Проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью прошло в своем становлении и развитии длительный и неоднозначный путь, который, в свою очередь, предопределил современное состояние и тенденции данной деятельности государств и международных сообществ. Оно стало объективной необходимостью, получив хорошую научную, правовую и организационную основу.
Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков.
Задачи работы:
1. Рассмотреть развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
2. Рассмотреть правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
3. Раскрыть организационные основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
4. Рассмотреть международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на примере Российской Федерации;
5. Рассмотреть практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
6. Изучить международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
7. Рассмотреть международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков………………………………………………. 5
1.1 Правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств……………………………………………. 11
1.2 Организационные основы международной системы контроля за оборотом наркотических средств……………………………………………. 16
1.3 Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков……………………….. 20
Глава 2. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков………………………………………………………………………. 23
2.1 Международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков…………………………………………………………………….. 27
2.2 Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств………………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованной литературы…………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 72.33 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний день в  проекте «Сплоченность» участвуют  компетентные органы 82 стран и регионов.

Международный проект «Призма», проводимый с 2002 г., нацелен на предотвращение утечки прекурсоров, используемых для  производства наркотических средств  амфетаминового ряда: эфедрин и псевдоэфедрин; сафрол и изосафрол; 1-фенил-2-пропанон и 3, 4-метилендиоксифенил-2-пропанон; фенилуксусная кислота. Кроме того, в рамках проекта "Призма" уделяется внимание лекарственным препаратам и концентрированным эфирным маслам, содержащим в своем составе сафрол и изосафрол. В настоящее время насчитывается 126 стран, которые определили свои центральные национальные органы для координации мероприятий, осуществляемых проектом «Призма».

Благодаря мероприятиям, проводимым в рамках международных операций «Сплоченность» и «Призма», удается  получать информацию о структуре, разнообразных  формах и масштабах законной международной  торговли контролируемыми химическими  веществами, устанавливать недостающие  звенья, связывающие случаи их утечки из законных каналов международной  и внутренней торговли со случаями контрабанды этих веществ в районы незаконного изготовления наркотических  средств. Создаваемые сети обмена информацией  содействуют раскрытию и пресечению попыток организации поступления  контролируемых веществ в сферу незаконного оборота. Достижение эффективных результатов сопряжено с реализацией стоящих перед международными операциями целей, к которым относятся:

- установление легитимности  сделок и поставок веществ,  используемых при незаконном  изготовлении наркотических средств  и психотропных веществ, а также  выявление причин и условий  поступления таких веществ в сферу незаконного оборота;

- установление и привлечение  к ответственности компаний или  лиц, причастных к организации  утечки и контрабанде химических  веществ;

- сбор и обработка внутренней  информации, касающейся законных  и незаконных сделок с химическими  веществами;

- обмен в режиме реального  времени с компетентными национальными  и иностранными органами оперативной  и иной информацией относительно  совершаемых торговых сделок  с химическими веществами16.

Одним из основных элементов  международных операций «Сплоченность» и «Призма» является механизм обмена предэкспортными уведомлениями. Данная система представления предварительных уведомлений об экспорте, являясь основой для мониторинга торговли контролируемыми веществами, обеспечивает возможность проверки в режиме реального времени законности совершенных внешнеторговых сделок, а также выявления и приостановления подозрительных поставок.

Например, начиная с 1999 г., в рамках проводимой операции «Пурпур» направлено 4380 предварительных уведомлений  об экспорте в отношении более 136560 тонн перманганата калия, в результате чего 233 поставки перманганата калия  общим объемом свыше 14316 тонн были приостановлены. При этом выявлены случаи и каналы утечки контролируемого  вещества в незаконный оборот, а  также осуществлены его изъятия. Больших успехов добились власти Колумбии, изъявшие более 170 т перманганата калия. Начиная с 2001 г. в ходе проведения операции «Топаз» компетентными органами стран - участниц Конвенции ООН 1988 г. в общей сложности направлено 7684 предварительных уведомления об экспорте ангидрида уксусной кислоты общим объемом 1350000 т. Результатом такой работы явились полученные МККН сообщения о 149 случаях, касающихся 3857 т ангидрида уксусной кислоты, из которых было выявлено четыре попытки его незаконного использования в объеме 52 т. Кроме того, 16 стран приостановили в общей сложности 51 поставку ангидрида уксусной кислоты общим объемом 3186 тонн в 23 страны, а в 94 случаях осуществлено изъятие ангидрида уксусной кислоты в объеме 615 т. В период с 1 ноября 2004 г. по 31 октября 2005 г. в рамках проекта «Призма» МККН проинформирован о 1893 отдельных поставках в сфере законной международной торговли эфедрином и псевдоэфедрином, что позволило расширить представления о ее масштабах и структуре17.

