Инновации в информационных таможенных технологиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 06:06, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной активизации мирохозяйственных связей, постоянного роста объемов внешней торговли и возрастающей роли в этих процессах таможенных органов, широкое распространение получил процесс систематизации информации, т. е. процесс развития информационных систем и технологий с учетом современных международных инновационных стандартов и подходов.
Объектом исследования является анализ инновационных процессов внедрения и применения современных информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в таможенной сфере и обеспечении внешнеторговой деятельности, разработанных с учетом международных стандартов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ…5
1.1. Информационные таможенные технологии: цели, задачи и значимость для таможенной сферы……………………………………………….5
1.2. Стандарты в области информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….7
2.ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………………..13
2.1. Опыт применения информационных таможенных технологий в мировой практике…………………………………………………………………..13
2.2. Опыт применения информационных таможенных технологий в Республике Беларусь в рамках Таможенного союза……………………………..16
2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Инновации в информационных таможенных технологиях.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

 Инспекторы таможенной  службы вынуждены гнаться за  показателями и вследствие этого  прибегать к различного рода  ухищрениям. Нередки случаи, когда  инспекторы для улучшения показателей  просят участников ВЭД подавать  на одну партию товара несколько  электронных деклараций, когда вполне достаточно было бы одной.

 Также периодически  поступают жалобы от участников ВЭД на то, что инспекторы таможенной службы помимо электронного пакета документов просят их представлять и бумажный, поскольку с бумажным значительно проще и привычнее работать. Представляется, что основная причина этих явлений - организационные проблемы (в частности, то, что возможность обучения работе с программным обеспечением была предоставлена не всем инспекторам, и люди, которые обучение не прошли, были вынуждены осваивать эту технологию самостоятельно, что значительно менее эффективно).

 То есть технология, которая должна была в результате  позволить выпускать товары удаленно, а также в ряде случаев устранять  необходимость для участников  ВЭД прибегать к услугам таможенного представителя, зачастую из-за организационно-технических проблем, а также влияния человеческого фактора не позволяет достигать указанных результатов.

 Также обе  стороны - и участники ВЭД, и  таможенные представители, таможенники  - отмечают неудобства, связанные  с использованием программного  обеспечения, позволяющего применять  электронное декларирование. Помимо  сложностей работы с электронными  документами часто отмечают и задержку уведомлений в режиме on-line, а также некоторое запаздывание в изменении статуса декларации при его отслеживании с использованием сети Интернет. Технические проблемы, возникающие при применении технологии электронного представления сведений, связаны в основном с низкой производительностью серверного оборудования, сбоями в работе каналов связи, несовершенством программных средств, реализующих технологию электронного представления сведений.

 Существенными  являются также некоторые трудности, возникающие при использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП). В соответствии с требованиями ФТС осуществлять процедуру электронного декларирования без ЭЦП невозможно. Удостоверяющим центром в данном случае является ГНИВЦ ФТС, т.е. именно это учреждение обрабатывает заявки и записывает ключи ЭЦП на носители. На данном этапе ввиду серьезной загруженности ГНИВЦ ФТС ЭЦП были выданы не всем желающим.

Существенным  проблемным аспектом является также  и то, что на данный момент отсутствует  система межведомственного обмена информацией. Создание межведомственных информационных систем, обеспечивающих электронный документооборот на уровне ведомств, является острой и давно назревшей необходимостью, т.к. в перспективе позволит отказаться от формирования многочисленных бумажных копий электронных документов и повысит привлекательность безбумажных технологий [31].

Однако, несмотря на все вышеуказанные сложности, технология электронного декларирования становится все более популярной и применяется все более успешно, что дает основания полагать, что полный переход на электронное представление сведений будет осуществлен в ближайшей перспективе и эта технология будет применяться все более эффективно. Кроме того следует учитывать тот факт, что территория Российской Федерации велика и каждый регион развивается со своими особенностями: если в некоторых таможнях практически 100% оформляется в электронном виде, то в других эти показатели ниже почти в полтора раза. С 1 января 2014г. планируется переход на обязательное электронное декларирование [36].

Говоря о  Республике Казахстан, ситуация с электронным  декларированием оставляет желать лучшего. В прошлом году было апробировано электронное декларирование экспорта, сейчас планируется пилотный проект для импорта. И только в середине следующего года Казахстан собирается перейти к электронному декларированию всех таможенных процедур без приложений каких-либо документов на бумажных носителях [39].

