Эволюция и закономерности развития детских парков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:13, реферат

Описание

Детские парки представляют собой озелененные территории с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенные для игр, развлечений, занятий физкультурой и культурно-просветительной работы с детьми школьного возраста в свободное от школьных занятий время. Здесь под присмотром педагогов проводят также время в играх и занимательных занятиях дети дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Детские парки Трухан.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)


Детские парки

Детские парки представляют собой озелененные территории с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенные для игр, развлечений, занятий физкультурой и культурно-просветительной работы с детьми школьного возраста в свободное от школьных занятий время. Здесь под присмотром педагогов проводят также время в играх и занимательных занятиях дети дошкольного возраста.

Детские парки можно создавать и на обособленных территориях, в парках для взрослых или на специально отведенных участках.

Детские парки разделяются на общегородские и районные.

Общегородской детский парк представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, площадь которого не менее 8 га. Также здесь желательно наличие водоемов, рельефа, способствующих созданию живописного ландшафта. Парк должен иметь удобное транспортное сообщение со всеми районами города.

Районные детские парки создаются в больших городах площадью от 4 до 8 га.

Посещаемость детских парков определяется примерно 30 % детского населения города или района, из них: школьников младшего возраста — 30 %, среднего — 50, старшего — 10, дошкольников — 10 % посетителей-школьников. На одного посетителя принимается примерно 100 м2 парковой площади.

Зонирование парка производится по разделам воспитательной и оздоровительной работы:

- зона культурно-воспитательная (костровая площадка для пионерских линеек, театр, цирк, лекторий, музей, читальня);

- физического воспитания (стадион, спортивные площадки, плавательный бассейн); развлечений, игр и аттракционов;

- обслуживания - предусматривает буфеты, кафе на 50—100 мест, киоски с продуктами питания, водой, книгами, телефоны-автоматы, туалеты (один туалет на 1—3 га территории).

Зона культурно-воспитательная.

Данная зона решается на самостоятельной территории или разделяется по объектам. В ряде проектов она трактуется как центральная. Например, в парке «Страна Диснея» — музейного типа застройки XIX в., парк «Детская страна» в Японии — площадь с клубом и т. д.

При размещении цирка или театра, привлекающих множество посетителей, предусматриваются разгрузочная площадь и связь их с главным входом. Величина площади и ширина аллеи рассчитываются из количества мест для зрителей (200—600 мест).

Музей, выставка на воздухе, открытый лекторий требуют более спокойного месторасположения, иногда их компонуют как единый комплекс.

При создании парка у клуба или Дома пионеров, которые чаще и составляют ядро композиции (парк Дворца пионеров в Москве), получают развитие участки юннатов, юных техников.

Для станции юных натуралистов необходимы помещения площадью от 200 до 400 м2: оранжерея, парники, метеорологическая станция, участки полеводства, огородничества, садоводства, цветоводства, технических культур, лекарственных трав, древесных пород.

Для станции юных техников предусматривают помещения площадью от 200 до 500 м2, где размещают мастерские (кабинеты): электротехники, авиа-моделирования, радио-конструирования, столярная, слесарная, планетарий, павильон для выставки и т. д.

Станции юных натуралистов и юных техников по площади составляют примерно 0,5—1 га.

Зона физического воспитания.

Спортивные устройства, проектируемые на территории парка, включают: стадион с трибунами для зрителей (для районного парка — 700— 800 мест, для общегородского — на 1500 и более мест), волейбольные (три площадки размером 14 × 23 м), баскетбольные (две площадки по 20 × 30 м), теннисные площадки (две площадки по 20 × 40 м), площадки для городков (10 ×30 м), подвижных игр (2—3 по 20 × 30 м), солярий (лужайка для солнечных ванн), аэрарий (для воздушных ванн в тени деревьев, навесов или зонтов), бассейн открытый (летний) для плавания (размер в плане 12,5 × 6,25 или 25 × 12,5 м при глубине дна от 0,4 до 1,2 м), бассейн для прыжков (высота трамплина 1 м, глубина дна 3,5 м, площадь дна 9 × 7 м, вышка, высотой 2—3 м от уровня воды). В спортивной зоне размещаются павильоны для занятий, гардеробы, душевые, пункты велопроката, проката лыж и коньков.

Зона развлечений.

Эта зона включает главный комплекс для совместного пользования всех возрастных групп и выделенных объектов для каждой группы возраста детей. Игровые комплексы для дошкольников и младших школьников рекомендуется размещать на отдельных участках недалеко от главного входа. В современных детских парках игровые комплексы для детей до 14 лет могут быть как полифункциональными, так и специализированными.

