Социальная защита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 02:09, методичка

Описание

Социальная политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

Содержание

1.1. Определение социальной политики и ее функции
1.2. Основные направления социальной политики
1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели
эффективности социальной политики государства

Работа состоит из  1 файл

Темы контрольных работ с.79, методичка.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)

      Тема  1. Понятие и содержание социальной политики государства 

   1.1. Определение социальной политики и ее функции

   1.2. Основные направления социальной политики

   1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели

          эффективности социальной политики государства 

    1.1. Определение социальной политики и ее функции 

     Социальная  политика (в широком понимании) представляет собой совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и нeгocyдарственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

     В более узком смысле понятие «социальная политика» используется для обозначения деятельности государства, других политических и социальных институтов, направленной на прогрессивное развитие социальной сферы общества, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием для этого имеющегося финансового и иного общественного потенциала. На практике социальная политика – одна из главных составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил, направление политической деятельности, преследующее целью решение социальных проблем. В социальной политике находит практическое воплощение функционирование социального государства.

     Сущность  социальной политики в любом обществе проявляется в ее функциях: экономической, защитной, распределительной, идеологической. Экономическая функция социальной политики и ее непосредственная связь с экономическим ростом осознана обществом относительно недавно (первая треть XX в.), что связано с работами Дж.М. Кейнса и появлением концепции «государства всеобщего благосостояния». В XIX в. социальная политика выделялась из экономической и воспринималась только как система защитных мер, направленных на сглаживание негативных последствий развития экономики по капиталистическому пути. Социальная политика не рассматривалась как полноценная область внутренней политики государства, а представлялась как срочная целевая помощь по временному улучшению материального положения отдельных групп населения в рыночных условиях.

     В современном понимании социальная политика – это, прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Эффективная социальная политика приносит следующие результаты:

     - повышаются возможности населения  уплачивать налоги, что увеличивает  доходную часть госбюджета;

     - сокращается количество индивидов,  нуждающихся в социальной помощи, что ослабляет нагрузку на  расходную часть госбюджета, повышая  его сбалансированность;

     - увеличиваются доходы и сбережения  населения, служащие новыми источниками  для инвестиций;

     - возрастает спрос на товары  и услуги, что стимулирует экономический  рост;

     - повышается образовательный и  квалификационный уровень рабочей  силы - главный фактор современного экономического роста.

     Экономическая функция социальной политики осуществляется на практике через распределительную  и защитную функции. Распределительная функция предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом.

     Идеологическая  функция социальной политики состоит в сохранении основ духовного и культурного развития населения, смягчении социальных противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для достижения в обществе состояния социального мира и партнерства. Реализуя в экономике в той или иной мере сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, социальная политика воплощает на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино общество и экономику.

     Одной из основных и традиционных функций  социальной политики, проявления которой можно найти во все времена и во всех экономических системах, является ее защитная функция. 

      1.2. Основные направления социальной политики 

     В соответствии с основными видами социальных отношений, выделяют следующий ряд направлений социальной политики:

     1) политика регулирования материальных и культурных условий жизни благосостояния населения (в англоязычном варианте – welfare-policy);

     2) политика регулирования политических условий жизни человека (политических отношений индивида и общества, личности и государства);

     3) социально-стратификационная (социально-классовая) политика;

     4) этнонациональная политика;

     5) демографическая и поселенческая (социотерриториальная) политика.

     Современные государства под давлением гражданского общества начали проводить социальную политику в области благосостояния как сферы удовлетворения многообразных материальных и духовных потребностей своих граждан. В отличие от ряда других направлений, этот вид политики – комплексный, он охватывает условия жизни как всего народа, так и каждой из составляющих его социальных групп.

     Это направление связано с целью  социальной политики – посредством  минимизации социальных различий создавать условия для развития личности. В зависимости от объекта воздействия можно выделить ряд групп направлений социальной политики. Во-первых, группу, которая обеспечивает содержание отраслей социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, жилья, экологии, охраны правопорядка (например, оплата труда врачей, содержания и строительства больниц). Вторая группа связана с удовлетворением жизненных потребностей определенной категории населения. В этом случае группировка выплат происходит по программам соцобеспечения (к примеру, выплата больному пособия по больничному листу).

     Распределение благ в рамках социальных программ и социальной инфраструктуры осуществляется большей частью не по труду, а в зависимости от наличия тех или иных потребностей.

     Типология отраслей социальной инфраструктуры, условий жизни определяет и сферы политики в области благосостояния:

     1) социально-производственные условия жизни включают условия труда, распределение и соотношение занятого и свободного времени;

     2) «внешние» для человека условия жизнеобеспечения (городская инфраструктура: жилищные, коммуникационные, экологические и правоохранительные условия жизни);

     3) социально-культурные условия жизни объединяют культурно-образовательные и медико-физкультурные отрасли.

     Соответственно  выделяются следующие направления социальной политики в сфере благосостояния населения:

     1) политика регулирования занятости,  условий и характера труда;

     2) политика регулирования рабочего  и свободного времени и организации досуга;

     3) политика регулирования распределения  и перераспределения реальных  доходов населения;

     4) политика оптимизации городской инфраструктуры, внешних условий жизнеобеспечения (жилищная, экологическая и правоохранительная);

     5) культурно-образовательная политика;

     6) политика в области здравоохранения, физкультуры и спорта.

     По  тем же отраслям, условиям жизни  различаются и программы социального обеспечения:

     а) больных, инвалидов и спортсменов;

     б) студентов, учащихся и воспитанников;

     в) правоохранительная, экологическая  и жилищная программы (обеспечение  бездомных и т.п.);

     г) обеспечение многодетных и одиноких матерей, остро нуждающихся (малообеспеченных, погорельцев и др.);

     д) обеспечение безработных и пожилых (нетрудоспособных).

     Таким образом, первая классификация отражает направления развития самих отраслей как социальных институтов, а вторая – обеспечение социально-зависимых категорий граждан. 

    1.3. Уровень и качество жизни населения как показатели эффективности социальной политики государства 

     В советском обществе показатель уровня благосостояния населения определялся достаточно узко: он сводился к номинальной зарплате и затратам государства на общественные фонды потребления. Однако, данный показатель представляет собой более сложную характеристику, которая определяется и измеряется посредством двух параметров: уровня и качества жизни. Уровень жизни – это количественная характеристика удовлетворения материальных и культурных потребностей человека, а качество жизни – соответствующая качественная характеристика удовлетворения потребностей. Таким образом, уровень жизни отражает доступность благ, а качество жизни – эффективность их использования.

     Благосостояние  граждан невозможно измерить лишь уровнем доходов, т.к. при этом без учета остаются уровень цен (который выше в Японии, чем в США), соотношение платных и бесплатных услуг (последних в США гораздо меньше, чем в Европе, и особенно в СССР) и различия в доходах богатых и бедных семей. Показатель, традиционно использующийся в экономической статистике для наглядной демонстрации дифференциации уровня доходов различных слоев населения и хорошо иллюстрирующий степень социального расслоения, называется децильным коэффициентом (или коэффициентом фондов). Этот коэффициент определяется как соотношение между средним уровнем денежных доходов 10% самых богатых членов данного общества и 10% самых бедных [16, С.211]. В дореволюционной России он превышал 30, а на исходе существования Советского Союза был примерно равен 3 [11].

     По  данным Всемирного банка [39, с.423], в настоящее время в группе развитых стран самый низкий децильный коэффициент – в скандинавских странах, где он варьируется от 3 до 5 раз. В Германии, Австрии и Франции он чуть выше и достигает 5-7, в США децильный коэффициент десятилетиями держится на уровне 10-12 [11].

     Децильный коэффициент в России больше, чем  в большинстве латиноамериканских стран. В современной России этот показатель в 1990-е гг. резко вырос. Так, в 1990 г. этот коэффициент составлял около 5, а в 2008 г. – около 16 – 17 [16, с.167, 184]. Считается, что когда децильный коэффициент превышает 10, то это создает основу для социальных беспорядков [11].

     И уровень, и качество жизни включают в себя характеристики удовлетворения потребностей во всех шести отраслях социальной инфраструктуры и через все программы соцобеспечения. В каждой из этих сфер уровень жизни включает 3 критерия:

     1) уровень развития той или иной сферы – ему соответствуют два индикатора: а) общая материальная база сферы (объем уже имеющихся благ); б) текущий выпуск благ (производство);

     2) условия получения благ. К ним относятся три индикатора: а) принцип всеобщности / избирательности в предоставлении благ (например, пособия по безработице, пенсии и т.д. – для всех нуждающихся или для части); б) принцип платности / бесплатности (жилье, высшее и другое образование, медицина); в) условия жизни не получающих блага;

     3) объективная степень удовлетворения рациональных потребностей (в % от научно разработанной нормы).

     Качество  жизни отражают 3 измерителя:

     1) содержание благ, к которым относится: а) качество их изготовления; б) ассортимент;

     2) социальная ориентация сферы: а) социальная цель ее развития; б) активность самих граждан в производстве и приобретении благ;

     3) субъективная степень удовлетворенности развитием той или иной сферы, определяемая опросами населения.

     Уровень и качество жизни надо рассчитывать и развивать вместе (параллельно) во всех шести сферах и по всем социальным программам. Например, в сфере труда уровень жизни охватывает уровень занятости, переквалификации, пособия по безработице, подготовку и трудоустройство, а качество жизни – условия и характер труда, долю ручного, ночного, женского и вредного труда.

Информация о работе Социальная защита