Таким образом, можно сделать заключение о том, что в Республике Беларусь внедрение  ЭД происходит наиболее успешно. И если Российская Федерация несмотря на территориальную разницу приближается к белорусским результатам, то Республика Казахстан отстаёт, как минимум, на пару лет, что бесспорно отрицательно влияет на организацию взаимодействия между тремя странами-участницами Таможенного союза, не говоря уже о создании единой системы обмена информацией в данной области.

Электронное предварительное  информирование.

В соответствии с Рамочными стандартами одним  из главных источников информации для  оценки рисков является предварительная информации, предоставляемая заблаговременно перевозчиками, импортерами и экспортерами [8]. В рамках государственного проекта «Электронная таможня» приняты основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь до 2015 г., которые предусматривают создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и  обеспечения вхождения страны в число 30 ведущих государств мира по качеству бизнес-климата. Одним из запланированных нововведений являлось электронное  предварительное информирование (ЭПИ), т.е. отказ от бумажного медленного и ресурсоемкого декларирования товаров.

Возможность представления  таможенным органам электронной  предварительной информации о перемещаемых через таможенную границу товарах  и транспортных средствах (ЭПИ) предусмотрена статьей 42 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Процедура представления  предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь определена Постановлением Государственного таможенного  комитета Республики Беларусь от 04.09.2007 № 95 "О порядке предварительного представления таможенным органам Республики Беларусь информации о товарах, в том числе транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь".

Предварительная информация в электронном виде направляется заинтересованным субъектом хозяйствования в Минскую центральную таможню не менее чем за 2 часа до перемещения товаров через таможенную границу.  Электронные сообщения хранятся в центральной базе не более 15 суток, после чего аннулируются, если фактического ввоза товаров не произошло. Если в представленной информации отсутствуют ошибки, субъекту хозяйствования направляется уникальный идентификационный номер перевозки. После проверки и регистрации предварительная информация автоматически направляется в республиканский пункт таможенного оформления, через который будет осуществляться перемещение товаров. Далее сопоставляются сведения, содержащиеся в транспортных и коммерческих документах, представленных перевозчиком, со сведениями, содержащимися в предварительной информации, а также осуществляется контроль в рамках системы анализа и управления рисками [30].

С 1 января 2011 г. таможенные органы выполняют согласованные  требования Европейского союза о  предварительном информировании таможенных органов ЕС о ввозимых товарах и транспортных средствах. К примеру, при перевозке груза автомобильным транспортом такая декларация должна быть подана не менее чем за 1 час до его фактического прибытия на территорию ЕС, в случае железнодорожных перевозок - за 2 часа.

Условием функционирования европейской системы безопасности является полный переход на электронный  документооборот бизнеса с государственными органами, контролирующими торговые операции. В целях обеспечения  безопасности торговли новые правила требуют представление электронных деклараций при экспортных, импортных и транзитных операциях. Обязанность по представлению общей декларации возложена также на перевозчиков-держателей книжек МДП при прибытии/убытии или транзите грузов по территории ЕС. Перевозчики в качестве общей декларации могут использовать электронную декларацию МДП, если она содержит необходимые сведения безопасности [33].

Отметим, что  по инициативе белорусской стороны  в комиссию Таможенного союза  Беларуси, Казахстана и России был внесен проект решения, предусматривающий введение с середины 2012 года обязательного электронного предварительного информирования при ввозе товаров на территории трех стран, по аналогии с обязательным предварительным информированием, существующим в Евросоюзе.

В связи с  этой инновацией, РУП "Белтаможсервис" в 2010 г. заключил ряд соглашений с  европейскими странами, а также разработал специализированное программное обеспечение  для передачи информации. Это позволяет  перевозчикам осуществлять предварительное информирование таможенных органов ЕС заблаговременно, а также при необходимости получать гарантию исполнения налогового обязательства при перевозке товара по территории стран ЕС в момент таможенного оформления в Беларуси. Это значительно сокращает время прохождения таможенного контроля на границе Евросоюза (20-30 минут) [30].

Обязательное  предварительное информирование о  товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автотранспортом, введено в действие для трех стран  ТС с 17 июня 2012 года. Это решение №899 от 9 декабря 2011 года принято Комиссией Таможенного союза для оптимизации и ускорения совершения таможенных операций на пограничных переходах при ввозе товаров, что способствует международной торговле. Оно направлено на повышение эффективности таможенного контроля, обеспечение безопасности международной цепи поставки товаров. Поставлена цель минимизации риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза [25, c.2].

