Инновации в информационных таможенных технологиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 06:06, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной активизации мирохозяйственных связей, постоянного роста объемов внешней торговли и возрастающей роли в этих процессах таможенных органов, широкое распространение получил процесс систематизации информации, т. е. процесс развития информационных систем и технологий с учетом современных международных инновационных стандартов и подходов.
Объектом исследования является анализ инновационных процессов внедрения и применения современных информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в таможенной сфере и обеспечении внешнеторговой деятельности, разработанных с учетом международных стандартов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ…5
1.1. Информационные таможенные технологии: цели, задачи и значимость для таможенной сферы……………………………………………….5
1.2. Стандарты в области информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….7
2.ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ……………………………………………………………………..13
2.1. Опыт применения информационных таможенных технологий в мировой практике…………………………………………………………………..13
2.2. Опыт применения информационных таможенных технологий в Республике Беларусь в рамках Таможенного союза……………………………..16
2.3. Тенденции и перспективы развития информационных таможенных технологий………………………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Инновации в информационных таможенных технологиях.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

Отсюда следует, что таможенной службе, будучи одной из важнейших структур государства, в условиях постоянного роста международной торговли и необходимостью с одной стороны содействовать её развитию, а с другой - противодействовать незаконному перемещению запрещённых и ограниченных товаров, тем самым защищая общество, необходимо придерживаться международных принципов и стандартов. Что же касается непосредственно информационных технологий в таможенной сфере, то в первую очередь необходимо обратиться к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Глава 7 Конвенции устанавливает определённые правила-рекомендации для таможенных служб: разрешение на предоставление подтверждающих документов и подачу декларации на товары электронным способом; возможность использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля; применение информационных технологий в случае, если они экономически выгодны и эффективны для таможенных служб и участников внешней торговли; применение международных стандартов при внедрении компьютерных систем; максимально широкие консультации с заинтересованными лицами при внедрении информационных технологий. При этом нормы национального законодательства должны предусматривать:

- электронные способы обмена информацией в качестве альтернативы требованию представления письменных документов,

- сочетание  электронных и документарных  методов удостоверения подлинности  и идентичности,

- право таможенной  службы оставлять у себя информацию  для использования в таможенных целях и, в случае необходимости, для обмена информацией с другими таможенными службами и со всеми иными пользователями, если это допускается законом, при помощи электронных способов обмена информацией[4].

Необходимо  отметить, что государства-члены Таможенного союза: Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Беларусь, - приняли национальные законодательные акты о присоединении к Киотской Конвенции. Следовательно, в таможенном законодательстве этих стран должны быть закреплены вышеуказанные нормы. Действительно в главе 4 «Информационные системы и информационные технологии» Таможенного кодекса Таможенного союза отмечается возможность электронного способа передачи и обмена информацией с использованием информационных систем и технологий, учёт международных стандартов при внедрении ИС и ИТ, защита и  обмен информацией между таможенными органами, а также участие в обмене с таможенными органами иностранных государств и международными организациями. Отсюда можно сделать заключение о том, что таможенное законодательство Таможенного союза максимально приближено к требованиям Киотской Конвенции в области информационных технологий [13, c.43].

Сегодня для  каждого государства существует жизненная необходимость включения  в мировые экономические процессы, а именно в международную торговлю. При этом торговля является одним из уязвимых объектов, так как международные границы полностью закрыть невозможно и требуется новый механизм, сочетающий меры по содействию торговле с мерами по обеспечению максимальной безопасности торговых обменов и товарных потоков.

23 июня 2005 г.  на сессии Всемирной таможенной  организации (ВТО) были приняты  Рамочные стандарты безопасности  и облегчения мировой торговли, основанные «системе соглашений  между таможенными администрациями и партнёрских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом». Беларусь, являясь членом ВТО, взяла на себя обязательства по выполнению Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли. Этот новый механизм сочетает в себе меры по содействию торговле с мерами по обеспечению безопасности. В этих стандартах безопасность рассматривается не только как безопасность логистических цепочек предприятий, но и экономическая безопасность участников торговли и государств, на территории которых эти операции выполняются. В основе этого механизма лежит предварительное информирование и электронное декларирование. Для Республики Беларусь эти аспекты являются весьма актуальными, т.к. внедрение системы электронного декларирования начато относительно недавно и ещё находится в процессе развития. Что касается электронного предварительного информирования, то это один из самых новых шагов в развитии информационных таможенных технологий. В этом контексте следует обратить внимание на Стандарт 6 «Предварительная электронная информация», который устанавливает, что для предварительной передачи таможенным службам информации в электронном формате следует использовать таможенные компьютерные системы, а предоставление таможенным службам возможности доступа в режиме он-лайн к коммерческим системам субъектов ВЭД откроет возможности для значительного упрощения процедур. Таможенным службам рекомендуется предложить несколько решений для электронного обмена информацией, но при этом тщательно разработать стратегию безопасности [15, c.7].

