Контрольная работа по "Таможенному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:39, контрольная работа

Описание

Важнейшие элементы организации таможенного дела.
Основные позиции в составе понятия «таможенное дело». Особенности и принципы его организации на таможенной территории России. Цели и задачи в обеспечении процессов таможенного дела. Деятельность государственных органов в сфере таможенного дела.
Средства достижения экономических, регулятивных и правоохранительных целей в сфере таможенного деда.
Основные категории в сфере таможенного дела России: таможенная территория, се пределы и составляющие; таможенные границы и их виды; ЗОНЫ таможенного оформления и контроля.
Предпосылки и необходимость формирования сферы таможенного дела в пределах национальных границ государства. Законодательная основа функционирования сферы таможенного дела в России.

Работа состоит из  1 файл

Таможенное дело1.doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

    Таможенная политика  выполняет также  фискальную  функцию.  Уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные  пошлины,  НДС,  акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных  доходов.

О значении этой задачи таможенного  регулирования говорят  бюджетные  задания по таможенной  пошлине  и  иным  таможенным  платежам.  Наконец,  еще  одной задачей таможенной политики является  обеспечение  условий  для  эффективной интеграции  России  в  мировую   экономику.   О   нацеленности   таможенного законодательства на  "активизацию  связей  российской  экономики  с  мировым хозяйством" говорится в преамбуле Таможенного кодекса РФ. В статье  2  этого Кодекса в  качестве  направления  развития  таможенного  дела  в  Российской Федерации   определены   гармонизация   и   унификация    с    общепринятыми международными нормами и  практикой.  "В  интересах  развития  и  укрепления международной  экономической  интеграции  Российская  Федерация  создает   с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной  торговли,  заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии  с  нормами  международного права", - так закреплено в статье 4 Таможенного кодекса РФ.

    Подобная норма содержится  и в  Федеральном  законе  "О  государственном регулировании  внешнеторговой  деятельности"  (ч.  2  ст.   5):   "В   целях интеграции экономики Российской Федерации  в  мировую  экономику  Российская Федерация  в   соответствии   с   общепризнанными   принципами   и   нормами международного  права  участвует  в  международных  договорах  о  таможенных союзах  и  зонах  свободной  торговли,  основанных  на  установлении  единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного  и  нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих  союзов  и  странами- участницами деятельности, осуществляемой в  зонах  свободной  торговли.  При этом у стран-участниц таможенных союзов  устанавливается  единый  таможенный тариф  в  отношении  торговли  с  третьими  странами,  а  у   стран-участниц деятельности,  осуществляемой  в  зонах  свободной   торговли,   сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами".

    Курс  на  интеграцию  Российской  Федерации  в  мировую  экономику  был подтвержден  в  Плане  действий  Правительства  РФ  в  области  политики   и модернизации  экономики  на  2000  -  2001  годы  (утвержден   распоряжением Правительства  РФ  от  26  июля  2000  года   N   1072-р).   Этот   документ предусматривает  следующее:  "Таможенная  политика  будет  осуществляться  в соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации  во Всемирную   торговую   организацию.   В   этой   связи   основной    задачей реформирования  таможенной  системы   на   2000   -   2001   годы   является стимулирование   интеграции   российской   экономики   в   систему   мировых хозяйственных связей  и  содействие  ее  структурной  перестройке,  а  также обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин.  В этих целях  Правительство  РФ  намерено  поэтапно  снизить  и  унифицировать тарифы и штрафы, ликвидировать таможенные льготы, совершенствовать  практику таможенного администрирования".

 

                  2.Международная экономическая интеграция.

    Таможенное  дело  в   Российской  Федерации  осуществляется  в   строгом соответствии  с  законодательством  о  таможенном  деле.  Общее  направление развития таможенного  дела  -  гармонизация  и  унификация  с  общепринятыми международными нормами и практикой.

    "Внешняя" направленность  таможенного дела нашла свое  выражение в статье 4 Таможенного кодекса РФ, допускающей в интересах развития  и укрепления международной экономической интеграции создание таможенных союзов  России  с другими  государствами,  зон  свободной   торговли,   а   также   заключение международных договоров и соглашений по таможенным вопросам  в  соответствии с нормами международного права.