В Беларуси за время промышленной эксплуатации ( с февраля 2011 г.) системы было принято более 600 тыс. электронных сообщений, содержащих предварительную информацию. В 2012 году принято 162 тыс. сообщений.

В России эта  система начала действовать в прошлом году, в Казахстане приступили к применению предварительного информирования только с момента вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза [36].

ГТК ведёт постоянный мониторинг результатов внедрения  данной технологии. Однако время на прохождение товаров через границу  после внедрения ЭПИ сократилось  весьма незначительно -  от 10 до 15%. Считается, что технология пока не отработана до конца. ГТК планирует принять дополнительные организационные меры для оптимизации данного процесса взаимодействия на границе. К сожалению, далеко не все перевозчики представляют предварительную информацию заблаговременно. 10-20% делают это уже после въезда в пункт пропуска. Поэтому необходимо научить перевозчиков эффективно пользоваться таким инструментом, как ЭПИ [17, c.7].

Таким образом, ЭПИ -  это удобная операция, без затрат на оформление необходимых документов прямо на границе. Информация поступает в таможню, пока товар еще в пути. Среди преимуществ применения перевозчиком услуги ЭПИ: сокращение влияния субъективных факторов при принятии решения должностным лицом таможенного органа; удобный порядок расчетов в безналичном порядке; сокращение времени таможенного оформления и контроля в пункте пропуска; стоимость услуг по ЭПИ на 10-15% ниже стоимости услуг формирования электронных копий таможенных документов на границе.

 

 

 

2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий

Для того чтобы  оценить перспективы развития ИТ и ИС в нашем государстве, в  том числе в рамках Таможенного  союза, следует обратиться к опыту  Европейского союза.

На конференции  по ИТ в 2006г. Том Дойл, бизнес-директор и ответственный за сбор доходов, таможенное, пограничное управление в компании Accenture, который проработал 29 лет уполномоченным по сбору доходов в Ирландии и был консультантом Европейской комиссии, Всемирного банка и других международных организаций, представил свой взгляд на то, как будет выглядеть таможня к 2020 г.. Он рассмотрел разные аспекты в развитии таможни, в числе которых и перспектива развития таможенных технологий. По его мнению, организационные, процедурные и политические изменения в таможне будут обусловлены именно применением информационных таможенных технологий. Новые решения в области ИТТ обеспечат к 2020 г.:

-возможность  взаимодействия таможни и других  ведомств, участвующих в приграничном  управлении,

-полностью открытую, беспроводную и мобильную операционную среду,

-решения для  структурированных и неструктурированных  данных.

Эволюция трех главных элементов ИТТ: сервис-ориентированная  архитектура программного обеспечения, идентификационное управление, управление рисками, - определят как технологические решения будут функционировать в 2020г. (Приложение А).

Сервис-ориентированная  архитектура программного обеспечения. Развивающиеся стандарты и сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения будут усовершенствованы, чтобы сформировать основную часть технологической перспективы на 2020г., обеспечивая основу для введения в эксплуатацию новых ИТТ.

 Технологии повысят способность совместной работы таможенных органов  с другими органами. Системы по созданию взаимодействия облегчат совершение операций на границе. Возможность взаимодействия будет достигнута посредством общемирового принятия стандартов для получения и контроля данных по сделкам, всестороннего использования сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения и новых моделей управления ИТ.

Сервис-ориентированная  архитектура программного обеспечения  создает основу ИТ для интеграции бизнес-процессов, регулируемых  многочисленными  системами. Услуги для предприятий  доступны благодаря всеобъемлющим, нейтральным в отношении трейдеров, основанным на интернет-технологиях стандартам.

Сервис-ориентированная  архитектура программного обеспечения  дает возможность для отдельных  бизнес-действий, управляемых автономными  системами, работать одновременно, выполняя бизнес-процесс. Посредством такой возможности сервис-ориентированная архитектура программного обеспечения может изменить процесс функционирования организаций и взаимодействия с бизнес-партнерами и клиентами. Целью сервис-ориентированной архитектуры программного обеспечения является оптимизация индивидуальных и коллективных бизнес-процессов, нежели применение ИТ, используемых для поддержки этих процессов.

Информация о работе Инновации в информационных таможенных технологиях