Социальное страхование и его реформирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание

Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Содержание

1. Социальное страхование и его реформирование в РФ……………………………3
2. Социальное обеспечение: понятие, направления………………………………….6

Работа состоит из  1 файл

соцстрах.docx

— 32.38 Кб (Скачать документ)

Пенсионная реформа  является одной из самых сложных  и болезненных проблем переходного  периода. Неудачи в ее осуществлении  ухудшают отношение населения к  реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированная пенсионная система  должна иметь прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и  должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает.

Первая официальная  попытка начать пенсионную реформу  в России датируется 7 августа 1995г., когда вышло постановление Правительства  РФ №790 «О мерах по реализации концепции  реформы пенсионного обеспечения». К работе был привлечен широкий  круг специалистов. Международная организация  труда (МОТ), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), Федеральное  ведомство страхования служащих ФРГ представили заключение, что  «стратегия реформирования пенсионной системы выбрана правильно, отвечает мировому опыту». Критические замечания  сводились «к отдельным элементам  системы и к отсутствию достаточно разработанных механизмов ее формирования». Концепция реформы в общих  чертах подразумевала трехуровневую  систему. Часть намеченных мероприятий  реформы была реализована. В частности  была начата программа ввода персонифицированного учета. Но накопительные механизмы  так и не были введены. Причиной стала  проблема согласований между заинтересованными  государственными структурами на этапе  выбора конкретных механизмов. Концепция 1995 года была ориентирована на эволюционное изменение действующей пенсионной системы и не предусматривала  резких изменений «правил игры»  на пенсионном поле.

Дебаты вокруг пенсионной реформы на правительственном  уровне привели к появлению в  мае 1998г. новой правительственной  концепции, менее радикальной по сравнению с предыдущими, с более осторожным и длительным внедрением новых принципов. Концепция программы была подготовлена по заказу Минэкономики России группой экспертов Центра макроэкономических исследований, Института социологии, экономики и права и Московского центра Карнеги в рамках подготовки займа Всемирного банка на структурную перестройку системы социальной защиты. Долгосрочный этап предполагал создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей: гарантированный государством всем нетрудоспособным гражданам социальный минимум (1-й уровень); обязательное пенсионное страхование (2-й уровень); дополнительные пенсии за счет негосударственных пенсионных фондов (3-й и последующий уровни).

Следующим документом является принятая постановлением Правительством РФ от 20 мая 1998 г. Программа пенсионной реформы. Августовский кризис 1998 года резко, на некоторое время, снизил актуальность накопительного и условно-накопительного подхода к реформированию пенсионной системы. Однако конфликт между различными группами интересов, представлений  о механизмах дальнейшего социально-экономического развития России, а также сложившиеся  условия в России не позволили  довести до логического конца  ни предложения, изложенные в Концепции 1995 года, ни мероприятия, предусмотренные  Программой 1998 года.

Третья попытка  была начата в ходе разработки новой  правительственной программы в 2000г. Так называемая «программа Грефа» имела специальный раздел, посвященный пенсионной реформе и механизмам введения накопительных принципов. В октябре 2000г. на заседании Правительства Российской Федерации эти принципы были одобрены и стали приобретать первые конкретные очертания.

В данном документе  предполагалось изменить принципы, на которых основывалась вся система  пенсионного обеспечения, являющаяся основным механизмом системы социальной защищенности граждан после выхода на пенсию. Основные цели реформы выражены следующим образом: реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, финансовая стабильность, создание предпосылок  для устойчивого развития пенсионной системы, адаптация системы к  развивающимся рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий  предоставления и размеров пенсии и  повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования  системы управления.

Основу социальной политики государства в сфере  распределения и потребления  составляет гарантированный минимум  жизненных благ. Поэтому, в новой пенсионной системе, единая базовая пенсия будет выполнять роль социальной гарантии пенсионерам в части обеспечения минимальных средств к существованию, а основу доходов пенсионеров составят фактически накопленные ими в период активной трудовой деятельности пенсионные права, причем сумма всех доходов застрахованного, учитываемая при определении размера трудовой пенсии, не будет ограничиваться, а при исчислении заработка будет приниматься во внимание весь период трудовой деятельности. Среди прочих принципов реформы пенсионной системы можно выделить обеспечения равных возможностей для разных возрастных когорт ныне работающих граждан.

