Социальное страхование и его реформирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:23, контрольная работа

Описание

Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Содержание

1. Социальное страхование и его реформирование в РФ……………………………3
2. Социальное обеспечение: понятие, направления………………………………….6

Работа состоит из  1 файл

соцстрах.docx

— 32.38 Кб (Скачать документ)

Вариант 3.2

1. Социальное  страхование и его реформирование  в РФ……………………………3

2. Социальное  обеспечение: понятие, направления………………………………….6

 

1. Социальное страхование  и его реформирование  в РФ.

Социальное  страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Фонд социального  страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

Цель Фонда  социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу  за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Нетрудоспособность — состояние здоровья, не позволяющее выполнять работу в связи с заболеванием, травмой, возрастом и в других предусмотренных законом случаях.

Различают следующие  виды нетрудоспособности:

  • по степени трудоспособности — полная или частичная;
  • в зависимости от перспектив восстановления трудовой функции — временная или постоянная;
  • по видам трудовой деятельности — общая или профессиональная.

При стойком  нарушении трудоспособности, приводящем больного к прекращению профессионального  труда на длительный срок или требующего значительных изменений условий  труда, устанавливается инвалидность. Нетрудоспособность является основным условием для назначения пенсии, пособия, предоставления различных льгот в области условий труда, налогов, обеспечения жильём, бытового, медицинского обслуживания и т. д.

Фонд  социального страхования  Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Обязательное  социальное страхование

Виды обеспечения по социальному страхованию:   

* Пособие по  временной нетрудоспособности,   

* Пособие по  беременности и родам,   

* Пособие при  рождении ребенка,   

* Пособие по  уходу за ребенком до достижения  им возраста полутора лет,   

* Пособие женщинам, вставшим на учет в ранние  сроки беременности,   

* Социальное  пособие на погребение.

Вступило в  законную силу Постановление Правительства  №120 от 01.03.2011года "О внесении изменений  в Положение об особенностях порядка  исчисления пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". 
 Указанным постановлением Положение  об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное постановлением Правительства РФ №375 от 15.06.2007г., приведено в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2006г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции Федерального закона №343-ФЗ от 08.12.2010г.). 
 Кроме того: 
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 20н утверждена Форма запроса в территориальный орган страховщика о проверке сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и Порядок направления запроса в территориальный орган страховщика о проверке сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Данный приказ вступает в силу 29.03.2011г.; 
- Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.01.2011 N 21н утверждены: форма заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях; форма запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица;порядок направления запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица согласно; форма сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица; порядок представления сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Данный приказ вступает в силу 27.03.2011г.. 
-  Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 N 4н утверждены: форма справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год; порядок выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год. Данный приказ вступает в силу 29.03.2011г.

С 01 января 2011 года вступили в силу изменения в Федеральный  закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством". Подробная информация отражена в разделе "Архив новостей".

С 28 февраля 2011 года вступил в силу Федеральный закон  №21-ФЗ от 25.02.2011года «О внесении изменений  в ст.14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством". 
 Указанным законом предусмотрено установление на период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно) переходного периода, в течение которого застрахованные лица (лица, работающие по трудовым договорам) будут иметь право выбирать правила расчета пособий по материнству, в целях определения для них более выгодного варианта. Застрахованным лицам, которым с 01 января 2011 года  уже произведен расчет пособий по материнству на основании их заявлений может быть произведен перерасчет указанных пособий в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 года. 
 
Кроме того, принятые изменения предусмотрели новый порядок расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01.01.2013 года 
Так, с 01.01.2013 года расчетным периодом для исчисления среднего заработка будут являться два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая. Однако, в отличие от расчета пособия по временной нетрудоспособности, средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет определяться путем деления суммы начисленного за расчетный период заработка не на 730, а на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней приходящихся на следующие периоды:

  • периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
  • период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" не начислялись.
 

 

2. Социальное обеспечение:  понятие, направления. 

Социальное  обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Направления: 

Преодоление системного кризиса всегда происходит в форме  революции. Система революционных  реформ в социальной сфере, в обеспечении  основных условий жизнедеятельности  населения в целом и его  важнейших социальных групп является сутью социальной политики переходного  периода. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям населения  при условии усиления страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета  только услуги, включенные в список минимальных гарантий.

Нынешняя система  в России базируется на принципах  обязательного социального страхования  и социальной помощи с использованием распределительных механизмов финансирования. Отсюда следует, что значительный объем  финансовых ресурсов пенсионной системы  используется для перераспределения  с целью поддержания определенного уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров.

За последние 10 лет принимались попытки улучшить положение в рамках действующей  системы. Реальным шагом социальной реформы стал Федеральный закон  «Об основах обязательного социального  страхования», где установлено, что  система обязательного страхования  социальных рисков должна строиться  на страховой основе и определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, которыми являются устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов, условий назначения и размеров страхового обеспечения. Происходило систематическое упорядочение и расширение базы для взимания страховых взносов, повышение величины тарифов для отдельных категорий плательщиков. Так, с 1997 г. был расширен круг договоров гражданско-правового характера, по которым с вознаграждений взимаются страховые взносы. Порядок взимания страховых взносов все больше основывается на специфике доходов отдельных категорий работающих.

Большое значение для более полного учета плательщиков страховых взносов, который обеспечивает повышение объемов собираемых средств, имеет внедрение индивидуального (персонифицированного) учета уплаты страховых взносов. Таким образом, наряду с уже существующим учетом всех предприятий, учреждений и организаций  по перечислению страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской Федерации  им охватывается каждый застрахованный.

Следующим элементом, устанавливающим страховой принцип  в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок  при назначении пенсий за периоды  после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается  на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Значительный  шаг в реализации страховых принципов  в пенсионном обеспечении был  сделан в 1998 г. в связи с введением  Федерального закона «О порядке исчисления государственных пенсий». Этот закон  положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Все это позволило  несколько улучшить работу пенсионной системы, и существенно повысить заинтересованность застрахованных в  уплате страховых платежей. Тем не менее, принимаемые паллиативные меры по реформированию системы обеспечили лишь ее устойчивость на текущий период, но не устранили принципиальные недостатки, связанные с несоответствием  размера пенсии результатам труда  и объемам поступивших платежей.

Кроме того, вместо дальнейшего развития системы обязательного  социального страхования (как оптимальной  формы социальной защиты наемного работника  в рыночных условиях), был введен единый социальный налог, что объективно является откатом от страховых принципов  социальной защиты и возврату к системе  социального обеспечения на минимальном  уровне в зависимости от возможностей государственного бюджета. Эти нововведения и их ясно просматривающиеся негативные последствия послужили своего рода импульсом для разработки предложений  по реформированию пенсионной системы.

Как отметил  Президент Российской Федерации, «при сохранении ныне действующей системы  мы не сумеем обеспечить достойный  уровень жизни пенсионерам. Поэтому  следует, не откладывая, доработать механизмы  перехода к действительно эффективной  пенсионной системе. Люди к этому  готовы. Опросы показывают, что более 60 процентов граждан России считают  необходимыми кардинальные изменения  в самих принципах работы пенсионной системы страны».2

Информация о работе Социальное страхование и его реформирование в РФ