Проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью прошло в своем становлении и развитии длительный и неоднозначный путь, который, в свою очередь, предопределил современное состояние и тенденции данной деятельности государств и международных сообществ. Оно стало объективной необходимостью, получив хорошую научную, правовую и организационную основу.
Цель работы - рассмотреть проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков.
Задачи работы:
1. Рассмотреть развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
2. Рассмотреть правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
3. Раскрыть организационные основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств;
4. Рассмотреть международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на примере Российской Федерации;
5. Рассмотреть практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
6. Изучить международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
7. Рассмотреть международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков………………………………………………. 5
1.1 Правовые основы международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств……………………………………………. 11
1.2 Организационные основы международной системы контроля за оборотом наркотических средств……………………………………………. 16
1.3 Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков……………………….. 20
Глава 2. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков………………………………………………………………………. 23
2.1 Международные программы в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков…………………………………………………………………….. 27
2.2 Международно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств………………………………………………………. 31
Заключение……………………………………………………………………… 36
Список использованной литературы…………………………………………. 39

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИ1.docx

— 72.33 Кб (Скачать документ)

Что касается отчетности, то статья 12 Конвенции является наиболее значимой. В ней сформулированы требования, согласно которым каждая сторона  предоставляет Международному комитету по контролю над наркотиками в  предусмотренной им форме и в  установленном порядке на соответствующих  бланках следующую информацию: а) об объеме изъятых веществ, включенных в таблицы №1 и 2 Конвенции, и, когда  это известно, об их происхождении; б) о любом веществе, не включенном в таблицы № 1 и 2, которое, по имеющимся  данным, использовалось при незаконном изготовлении наркотических средств  или психотропных веществ, и которое, по мнению стороны, представляет собой  достаточно серьезную проблему, заслуживающую  внимание Комитета; в) о видах утечки и способах незаконного изготовления веществ.

По состоянию на 1 ноября 2006 года  участниками этой Конвенции стали 180 государств, а также Европейский Союз.

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Правовые основы  международной системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств

На первых этапах своей  деятельности Организация Объединенных Наций приняла функции созданной  на основе Версальского мирного договора Лиги Наций по обеспечению условий  реализации международных соглашений в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Учитывая, что  эффективные меры против злоупотребления  наркотическими средствами требовали  от мирового сообщества скоординированных  и универсальных шагов, в феврале 1946 г. в целях формирования основ  международного сотрудничества и создания главного директивного органа в указанной  сфере ООН была образована Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета (КНС ООН).

Поиску принципиально  новых путей решения задачи противодействия  незаконному обороту наркотиков сопутствовали отдельные социальные явления и процессы. Так, развитие химической и медицинской отраслей науки в 50-е годы, сопровождавшееся появлением новых наркотиков, а также  изменения в характере злоупотребления  ими явились факторами, усугубившими проблему. Это, безусловно, поставило под сомнение эффективность действовавших международных «антинаркотических» соглашений, к числу которых относились решения Шанхайской опиумной комиссии 1909 г., Международная конвенция по опиуму (Гаага, 23 января 1912 г.), Международная конвенция по опиуму (Женева, 19 февраля 1925 г.), Международная конвенция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств (Женева, 13 июля 1931 г.), Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими веществами (Женева, 26 июня 1936 г.), и ускорило решение вопроса разработки и принятия нового международно-правового акта.4

Таким актом явилась принятая 30 марта 1961 г. в г. Нью-Йорке Единая конвенция о наркотических средствах5, которая стала общеприемлемым документом, заменившим существующие договоры о наркотических средствах, ограничивающие их использование медицинскими и научными целями, и предусмотревшим постоянное международное сотрудничество и контроль в данной сфере.

Конвенция 1961 г. впервые упоминает  о необходимости осуществления  контроля за веществами, используемыми для незаконного изготовления наркотических средств. Так, в п. 8 ст. 2 «Вещества, подлежащие контролю» предусмотрено: «Стороны делают все от них зависящее, чтобы применять к веществам, не подпадающим под действие настоящей Конвенции, но которые могут быть использованы для незаконного изготовления наркотических средств, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы».

