Страхование ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание

С Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Содержание

стр.
Введение 3
Глава 1. Общие понятия ответственности и ее страхование 4
Определение объекта страхования
4
Срок страхования
7
Страхование ответственности
8
Глава 2. Обязательное страхование автогражданской ответственности 10
2.1. Основные понятия страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 10
2.2. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 15
2.3. Стороны договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 18
Глава 3. Страхование гражданской ответственности перевозчика 20
3.1. Общее понятие перевозчика 20
3.2. Страхование ответственности в морских перевозках 22
3.3. Страхование ответственности в воздушных перевозках 24
3.4. Страхование ответственности в железнодорожных перевозках 26
Глава 4. Страхование профессиональной ответственности 30
Заключение 33
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Страхование ответственности.docx

— 59.24 Кб (Скачать документ)

     4) реальный;

     5) срочный заключаемый на определенный  срок;

     6) публичный.

     Публичный означает, что страховщик:

  • не может отказаться от заключения договора обязательного страхования с лицом, которое обратилось к страховщику, если оно вправе заключать такие договоры;
  • не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора обязательного страхования, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

     Договор является реальным, то есть вступающим в действие с момента передачи страхователем страховщику определенного имущества в виде страховой премии.

     Договор должен быть заключен в простой письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора обязательного страхования.

     К существенным условиям договора страхования  гражданской ответственности относятся:

  • имущественные интересы, составляющие объект страхования;
  • страховой случай;
  • размер страховой суммы;
  • срок действия договора.

     Обязанность по обязательному страхованию гражданской  ответственности владельцев транспортных средств распространяется только на наземный транспорт, предназначенный  для передвижения по автодорогам, и  не распространяется на иные виды транспорта - морской, водный, железнодорожный, воздушный, космический.

     Категория транспортного средства и типы транспортного  средства обычно определяются по документу  о регистрации транспортного  средства. При заключении договора обязательного страхования должен быть представлен паспорт транспортного средства, либо свидетельство о регистрации транспортного средства, либо технический паспорт, либо технический талон, либо аналогичный документ.

     Для осуществления обязательного страхования  владелец должен соблюсти следующие  условия:

  • быть собственником;
  • обладать правом хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • иметь иное основание законного владения транспортным средством.5

     Законодательством установлен срок исполнения обязанности  по обязательному страхованию - до момента  регистрации транспортного средства в органах ГИБДД, но не позднее  чем через пять дней после возникновения  права владения.

     Договор страхования ответственности владельцев транспортных средств носит срочный  характер. В статье 10 Закона об ОСАГО  установлен срок действия договора обязательного  страхования в один год. В той  же статье предусмотрены два случая, для которых установлены иные сроки действия договора.

     В первом случае владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных  государствах и временно используемых на территории РФ, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких  транспортных средств, но не менее чем  на 5 дней. Во втором случае при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т.п.) его владелец вправе заключить договор обязательного  страхования на срок следования к  месту регистрации транспортного  средства. В дальнейшем владелец транспортного  средства обязан до его регистрации  заключить договор обязательного  страхования на один год.

     В 2007 году из Закона об ОСАГО исключена  возможность автоматического продления  срока действия договора на следующий  период. Стороны вынуждены будут  заключать новые договоры обязательного  страхования.

     2.3. Стороны договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

 

     Участниками договора ОСАГО:

  • владелец транспортного средства, т.е. собственник автотранспортного средства. Под владельцем понимается также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (доверенность на право управления транспортным средством, право аренды, и т.д.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих трудовых или служебных обязанностей, а так же на основании гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства и на основании трудового договора;
  • водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;
  • страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования.6

     По договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности:

     а) самого страхователя - владельца транспортного  средства;

     б) указанных им в договоре страхования  лиц, если таковые имеются;

     в) неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством, если выбран вариант страхования  без ограничения числа лиц;

     г) иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

 

     Глава 3. Страхование гражданской ответственности перевозчика

     3.1. Общее понятие перевозчика

 

     Страхование гражданской ответственности перевозчика  является специфической разновидностью страхованием ответственности владельцев транспортных средств, занимающихся перевозками.

     Перевозчик - это физическое или юридическое  лицо (обычно транспортная организация), владеющее транспортным средством, которое должно доставить переданный ему отправителем груз в пункт  назначения и вручить его получателю. Другим важным субъектом транспортных операций является экспедитор, обычно юридическое лицо, которое обеспечивает координацию и взаимодействие всех сторон, вовлеченных в перевозку, осуществление перевалочных операций и иных услуг, связанных с договором  перевозки. Очень часто функции  перевозчика и экспедитора совмещает  одно лицо. Перевозчик может перевозить и пассажиров.