Приведенные результаты международных  операций интенсивного отслеживания поставок наркотических и психотропных веществ, доказывают необходимость активного  в них участия всех стран, ратифицировавших Конвенцию ООН 1988 г. Учитывая значение проводимых в рамках рассмотренных  международных операций мероприятий, в том числе связанных с  представлением предэкспортных уведомлений, чрезвычайно важным аспектом функционирования системы контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ, представляется создание правовых основ организации и проведения таких мероприятий на национальном уровне.

 

 

 

 

 

 

2.2 Международно-правовые  аспекты борьбы с незаконным  оборотом наркотических средств

Наркомания, распространяясь  по миру, легко пересекает границы  между государствами, для нее  нет непреодолимых препятствий  и барьеров, она отвоевывает все  новые территории с огромной скоростью. Нет ни одной страны, где бы народ  и правительство оставались равнодушными и безучастными к судьбам людей, попавших под влияние расползающегося  наркотического дурмана, втягивающего в смертельную бездну новые жертвы. Для защиты от наркоманной беды все народы мира применяли разнообразные средства.

Каждое государство в  определенные исторические периоды  своего развития принимало соответствующие  законы, направленные на борьбу с наркоманией. Устанавливалась уголовная ответственность  за преступления, связанные с наркотиками, включая самые суровые санкции (длительные сроки лишения свободы  и даже смертную казнь). А с начала XX в., понимая чрезвычайную опасность  данного негативного социального  явления, врачи, интеллигенция, некоторые  религиозные деятели стали высказывать  мнение о необходимости объединения  усилий перед нарастающей угрозой  расползания по миру наркомании. В 1909-1912 гг. проводятся первые международные  совещания и конференции, на которых  обсуждаются вопросы контроля за производством опиума-сырца, ограничением его экспорта, возможным разрешением использования в медицинских целях и т.д. В подготовке и принятии первой в истории человечества Конвенции и наркотиках приняли участие 12 государств мира. В разработке и принятии последующих конвенций о борьбе против незаконного оборота НС, а затем психотропных веществ участвовали почти 150 государств.

Современный уровень борьбы с наркоманией уже не мыслим без  международных соглашений о контроле за производством наркотиков в тех или иных государствах, без осуществления строгих мер надзора за рынком торговли наркотиками, без обязанности выполнения всех достигнутых межправительственных договоренностей и ответственности в случае их нарушения. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1991-2000 гг. десятилетием борьбы против злоупотреблений наркотиками.

Ученые всего мира постоянно  разрабатывают новые, самые эффективные, отвечающие современному уровню науки  способы оказания помощи больным  наркоманией. Отрабатываются новейшие методики лечения, проверяется действие лекарственных препаратов, включая  даже производство операций с целью  избавления человека от наркотической  зависимости. Обобщается опыт мировой  практики предупреждения наркомании с  помощью объединения накопленных  знаний в области медицины, психиатрии, психологии, социологии, юриспруденции  и т.д. Но, несмотря на все усилия ученых и практиков, проблема наркомании продолжает оставаться одной из самых  злободневных, общественно опасных, остро стоящих перед человечеством, трудно разрешимых в обозримом будущем.

Международная система контроля над наркотиками основывается на принципе национального контроля в  рамках юрисдикции отдельных государств и в соответствии с положениями  международных договоров. Каждое государство-участник конкретного договора обязано принять  соответствующее законодательство, осуществлять необходимые административные и правоохранительные меры и сотрудничать не только с другими государствами, но также с международными органами по контролю над наркотиками, созданными в соответствии с этими договорами. Всем другим государствам, не являющимся участниками соответствующего договора, предлагается принимать эти меры на временной основе до вступления его в силу для каждого из них.

Основными действующими международными договорами о контроле над наркотиками  является Единая Конвенция о наркотических  средствах 1961 года с поправками, внесенными Протоколом 1972 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая была принята в 1988 году.