Полифункциональные комплексы характеризуются совмещением игровых и познавательных элементов, взятых в каждом случае в определенных соотношениях (физкультурно-игровая площадка, плескательный бассейн, аттракционы, эстрада, площадка настольных игр, зооуголок и кукольный театр).

В парках СНГ и за рубежом все большее распространение получают специализированные комплексы.

Водные площадки включают простые и фигурные души, разбрызгиватели, каналы для пускания корабликов, бассейны, фонтаны-шутихи. Для эксплуатации фигурные души, устраиваемые на бетонном основании, удобнее и гигиеничнее, чем «лягушатники» (плескательные бассейны глубиной 0,1—0,4 м). Первые специализированные комплексные площадки для игр с водой были созданы в городских парках г. Дюссельдорфа по проекту Ч. Вольфа. В СССР разработаны проекты оборудования площадок для водных игр (тобогганы, бассейны, души) с использованием унифицированных типовых деталей из железобетона, армоцемента, металла и пластмасс.

Площадки для строительных игр решаются в виде крупных комплексов или небольших площадок. Они оборудуются павильонами для хранения деталей, материалов, скамьями и столиками для малых макетов, проектных работ, навесами от солнца и дождя. В качестве строительного материала используют песок, стандартные детали, предметы для моделирования из дерева, пластмассы и других материалов.

К данному типу игровых строительных площадок относятся наиболее распространенные площадки для игр с песком, которые пользуются неизменным успехом у всех возрастных групп детей (от одного года до 10 лет и старше), как девочек, так и мальчиков.

В качестве строительных материалов для игр могут быть использованы различные по величине и форме предметы из дерева, бетона, керамики, пластмассы с локализацией единого строительного материала на каждой площадке и унифицированных модулей с учетом вариабельности построек моделей направленной (корабли или автомашины, дома или дворцы) и свободной тематики. Подобные игровые комплексы построены в Дании, Швеции, Финляндии, Швейцарии (Рапперсвиль).

Одними из первых игровые строительные площадки были созданы по проекту арх. Сьоренсен в г. Емдруп (Дания), где детям предоставляются строительные материалы для игровых домиков (доски, кирпичи, краски, кисти) и садов (вазы, скульптуры, растения).

Площадки транспортных игр особенно полезны при сопутствующем обучении детей правилам уличного движения. Для катания предназначаются педальные автомобильчики, велосипеды, самокаты.

В 1967—1970 гг. в садах и парках Ленинграда были сооружены разнообразные транспортные игровые площадки: Пионерский сад Выборгского района, парк оздоровительного поселка «Солнышко» (проект Е. М. Седова). В композиции транспортного узла использован существующий рельеф, введены дополнения в виде горок, откосов, выемок, сделаны туннели, мосты, сооружены бензоколонки, гаражи, посты регулировщиков.

В раздел транспортных игр входят такие интересные секции, как детская железная дорога или канатная дорога, которые трассируются с учетом удобств посетителей парка и обслуживаются детьми (например, детский парк в Киеве).

Детский транспортный комплекс в г. Муроме Владимирской области запроектирован (1986—1987 гг.) как детский городок на открытой территории среди лесного массива (имеется водоем). Проект составлен художниками-дизайнерами (Е. Новиков, В. Евстигнеев, В. Моисеенко).

Большой интерес представляет создание в Москве детского парка «Страна Чудес». Специалисты Научно-исследовательского и проектного института генерального плана Москвы еще 30 лет тому назад предложили проект отечественного диснейленда. И эти тридцать лет они сохраняли в резерве единственную пригодную для столь необычного парка территорию в столице — Нижние Мневники — живописную территорию в излучине Москвы-реки.

Одним из «родоначальников» идеи создания парка «Страна Чудес» является ландшафтный архитектор В. И. Иванов.

В настоящее время Мосгорисполкомом принято решение по организации проектирования и строительства парка.

Создается специальная проектная мастерская (авторы разработки проекта — В. И. Иванов, 3. К. Церетели, В. Красильников).

Центральное место в парке занимает макет Москвы. Не выходя за ворота парка, ребенок узнает уклад жизни, быт, традиции, национальные обычаи, историю, этнографию каждой республики своей страны. И к тому же дети не будут сторонними наблюдателями. Желающие встанут к пульту управления ракетой, другие — к домнам и мартенам, третьи поработают на сложных автоматических линиях или попробуют вырастить в оранжереях экзотические растения.

Для детских игр будут предусмотрены разнообразные павильоны, поля для игр, спортивные сооружения.

