Социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Тема курсовой работы «Социальное страхование» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Содержание

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Экономическая сущность социального страхования
1.2 Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь
1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в РБ
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1. Анализ функционирования ФСЗН в Республике Беларусь
2.2. Анализ пенсионного страхования Республики Беларусь
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

     Однако качественную оценку возможностей пенсионной системы нельзя делать без учета демографической ситуации.

     Так как наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей.

     В РБ сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше [11, с. 51].

     Возникает проблема - как в данных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе невозможно. Выход один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

     Наряду  с этим в пенсионной системе Беларуси немало внутренних проблем, одной из которых является порядок предоставления досрочных пенсий.

     Расточительность  нашей пенсионной системы связана также с тем, что законодательством предусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уплаты страховых взносов (с начислением пенсии за эти годы). К ним относятся: служба в армии; учеба в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации, в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре; период получения пособия по безработице; время по уходу за детьми, инвалидами, престарелыми и т.д.

     В совершенных пенсионных системах за указанные периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет соответствующих страховых фондов и др.).

     Одним из основных принципов пенсионной системы является солидарность. Однако у нас этот принцип давно перерос в гипертрофированный перераспределителъный эффект.

     К числу проблем пенсионной системы  относится также наличие льготных страховых тарифов. Такой подход нарушает главный принцип социального страхования - зависимость размера пенсии от уплаты страховых взносов. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. В мировой практике подход иной - тариф на пенсионное страхование одинаков для всех застрахованных.

     У нас отсутствует философия зарабатывания средств на старость. Как правило, об этом начинают думать лишь в возрасте, близком к пенсионному. Кроме того, у застрахованных нет заинтересованности в уплате страховых взносов из-за отсутствия жесткой увязки размеров пенсий с величиной уплаченных взносов. Широко распространено уклонение от уплаты страховых взносов (зарплата в "конвертах").

     Настоящим бедствием пенсионной системы (как, впрочем, и всей системы социального страхования) является то, что значительные объемы страховых денег идут на затыкание прорех республиканского бюджета. Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казначейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной и, следовательно, возможности для нецелевого использования средств социального страхования еще более расширились.

     Аналогичная ситуация наблюдается и в системе страхования от безработицы. Она усугубилась в сентябре 1999 г., когда Государственный фонд содействия занятости решением правительства был преобразован из страхового внебюджетного фонда в бюджетный.

     Эффективность работы систем социального страхования во многом определяется тем, как ими управляют. Этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, тем более что организационное построение и управление социальным страхованием в Беларуси далеко несовершенны.

     В связи с этим возникает необходимость научного обоснования и разработки практических мер по совершенствованию основных структурообразующих элементов социальной защиты населения, в частности пенсионного и социального страхования, создания их целостного механизма, отвечающего современным условиям.

      

     1.3. Нормативно-правовые акты регулирующие  систему социального страхования в РБ 

     Сегодня растет число лиц, страдающих психическими заболеваниями, алкоголиков, наркоманов и токсикоманов. В подростковой среде  прогрессирует преступность, насилие, проституция, суицид, разрастается феномен  социального сиротства. Самый, как когда-то казалось, незыблемый институт семьи находится ныне в критическом состоянии. Наибольшее количество безработных наблюдается среди молодежи и женщин.

     В Республике Беларусь социальное законодательство к настоящему времени представляет собой широкий спектр юридических документов, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях, относящихся к категории социального риска.

     Социальная  защита - это осуществление органами государственной власти и органами местного управления и самоуправления, организациями и общественными объединениями мер экономического, социального и правового характера, направленных на обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения. Для реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение в республике существуют следующие организационно-правовые формы социальной защиты населения:

     1. Государственное обязательное социальное  страхование;

     2.Государственное  социальное обслуживание;

     3. Государственная социальная поддержка.

     Одним из важнейших направлений социальной защиты является социальное страхование.

     Социальным  страхованием охватываются различного рода социальные риски: достижение пенсионного  возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, безработица и др.