Они представляют собой общие  принципы, которые должны служить  основой для других двусторонних и многосторонних официальных договоренностей  и соглашений, в которых определялись бы конкретные формы и условия  для оказания помощи и проведения совместных действий в области контроля над наркотиками.

Программа ООН по контролю над наркотиками (английская аббревиатура - "UNDCP"; русская аббревиатура "ЮНДКП") является органом Секретариата, отвечающим за все мероприятия Организации  Объединенных Наций в области  контроля над НС. Программа была создана в соответствии с резолюцией 45/179 Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1990 года. Она возглавляется Директором-исполнителем, который представляет доклады непосредственно  Генеральному секретарю.

Среди своих многочисленных функций, связанных с контролем  над наркотиками Программа служит секретариатом и исполнительным органом Комиссии по НС. В этой связи  он оказывает помощь государствам-членам в осуществлении договоров по контролю над НС и выполняет обязанности, вытекающие из действующих международных  соглашений по контролю над НС, а  также из мандата Генеральной  Ассамблеи, Экономического и Социального  Совета и Комиссии по НС. Кроме того, Программа оказывает техническое  сотрудничество в борьбе со злоупотреблением НС и их незаконным оборотом, в разработке программ контроля над наркотиками  и оказании помощи в финансировании их осуществления.

Проекты, поддерживаемые ООН  в настоящее время осуществляются в более чем 40 странах. Эти проекты  охватывают все аспекты проблемы наркотиков.

Международный комитет по контролю над наркотиками.

Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) был  создан в 1961 г. для того, чтобы ограничить выращивание, производство, изготовление и использование НС адекватным количеством, необходимым для медицинских  и научных целей, и гарантировать  их наличие для этих целей.

В состав Комитета входят тринадцать членов, избираемых Экономическим и  Социальным Советом (ЭКОСОС), которые  выступают в личном качестве как  эксперты, а не как представители  правительств. Три члена, имеющие  опыт работы в области медицины, фармакологии или фармацевтики, избираются по предложению Всемирной Организации  Здравоохранения, а десять членов - по предложению государств-участников договоров.

Комиссия ООН по наркотическим  средствам.

Комиссия по наркотическим  средствам была создана в феврале 1946 г. ЭКОСОС в качестве главного директивного органа системы ООН по вопросам международного контроля над НС. Комиссия, в настоящее  время состоящая из 40 членов избираемых ЭКОСОС, изучает положение с наркотиками  в мире и оказывает помощь в  контроле и осуществлении соответствующих  международных конвенций и в  подготовке новых документов для  усиления международного контроля над  НС Проблема наркомании среди несовершеннолетних и молодежи. Доклад Центра социологических исследований Министерства образования РФ в рамках целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы - к заседанию круглого стола на тему "Организация работы по профилактике наркомании в учреждениях образования: проблемы законодательного обеспечения", состоявшегося в Государственной Думе Федерального Собрания РФ 3 июня 2004 года18.

Международное антинаркотическое сотрудничество Российской Федерации строится на противодействии нелегальному обороту наркотиков, основными составляющими которого являются незаконное производство, перевозка, распространение и торговля, а также злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами.

Центральным международным  органом в области решения  мировой проблемы наркотиков является Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наркотическая зависимость  стала чумой XX века. И с тех  пор, как мировое сообщество заметило и оценило масштабы этой трагедии, во всем мире непрерывно ведется борьба с чрезмерным потреблением наркотических  средств. Конвенции 1961, 1971 и 1988 годов  – наглядный тому пример. Сотни  стран принимают участие в  этих конвенциях, тем самым показывая, что им не безразлично здоровье нации. Ведется непрерывная деятельность по развитию сотрудничества и интеграции между таможенными и другими  правоохранительными органами этих государств.

Однако, не смотря на все  старания деятельность наркодиллеров продолжает процветать и огромные потоки наркотических средств следуют через границы из одной страны в другую, огромные объемы наркотиков продолжают производиться, ломая жизни и подрывая безопасность государств.

В последние годы проблема наркомании и незаконного оборота  наркотиков становится сферой внимания многих международных организаций, сформированных по территориальному, профессиональному и другим принципам (ВОЗ, UNAIDS, СИКАД и др.).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков