом. Их совершение с косвенным умыслом или по неосторожности исключается. Во-вторых, на квалификацию рассматриваемых преступных деяний, совершаемых в отношении культурных ценностей, не влияют ни мотивы, ни цели, которыми руководствовались преступники, хотя они и должны учитываться при назначении конкретного вида и размера наказания.

  Вместе  с тем в субъективной стороне  преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 188 и ст. 190 УК РФ, имеется одно весьма важное для правильной уголовно-правовой оценки содеянного отличие. Так, умысел на невозвращение культурных ценностей из-за границы на территорию России может возникнуть у виновного только после их правомерного вывоза с российской территории. Если же такой умысел возник в сознании субъекта преступления до фактического вывоза предметов преступного посягательства, т.е. когда он под видом временного вывоза в действительности осуществляет незаконное перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации без намерения возвратить их обратно, содеянное образует состав контрабанды культурных ценностей, совершенной с обманным использованием документов на право их временного вывоза и должно квалифицироваться только по ч. 2 ст. 188 УК РФ без дополнительной квалификации по ст. 190 УК РФ.

  Отсюда  можно сделать следующий вывод. Признаки каждого из элементов рассмотренных  составов преступлений, связанных с  оборотом культурных ценностей через  российскую границу, несмотря на их родственную юридическую природу, все же характеризуются собственным специфическим содержанием. Думается, что сформулированные выше критерии отграничения контрабанды культурных ценностей от невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран по объективным и субъективным признакам данных составов преступлений могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов в ходе осуществления ими своих функций по борьбе с контрабандой и другими преступлениями в сфере таможенного дела, противодействии незаконному ввозу, вывозу и иному обороту культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, а также следователями при расследовании соответствующих уголовных дел
                 Глава 3 Анализ динамики таможенных преступлений

Информация о работе Проблемы квалификации таможенных преступлений