     У перевозчика может возникнуть договорная и внедоговорная ответственность. Договорная ответственность наступает  вследствие неисполнения договора перевозки  или нарушения таможенного законодательства, внедоговорная - в случаях причинения вреда грузу, пассажирам или посторонним  лицам.

     Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:

    • в случае утраты или недостачи груза (багажа) - в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;
    • в случае повреждения (порчи) груза (багажа) - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей - их стоимости;
    • в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, - в размере указанной стоимости;
    • в случае гибели или причинения вреда пассажирам - в размере, установленном международными соглашениями или национальным законодательством.

     Наряду  с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает плату за перевозку, если она не входит в стоимость  груза.

     Под страхованием ответственности перевозчика  понимается страховая защита от рисков, связанных с выполнением обязательств перед клиентами. Это отдельный  вид страхования, наряду со страхованием грузов защищающий прежде всего интересы грузовладельца и пассажиров, но не перевозчика.

     Условия страхования ответственности перевозчика  обычно предусматривают освобождение страховщика от обязанности произвести страховую выплату, если причиненные  третьим лицам убытки были вызваны  виной перевозчика или форс-мажорными  обстоятельствами, предусмотренными Гражданским  кодексом. В то же время в соответствии со ст.963 ГК страховщик не освобождается  от обязанности произвести выплату  страхового возмещения за причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, даже если страховой случай наступил по вине страхователя - перевозчика. 7

     В России этот вид страхования является добровольным, но любой западный партнер  потребует от российских экспедиторов или перевозчика заключения договора страхования, прежде чем доверить груз или пассажиров.

     Ответственность перевозчика начинается с момента  приемки груза к перевозке (посадки  пассажиров) и продолжается до момента  доставки. Принимая груз, перевозчик обязан проверить правильность содержащихся в накладных данных о количестве мест, их маркировке. Его обязанностью является проверка внешнего состояния груза и его упаковки.

     Страхование ответственности перевозчика покрывает:

    • риски повреждения или гибели груза;
    • убытки вследствие несоблюдения сроков и адресов доставки;
    • ответственность за причиненные убытки третьим лицам.

     В международной практике ответственность  перевозчика груза регулируется рядом конвенций и Правил, содержащих специфические термины8.

     3.2. Страхование ответственности в морских перевозках

 

     В морских перевозках страхование  ответственности судовладельцев сформировалось в Великобритании только в середине XIX в. Суть данного вида страхования состоит в предоставлении владельцам, фрахтователям или иным лицам, так или иначе связанным с эксплуатацией судов, страховой защиты от исков со стороны третьих лиц. Англичане впервые сформулировали многие определения страхования ответственности, которые до сих пор применяются в международной практике без перевода.

     По  условиям страхования ответственности  перед третьими лицами покрывается  ответственность судовладельцев, связанная  с обязанностью последнего возместить вред, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц и выразившийся в  увечье, заболевании или смерти, при условии, что вред явился результатом  небрежности или упущений, имевших  место на борту застрахованного  судна. Под третьими лицами подразумеваются  пассажиры, члены команды, лоцманы, грузчики, докеры. Возмещению подлежали  расходы по медицинскому обслуживанию и погребению, по репатриации, компенсации  за утрату трудоспособности и смерти кормильца, за потерю работы экипажа, утрату личных вещей пассажиров, а также другие целесообразно произведенные расходы.

     Ответственность российского перевозчика на морском  транспорте регулируется Кодексом торгового  мореплавания РФ, а на внутреннем водном транспорте - Уставом внутреннего  водного транспорта. Кроме того, российскими лицензионными требованиями для лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском транспорте установлено, что для получения соответствующей лицензии на право осуществления транспортного процесса на морском транспорте необходимо представить копии документов о наличии достаточных финансовых ресурсов или о страховании на случай возмещения возможных убытков, причиненных по вине владельца лицензии потребителю работ (услуг), другим юридическим и физическим лицам, окружающей среды.

     При международных перевозках ответственность  регулируется международными конвенциями  и протоколами. Следует отметить, что в международной практике не было создано правового акта (конвенции, соглашения), регулирующего вопросы, относящиеся к содержанию или  форме чартера. Основным источником права в отношении чартеров является национальное законодательство соответствующих  стран. Приведем примеры некоторых  из них:

    • Брюссельская конвенция о коносаменте;
    • Висбийский протокол;
    • Гамбургские правила (Конвенция ООН о морской перевозке грузов).

     По  соглашению между перевозчиком и  грузоотправителем могут быть установлены  пределы ответственности, превышающие  пределы.

     В России ответственность перевозчика  на внутреннем водном транспорте определяется ст.115-121 Кодекса внутреннего водного  транспорта РФ9.

Информация о работе Страхование ответственности