Сотни увлекательных аттракционов, сказочные городки, где детей будут ждать Хозяйка Медной горы, Змей Горыныч, Василиса Прекрасная, Баба Яга и другие герои сказок.

Отдохнуть можно будет в скале, юрте, избе. На 2—3 суток иногородние посетители смогут остановиться всей семьей в специальных гостиничных комплексах.

Приключенческие игровые комплексы задумываются как импровизация обстановки: путешествие в джунглях, пустыне, на море, в космосе — или более конкретной тематики: космическая площадка, игра в индейцев, защита крепостных сооружений, фантастическая страна прошлого со сказочными чудовищами, страна динозавров, лабиринты и др. Они могут быть решены в виде:

1)            площадки (бетонное или набивное покрытие) с набором оборудования на одну тему (например, парк «Гренхем», Цюрих — морское путешествие) или совмещенного разнохарактерного оборудования (корабль, бассейн, канал, пирамида, холм, театр, велодорожка, например, Центральный парк в Нью-Йорке — комплекс «Прогулка с приключениями»);

2)            группы площадок (2—3 и более), каждая из которых с определенной приключенческой тематикой (парк «Солнышко»);

3)            игровой зоны сложного устройства на выделенном самостоятельном участке, где искусственно создается проектируемый ландшафт (с учетом природных условий приемами геопластики) — холмы, долины, водоемы, насаждения, а также необходимые для игры сооружения (индейская зона в парке «Маннхейм» ФРГ; парки в г. Детройт, США).

Игровые комплексы первого и второго типов могут решаться с расчленением пространства стенками из бетона, пластмасс, дерева и других материалов, малыми формами, созданием разновысотных площадок.

Зона развлечений включает также площадки аттракционов свободного набора — простые и воздушные карусели, аттракцион «Солнышко» с вращением кабин в вертикальной плоскости, обычные детские и русские (для старшего возраста) качели, различного типа качалки, шведские стенки и другие, выпускаемые нашими заводами.

Довольно часто в зону развлечений входит внутрипарковый транспорт типа монорельсовых, канатных, железных дорог, катера обслуживать всех посетителей парка для его осмотра или посещения отдельных функциональных зон или быть частью тематического игрового комплекса.

Архитектурно-планировочное решение игровых комплексов развивается по двум стилевым направлениям: использование геометрически правильных планировочных форм, применение стандартных деталей оборудования и свободные живописные планировочные формы с простыми и сложными конструкциями сооружений из дерева, естественного камня, монолитного бетона.

Игровое оборудование для детей должно быть ярким, интересным, выразительным и высокого эстетического качества. При проектировании оборудования принимается «детский» масштаб, стимулирующий воображение детей (например, масштаб сооружений в «Солнышке» под Ленинградом). При проектировании игровых комплексов очень важно рационально разместить игровые объемы, избегая хаотичности и загромождения игровых площадей, а также деревья, кустарники и цветники. Для строительства детских парков предоставляются лучшие в городе территории с хорошими природными условиями, но различные с точки зрения наличия насаждений, их природного состава и возраста — это открытые, лесопокрытые территории и территории бывших парков.

При формировании детских парков необходимо создавать периметральную защитную полосу от пыли, шума шириной не менее 10 м. Архитектурно-планировочное решение должно быть предельно ясным, способствующим ориентации посетителя. Территория парка не должна быть пересечена транзитными дорогами. Желательно проектировать ограниченное количество входов. Зоны и от дельные их объекты, обслуживающие большое количество посетителей (стадион, выставка, аттракционы), следует размещать ближе к входу. В случаях, если парк окружен жилыми массивами, имеет большую территорию или во избежание скопления детей в одном месте, секторы (объекты) дублируются.

Анализ архитектурно-планировочных решений детских парков показал наиболее частое использование пейзажной планировки с включением регулярных элементов.

Характер насаждений детского парка должен соответствовать местоположению, природным условиям, планировочному решению и возможности использования его в зимнее время. Ассортимент растений подбирается с учетом возраста и интересов детей, а также с целью ознакомления с местными растениями и многообразной флорой; создаются участки с декоративными, плодово-ягодными, техническими и лекарственными растениями. В игровых зонах дошкольников и младших школьников проектируются красивоцветущие деревья и кустарники относительно небольшой высоты; яркие и любимые детьми цветы: анютины глазки, львиный зев, петуния, настурция, портулак, ромашка, колокольчик; запоминающиеся композиции из лиан, плакучих форм деревьев; тематические цветники, цветники с растениями-часами, скульптура из декоративных травянистых растений. Из ассортимента исключаются ядовитые и колючие растения.

Информация о работе Эволюция и закономерности развития детских парков