    Международно-правовое  сотрудничество Российской Федерации в  таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

    1) взаимодействие со  странами СНГ;

    2) сотрудничество со  странами "дальнего зарубежья";

    3) участие в работе  международных  организаций  (Всемирной   таможенной организации и др.).

    В части 3 статьи  2  Таможенного  кодекса  РФ  закреплено:  "Российская Федерация стремится к активному участию  в  международном  сотрудничестве  в области  таможенного  дела.   Таможенное   дело   в   Российской   Федерации развивается  в  направлении  гармонизации  и  унификации   с   общепринятыми международными нормами и практикой".

    Государственный  суверенитет предполагает, что каждое  государство  может регулировать таможенные вопросы односторонним путем  с  помощью  внутреннего законодательства. В то же время очевидным  является  международное  значение таможенной  политики,  вследствие  чего  эти  вопросы  становятся  предметом договорного регулирования. Если государство при решении таможенных  вопросов не принимает во внимание  интересы  других  стран или проводит  таможенную политику,  наносящую  им  ущерб,  могут   возникнуть   "таможенные   войны", осложняющие внешнеэкономические связи и  международные  отношения  в  целом.

Необходимость международно-правового  сотрудничества  в  таможенной  области продиктована    также    сложностью    современных    таможенных    тарифов, существованием  многочисленных  обременительных  таможенных   формальностей, препятствующих развитию международной торговли.

    Развитие внешнеторгового оборота, туристического  обмена,  гуманитарных контактов  обусловило   необходимость   проведения   работ   по   унификации таможенного   законодательства,    предполагающей    координацию    основных направлений  таможенной  политики  и   соответствующих   нормативных   актов различных  государств,  содействие  сближению  национальных  норм,  создание такого  международного  таможенного  режима,  который  базировался   бы   на принципах   международного   права   и   достигнутых    межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно-правовых  систем  создает благоприятные   условия   для   расширения   международного   экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

    Основными   инструментами   унификации   таможенных   правил   являются международные  договоры  и  рекомендации  специализированных   международных организаций.

    Международно-правовое  сотрудничество  в  таможенной  сфере  в   первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных  почтовых  отправлений; унификацию  таможенных  правил  в   морском,   железнодорожном,   воздушном, автомобильном сообщении и  в  смешанных  перевозках;  таможенное  оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное  место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров.

    В  статье  6  Таможенного  кодекса   РФ  закреплен  принцип   приоритета международного  договора  перед  внутренним  таможенным   законодательством: "Если  международным договором Российской   Федерации   установлены   иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим  Кодексом  и  иными  актами законодательства Российской Федерации по таможенному  делу,  то  применяются правила международного договора".

    Положения статьи 4 Таможенного  кодекса РФ о создании таможенных  союзов и  зон  свободной  торговли  с участием  Российской  Федерации нашли свое развитие  в  части  2  статьи  5  Федерального  закона  "О   государственном регулировании внешнеторговой деятельности": "В  целях  интеграции  экономики Российской  Федерации   в   мировую   экономику   Российская   Федерация   в соответствии с общепризнанными принципами  и  нормами  международного  права участвует в международных договорах о таможенных союзах  и  зонах  свободной торговли,  основанных  на  установлении  единой  таможенной  территории  без применения мер  таможенно-тарифного  и  нетарифного  регулирования  торговли между  странами   -   участницами   этих   союзов   и   странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом  у  стран- участниц  таможенных  союзов  устанавливается  единый  таможенный  тариф   в отношении торговли с третьими странами,  а  у  стран-участниц  деятельности, осуществляемой  в  зонах  свободной   торговли,   сохраняются   национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами".

    Особо следует остановиться  на определении  таможенного   союза,  который является   международно-правовым   инструментом   согласования    таможенной политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В  статье  XXIV Генерального  соглашения  о  тарифах  и  торговле  (ГАТТ)  таможенный   союз определяется как замена одной таможенной  территорией  двух  или  нескольких таможенных  территорий.  Таможенный  союз  предполагает  формирование  общей (единой)  таможенной  территории,  на   которой   осуществляется   свободное обращение  товаров  (внутренний  аспект),  устанавливается   общая   внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному  регулированию  торговли со странами-нечленами таможенного союза (внешний аспект).