В качестве примера  выработки стандартов в области  ИС и ИТ в таможенной сфере можно  привести Конвенцию об использовании  информационных технологий для таможенных целей (CIS) Европейского союза. Целью данного нормативно правового акта является содействие в предотвращении, расследовании и судебном преследовании серьезных нарушений национального законодательства путем увеличения, засчет быстрого распространения информации, эффективности сотрудничества и процедуры контроля таможенных органов государств-членов ЕС.

Таможенные  органы государств-членов ЕС должны устанавливать  и поддерживать совместные автоматизированные информационные системы для таможенных целей. Информационная таможенная система должна состоять из центрального объекта, базы данных, доступной через терминалы в каждом государстве-члене ЕС. Она должна содержать только те данные, в том числе и персональные, которые необходимы для достижения соответствующей цели, в следующих категориях: товары; транспортные средства; предприятия; лица; вероятность мошенничества; необходимость экспертизы.

Государства-члены  ЕС определяют элементы, которые включаются в информационную таможенную систему. Личные данные ограничены следующим: имя, фамилия, псевдонимы; дата и место рождения; гражданство; пол; какие-либо необходимые для достижения цели, постоянные физические характеристики; причина для включения личных данных; предполагаемые действия в отношении данного лица; отметка, указывающая на совершение ранее вооруженных действий, насилия или побега. Ни при каких обстоятельствах персональные данные, перечисленные в статье 6 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, подписанной в Страсбурге 28 января 1981 года (Страсбургская конвенция), не могут быть включены.

Прямой доступ к данным в таможенной ИС имеют исключительно национальные органы каждого государства-члена ЕС. Это могут быть как таможенные органы, так и другие компетентные органы в соответствии с законодательством, правилами и процедурами государств-членов ЕС. Государства-члены ЕС могут использовать  данные из информационной таможенной системы только для достижения цели Конвенции, однако, они могут использовать их для административных или иных целей при наличии предварительного разрешения и при соблюдении условий, установленных государством-членом ЕС, которое использует систему. Такое использование должно осуществляться в соответствии с законами, правилами и процедурами государства-члена ЕС.Включение данных в информационную таможенную систему  должно регулироваться законами, правилами и процедурами государств-членов ЕС,  вносящих такие данные, за исключением случаев, когда Конвенция устанавливает более строгие положения. Каждое государство-член ЕС назначает компетентный таможенный орган, ответственный за информационную систему таможенных органов. Этот орган отвечает за правильную работу системы в государстве-члене ЕС, и принимает необходимые меры для обеспечения соблюдения положений Конвенции [42].

Только государство-член ЕС, вносящее данные в систему, имеет право изменять, дополнять, исправлять или удалять данные, которые он включил в информационную таможенную систему. Данные, введенные в информационную таможенную систему хранятся только на время, необходимое для достижения цели, для которой они были введены. Необходимость его сохранения рассматривается один раз в год государством-членом ЕС, включившим данные в систему.

Каждое государство-член ЕС,  намеренное получить персональные данные из информационной таможенной системы или включить их в систему должно иметь национальное законодательство, обеспечивающее соответствующий уровень защиты персональных данных, вытекающей из принципов 1981 года Страсбургской конвенции. Права лиц, в отношении персональных данных в информационной таможенной системе, в частности их право доступа, осуществлются в соответствии с законами, правилами и процедурами государств-членов ЕС.