Позднее, 21 февраля 1971 г., в  г. Вене принята Конвенция о психотропных веществах6, которая повторяет содержание соответствующих положений Конвенции 1961 г. пункт 9 ст. 2 «Сфера применения контроля над веществами» гласит: «Стороны делают все от них зависящее, чтобы применять к веществам, не подпадающим под действие настоящей Конвенции, но которые могут быть использованы для незаконного изготовления психотропных веществ, такие меры надзора, какие могут быть практически осуществимы».

Таким образом, на данном этапе  развития международно-правовой системы  в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков мировое сообщество признало необходимость распространения  обязательных мер контроля на источники наркотического сырья - прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ.

По мере накопления и анализа  информации о способах и масштабах  изготовления наркотиков с использованием тех или иных легкодоступных веществ, а также осознания роли международной  системы контроля за их оборотом в  процессе формирования механизма противодействия  незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ вопрос принятия международно-правовых норм, регламентирующих порядок осуществления контроля за оборотом веществ, лишь упомянутых в Конвенциях 1961 г. и 1971 г., потребовал своего детального решения.

Назревшая необходимость  создания правовых основ осуществления  контроля за оборотом веществ, которые могут быть часто использованы для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ, была реализована с принятием 20 декабря 1988 г. Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 7.

Принятие Конвенции ООН 1988 г. явилось важнейшим этапом формирования правовых основ международного контроля за оборотом веществ, которые могут быть часто использованы для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Конвенция ООН 1988 г. установила основы для формирования национальных мер контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. Определяющее значение в этом смысле имеет ст. 24 Конвенции ООН 1988 г., в соответствии с которой сторона Конвенции может принимать более строгие или суровые меры, чем те, которые предусмотрены Конвенцией, если, по ее мнению, такие меры являются целесообразными или необходимыми для предотвращения или пресечения незаконного оборота контролируемых веществ.

Дальнейшее развитие международной  системы контроля за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств  и психотропных веществ, сопряжено  с принятием ряда Резолюций КНС  ООН, Экономического и Социального  Совета ООН, а также Генеральной  Ассамблеи ООН.

Перечень веществ, подлежащих особому международному надзору, формировался МККН на основе анализа порядка 500 веществ, в отношении которых имелась  информация об их фактическом или  возможном использовании при  незаконном изготовлении наркотиков8.

Достаточно важной в процессе развития международной системы  контроля за оборотом веществ, часто  используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, явилась Резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН № S-20/4B о контроле над прекурсорами, принятая 10 июня 1998 г. на двадцатой специальной сессии, которая была посвящена подведению итогов десятилетнего применения Конвенции ООН 1988 г. В разделе I «Меры по укреплению международного сотрудничества в борьбе с мировой проблемой наркотиков» данной Резолюции Генеральная Ассамблея ООН рекомендует государствам, действующим в сотрудничестве с компетентными международными и региональными органами, реализовать следующие меры:

1) принять, в случае  отсутствия, и соблюдать необходимые  национальные законы и нормы  для обеспечения строгого выполнения  положений и предложений, содержащихся  в ст. 12 Конвенции ООН 1988 г., и  соответствующих резолюций Комиссии Экономического и Социального Совета ООН, включая, в частности, предложения о создании системы контроля и лицензирования предприятий и лиц, занимающихся изготовлением и распространением наркотических веществ, а также системы мониторинга международной торговли такими веществами с целью содействия выявлению подозрительных поставок;

2) в соответствии с  положениями национальных законодательных  актов предусмотреть уголовные,  гражданские или административные  меры наказания за неправомерное  поведение лиц или компаний  в связи с утечкой прекурсоров  из законной торговли в сферу  незаконного изготовления наркотиков  как за уголовное преступление  по смыслу ст. 3 Конвенции ООН 1988 г.;

3) совершенствовать свои  механизмы и процедуры мониторинга  торговли химическими веществами  Резолюции и решения, принятые  Генеральной Ассамблеей на двадцатой  специальной сессии 8 - 10 июня 1998 г.9.