    Как уже отмечалось  (при цитировании ст.  5  Федерального  закона  "О государственном  регулировании  внешнеторговой  деятельности"),   таможенный союз представляет собой более высокий уровень  экономического  сближения  по сравнению с зоной  свободной  торговли,  в  которой  устраняются  таможенные тарифы и количественные ограничения  во  взаимной  торговле  при  сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании  внешней торговли с третьими странами. Создание таможенного союза  означает,  что  на место    национальной    таможенной    политики    приходит    согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит  к  появлению единого   таможенного   законодательства,   действующего    на    таможенных территориях стран-членов союза.

    В подписанном в ходе  Московской встречи глав государств  и  правительств стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о  создании  Экономического союза обозначены основные этапы развития интеграционных процессов  в  рамках СНГ (ст. 4): "Договаривающиеся Стороны согласились, что  Экономический  союз создается путем поэтапного углубления  интеграции,  координации  действий  в осуществлении     экономических     реформ     через      межгосударственную (многостороннюю)  ассоциацию  свободной  торговли;  таможенный  союз;  общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; валютный (денежный) союз".

    В настоящее время  происходит формирование  многостороннего   таможенного союза с участием России, Беларуси, Казахстана.

    Государства-участники  Таможенного   союза   исходят   из   того,   что основополагающим  принципом  такого  экономического   объединения   является наличие единой таможенной территории. В Соглашении о Таможенном союзе  между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года  (ст.  1) устанавливается,   что    формирование    единой    таможенной    территории осуществляется путем:

    - отмены во взаимной  торговле товарами, происходящими  с их  территорий, таможенных пошлин, иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие,  а также количественных ограничений;

    -  установления  и   применения  в  отношениях   с   третьими   странами одинакового торгового режима, общих таможенных  тарифов  и  мер  нетарифного регулирования внешней торговли;

    - формирования механизма  взаимоотношений Таможенного союза   с  третьими странами и  международными  организациями  на  основе  положений  Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о едином  порядке  регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года.

    В решении "О толковании  Соглашения о Таможенном союзе  между  Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6  января  1995  года"  (принято  в  г. Минске 15 сентября 1997 года)  указывается,  что  Соглашением  о  Таможенном союзе от 6 января 1995 года установлен  правовой  режим,  в  соответствии  с которым  образована  единая  таможенная  территория  и  отменен   таможенный контроль   при   перемещении   товаров   между    государствами-участниками.

Национальным   законодательством    государств-участников    режим    единой таможенной территории распространен как в отношении товаров, происходящих  с территорий  государств-участников  Таможенного  союза,  так  и  в  отношении товаров,  происходящих  с  территории  третьих  стран,  но  выпущенных   для свободного  обращения  на  территории  Республики  Беларусь  или  Российской Федерации.  Движение  товаров,  выпущенных  для  свободного   обращения   на территории одного из государств, впоследствии ограничению не подлежит.

    Высший Совет Союза  Беларуси и России в своем  решении N 2 от  28  апреля 1999 года "О завершении формирования единого таможенного пространства  Союза Беларуси и России" установил, что таможенная территория Республики  Беларусь и   таможенная   территория   Российской   Федерации   образуют   таможенное пространство Союза Беларуси и России, на котором не  применяются  таможенный контроль и таможенное оформление, взимание  пошлин,  другие  ограничительные меры во взаимной  торговле  в  отношении  товаров  гражданского  назначения, происходящих  из  этих  территорий,  а  также  приняты  идентичные  меры  по регулированию  каждым  государством-участником  Союза  взаимной  торговли  и торговли товарами, происходящими с территории третьих стран.

      В регулировании международной торговли особую  роль  играют  Всемирная торговая организация (ВТО), Международный  валютный  фонд  (МВФ),  Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский  союз.  Уставы и  правила  этих   организаций   рекомендуется   соблюдать   всем   странам, участвующим в них. Статья XVI  Устава  ВТО  предусматривает,  что  страны  – участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных  и административных  актов  его  обязательствам,   взятым   по   соглашению   о присоединении к ВТО.

      В основу  деятельности ВТО, сменившей в  1995 г. Генеральное  соглашение по  таможенным  тарифам  и  торговле  (ГАТТ),  положены  принципы  свободной торговли  и  национального  режима  (предоставление  иностранным  товарам  и услугам на территории импортирующего государства того же режима, что  и  для национальных товаров и услуг). Целью  деятельности  ВТО  является  понижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и  услугами  между  странами.

Информация о работе Контрольная работа по "Таможенному праву"