Должен быть создан  Комитет, состоящий из представителей таможенных органов государств-членов ЕС, который устанавливает правила в отношении использования системы. Каждое государство-член ЕС назначает национальный надзорный орган или органы, ответственные за защиту персональных данных, для осуществления независимого надзора за такими данными, введенными в информационную систему таможенной службы. Должен быть создан совместный контролирующий орган, который состоит из двух представителей от каждого государства-члена, выбранных из соответствующего независимого национального надзорного органа или органов. Все административные меры, необходимые для обеспечения безопасности должны приниматься либо органами государств-членов ЕС, или комитетом в отношении терминалов, установленных в государствах-членах, и информационной таможенной системы. Каждое государство-член ЕС должно нести ответственность за точность, актуальность и законность данных, включенных в информационную систему таможенной службы. Оно должно также нести ответственность за соблюдение статьи 5 Страсбургской Конвенции 1981 [42].

Таким образом, ИС и ИТ становятся одними из важнейших составляющих сферы таможенного дела в связи с повышением объема документооборота внутри таможенных органов. Но обмен информацией необходим как внутри таможенных органов, так и между объектами внешних служб, в том числе и на международном уровне. Республика Беларусь  как страна, активно участвующая в мировой торговле, придерживается международных стандартов в области информационных таможенных технологий и систем, что позволяет ей обеспечивать качественное развитие и функционирование национальной таможенной службы. ИТ оказывают существенное влияние на подходы таможенных органов к решению традиционных задач таможни любой страны - контроль товаров и перемещений с целью защиты от противоправных действий торгующих сторон, участников внешнеэкономической сделки и обеспечения полноты уплаты таможенных платежей. Говоря об ИС в рамках Таможенного союза, следует обратить внимание на практику ЕС, уже прошедшего данную интеграционную стадию, по установлению стандартов в этой области, зафиксированных в Конвенции об использовании информационных технологий для таможенных целей. Внедрение самых современных ИТ позволяет таможенным органам получать необходимую информацию за короткое время, а значит принимать оперативные решения, что позволяет добиваться более качественных результатов в работе таможенных органов, а сотрудничество  с ними участников внешнеэкономической деятельности происходит на более высоком уровне: доступность необходимой информации и быстрый обмен ею. Таким образом, можно сделать заключение о том, что введение инноваций в области информационных таможенных технологий играет огромную роль в работе таможенными органов и организации взаимодействия между таможней и другими субъектами.

2. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

2.1. Опыт применения информационных таможенных технологий в мировой практике

Говоря о  международной практике использования  различных информационных  таможенных систем обработки данных, следует  обратиться к опыту Европейского союза, т.к. именно он является наиболее актуальным для нашей страны в связи с тем, что Европейский союз уже прошёл такую интеграционную стадию, как таможенный союз.

Проект электронной  таможни, инициированный Европейской  Комиссией,  направлен на замену бумажного формата таможенных процедур на электронный, тем самым создавая более эффективную и современную таможенную среду. Двойная цель проекта заключается в повышении безопасности на внешних границах ЕС, а также содействии торговле. Поэтому он должен принести пользу как предприятиям, так и гражданам.

Таможенный  союз является одной из основ Европейского союза и находится в центре внутреннего рынка. Действующее законодательство о таможенных процедурах и процессах является достаточно сложным и все еще основано на бумажных декларациях, и, хотя у всех государств-членов имеются электронные таможенные системы, они не связаны между собой. Комиссия считает, что с упрощенным таможенным законодательством, рационализированными таможенными процессами и процедурами и объединёнными информационными системами, трейдеры сэкономят  деньги и время при проведении бизнес-операций с таможней. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности европейских предприятий и тем самым продвижению основных целей стратегии экономического роста и рабочих мест в ЕС. Кроме того, эти изменения повысят уровень проверок в целях безопасности, которые будут отвечать интересам всех граждан.

Первый шаг  к общеевропейской системе электронного обмена таможенными декларациями был  сделан с появлением Новой компьютеризированной транзитной системы в 1997 году. В качестве вклада в программу "электронное управление", в июле 2003 года Комиссия опубликовала информацию о безбумажных технологиях для таможни и торговли, представив своё видение электронного взаимодействия современной таможенной службы и бизнеса. Эта концепция была одобрена резолюцией Совета от 5 декабря 2003 года, который призвал придерживаться многолетнего Стратегического плана для создания Европейской электронной среды, в соответствии с оперативными и законодательными проектами и направлениями развития, уже запланированными  или осуществляемыми в области таможенного и косвенного налогообложения.

Впоследствии  Комиссия разработала схему, которая  устанавливает план, цели, стратегические рамки и этапы реализации инициативы электронной таможни [43].

Информация о работе Инновации в информационных таможенных технологиях