Таким образом, Резолюция  специальной сессии Генеральной  Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 г. № S-20/4B, подведя итог десятилетнего применения Конвенции ООН 1988 г. и отметив  ее роль в борьбе с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ, и в том числе в  становлении такого важного элемента механизма противодействия их незаконному  обороту, как контроль за оборотом веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотиков, сформулировала базовые предпосылки для разработки и совершенствования национальных законодательных актов в этой сфере.

 

1.2 Организационные основы  международной системы контроля за оборотом наркотических средств

Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков начиная с последних десятилетий XX в. осуществляется при решающей роли органов ООН. Главным межправительственным органом, вырабатывающим политику и координирующим действия по контролю над наркотиками, является Комиссия по наркотическим средствам, объединяющая 53 государства - члена ООН.

Одним из основных направлений  деятельности Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, учрежденной ЭКОСОС по Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/152 от 18 декабря 1991 г., стала координация усилий государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Текущее руководство работой осуществляет Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК). Седьмая сессия Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, состоявшаяся 21 - 30 апреля 1998 г., большое внимание уделила работе Центра по международному предупреждению преступности ЮНОДК. Появились новые формы таких явлений, как оборот наркотиков, «отмывание» денег, торговля людьми, терроризм и др. Поскольку организованная преступность приобрела все более изощренный и глобальный характер, Комиссией было признано, что важнейшим элементом в борьбе с этим явлением становится международное сотрудничество. Для совершенствования деятельности в этой сфере Центр создал главное хранилище информации и данных об организованной преступности. Также Центром были подготовлены предложения по проекту оценки основных и вновь формирующихся группировок, причастных к транснациональной организованной преступности, по степени опасности, которую они представляют10.

Сотрудничество государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков активно развивается в рамках Интерпола. Как известно, второе - полицейское - управление Организации наряду с другими видами преступности занимается и незаконным оборотом наркотиков. В структуру органов Интерпола, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, также входит Бангкокское бюро, базирующееся в Таиланде. Национальные центральные бюро Интерпола имеют отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В 1975 г. было положено начало тесному сотрудничеству по борьбе с  преступностью 12 западноевропейских государств: Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, ФРГ и Франции. Было принято решение о создании группы "TREVI" и проведении регулярных совещаний министров внутренних дел (юстиции), руководителей полиции и органов безопасности для координации борьбы с преступностью. Одной из приоритетных сфер деятельности была определена борьба с незаконным оборотом наркотиков. Сотрудничество в этой сфере стало более тесным после создания в 1995 г. Европола, хотя полноценно организация начала работать позже. Знаковым в деятельности Европола против наркотиков стал период после ноября 1998 г., когда в Страсбурге состоялась многосторонняя конференция на уровне министров внутренних дел "Международное сотрудничество органов полиции в борьбе с организованной преступностью и коррупцией". Конференция была организована Советом Европы по инициативе МВД России. В ее работе приняли участие делегации 33 европейских государств, а также представители ООН, Интерпола, Европейского Союза и Европола. В ходе конференции была подтверждена готовность всех государств - членов Совета Европы укреплять взаимодействие в борьбе с преступностью, в том числе незаконным оборотом наркотиков и оружия, отмыванием доходов от преступной деятельности, а также коррупцией11. Комплексный подход России к проблеме борьбы с преступностью выразился в заключении 6 ноября 2003 г. в Риме Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом. В соответствии с ним Российская Федерация и Европол договорились о сотрудничестве в борьбе с опасными формами транснациональной преступной деятельности, в том числе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В мае 2003 г. в Париже состоялась конференция, рассмотревшая пути распространения  наркотиков из Центральной Азии в  Европу. В ее работе приняли участие  более 55 стран и организаций. В  ходе конференции был учрежден Парижский  пакт - неформальная организация, которая  объединила государства, испытывающие воздействие афганской «опиумной  экономики». Мировое сообщество постаралось  предпринять соответствующие меры. Однако даже разгром Талибана силами международной коалиции не решил  эту проблему, так как костяк военного контингента составляют подразделения  армии США, которые не ставят своей  задачей борьбу с наркотрафиком 12.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития международно-правовых основ противодействия незаконному обороту наркотиков