     Указанным рискам соответствуют определенные виды социального страхования: пенсионное страхование; страхование на случай болезни и временной нетрудоспособности, беременности и родам, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, инвалидности, потери кормильца, потери работы, смерти застрахованного или члена его семьи.

     В отличие от систем социального страхования, охватывающих социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), системы социального  обеспечения, финансируемые за счет средств государства, гарантируют в соответствующих случаях социальную поддержку каждому члену общества. Таким образом, по источнику финансирования пособия (а также пенсии) классифицируются на два вида:

     1) входящие в систему государственного  социального (пенсионного) страхования,

     2) по социальному (пенсионному)  обеспечению, финансируемые за счет государственного бюджета.

     Пенсионное  обеспечение является важнейшей  составной частью системы социальной защиты населения.

     На  протяжении последних нескольких лет  система социальной защиты Республики Беларусь в целом, а также пенсионная система в частности, претерпевают определенные преобразования. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране, которая проявилась в процессе старения населения, действующие критерии предоставления права на пенсию, многочисленные основания для выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста и другие обстоятельства, которые приводили пенсионную систему к уравнительному распределению, вызвали необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения.

     В этой связи была разработана и  утверждена Концепция реформы системы  пенсионного обеспечения, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. № 349, которой  предусмотрено поэтапное реформирование пенсионной системы посредством введения в республике трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Первый уровень пенсионной системы - социальные пенсии, второй - трудовые (страховые) пенсии и третий - дополнительные негосударственные пенсии.

     Необходимость проведения реформирования действующей пенсионной системы также отражена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года, Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г. № 445, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384.

     Стратегической  задачей, обозначенной в названных  документах, является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и  накопительные механизмы.

     Одним из важнейших мероприятий по выполнению указанных программных документов является принятие Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года "О профессиональном пенсионном страховании", вступившего в силу с 1 января 2009 года, и иных нормативных правовых актов, регулирующих основные вопросы профессионального пенсионного страхования. В частности, были приняты:

     Указ  Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 "О тарифах взносов  на профессиональное пенсионное страхование", которым определены тарифы обязательных страховых взносов на профессиональное пенсионное страхование, дифференцированных по категориям работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, в зависимости от длительности периодов уплаты взносов и получения пенсии;

     Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40, которым установлены порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также права и обязанности плательщиков;

     постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490 "О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования", в котором закреплены Списки (перечни) производств, работ, профессий, критерии оценки условий труда, а также порядок их применения, и использование результатов аттестации рабочих мест для целей профессионального пенсионного страхования работников;

     постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1488 "Об утверждении  Положения о порядке исчисления профессионального стажа для  определения права на досрочную профессиональную пенсию", которым закреплены особенности исчисления профессионального стажа отдельных категорий застрахованных лиц; исчисление профессионального стажа с различными особыми условиями труда;

     иные  нормативные правовые акты.

     Внедрение профессионального пенсионного  страхования позволит снизить нагрузку на общую пенсионную систему, которая  с каждым годом возрастает, что  в свою очередь сказывается на общем уровне пенсионного обеспечения; постепенно сформировать отдельные  целевые средства для финансирования досрочных пенсий по условиям труда и, тем самым, освободить общую систему пенсионного обеспечения от таких расходов, что позволит повысить размеры пенсий.

     Пособия в отличие от иных видов выплат по системе социального обеспечения являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок, или служат дополнением к основному источнику средств к существованию (заработной плате, пенсии).

     Действующее законодательство предусматривает  следующие виды пособий: пособия  по беременности и родам; пособия, связанные с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет; пособия по болезни и временной нетрудоспособности; пособия по безработице; пособия на погребение и др.

     К иным выплатам относятся: ежемесячные  страховые выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; единовременные денежные выплаты многодетным матерям; денежные выплаты на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.

     Правовую  основу государственного социального  страхования в Республике Беларусь составляют:

Информация о работе Социальное страхование