Экономическая ситуация, складывающаяся в стране в настоящее время, является наиболее благоприятной для осуществления  пенсионной реформы. В ежегодном  послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  В.В. Путин отмечает, что «российская  экономика предъявила темпы роста, которых не было почти 30 лет».3 Возросли налоговые поступления. За эти годы достигнут стабильный рост валового внутреннего продукта, промышленного производства, доходов населения, зафиксирован подъем инвестиционной активности. 7 февраля 2001г. в Кремле под председательством Президента Российской Федерации прошло совещание, посвященное реформированию пенсионной системы, ставшее по существу фактической отправной точкой для подготовительной фазы реформы.

Пенсионная система  в Российской Федерации, как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсии, должна состоять из следующих частей:

Государственное пенсионное обеспечение – часть  пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, предоставление базовой части трудовых пенсий, базовой части пенсий инвалидам  и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из федерального бюджета  – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной  службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей.

Обязательное  пенсионное страхование – часть  пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов  предоставление страховой и накопительной  частей трудовых пенсий наемным и  самозанятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

Дополнительное  пенсионное страхование и обеспечение  – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Как видно из предыдущего раздела, данный вариант  реформирования является далеко не самым  радикальным, так как система  базируется на распределительных принципах, а накопительная компонента призвана обеспечить лишь финансовую стабильность всей системы. Данный подход представляется наиболее правомерным, поскольку перераспределение  в пользу старшего поколения неизбежно  в любой системе. Кроме того, государство, гарантировав выплату пенсии в полном объеме накопленных прав, должно будет  финансировать за счет средств федерального бюджета дефицит пенсионной системы, при условии его возникновения.

Как будет показано в следующих главах, введение накопительной  части пенсии положительно скажется на финансовой устойчивости пенсионной системы и повышении уровня пенсионного  обеспечения, в том числе за счет создания предпосылок для серьезных  изменений в сфере заработной платы, на рынке труда. При этом главным  условием введения накопительной составляющей является рост текущих выплат пенсий и улучшение соотношения средней  пенсии и средней заработной платы. Значение данного нормативного показателя состоит в том, что он выполняет  экономическую функцию пенсии. С  помощью этого норматива зависимость  пенсионных выплат от трудового вклада работника, выявляемая через заработок, лежащий в основе пенсии, приобретает  научно обоснованный характер.5 В то же время дополнительные коллективные или индивидуальные пенсионные планы позволят гражданам реально влиять на размер своей будущей пенсии.

Хотя принятые законы уже вступили в силу, среди  специалистов нет единого мнения относительно целесообразности и масштабов  применения накопительных принципов. Одни считают, что перспектива реформирования пенсионной системы в направлении  усиления накопительного принципа совершенно определена и не вызывает сомнений. Все страны с переходной экономикой движутся в этом направлении, и Россия не составляет исключения. При этом отмечается необходимость более глубокой научной и практической проработки (например, то, что при разработке стратегии осуществления пенсионной реформы, в том числе и реформы профессиональных пенсионных систем, нужно учитывать более широкий круг факторов и строить многофакторные прогнозы с учетом динамики макроэкономических показателей ).

Другие критически относятся к данной модели реформирования пенсионной системы, отмечая, что, окончательно разрушая существующую общую пенсионную систему и создавая новую, государство  не разрешает острейшую социальную проблему - незамедлительного повышения  реального уровня пенсионного обеспечения  основной массы пенсионеров, не возрождает элементарную социальную справедливость в пенсионном обеспечении. Кроме того, финансовый кризис Пенсионного фонда не только не будет преодолен, но он усугубится.

Пенсионная реформа  является одной из самых сложных  и болезненных проблем переходного  периода, так как затрагивает  все слои общества. Это широкая  программа, предполагающая решение, как  неотложных текущих задач, так и  проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию  условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят  на многие годы отношение населения  к реформам в целом. И, на наш взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в  процесс формирования и выплаты  своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности  в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться  улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.   
 

 

Источники информации:

  1. http://www.pension-npf.ru/
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.fss.ru/
  4. http://www.rg.ru/

Информация о работе Социальное страхование и его реформирование в РФ