Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Работа состоит из  1 файл

Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020г.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)
"text-align:justify">              Еще одним направлением развития системы оказания медицинской помощи населению и залогом повышения ее эффективности является создание условий для мотивированного труда медицинского персонала. Механизмом регулирования должно стать создание системы профессионального самоуправления и корпоративной ответственности в коллективе каждого лечебно-профилактического учреждения.

Внедрение врачебного самоуправления позволит «изнутри» регулировать медицинскую деятельность каждого врача и каждого медицинского коллектива, гибко используя экономические и морально-нравственные рычаги.  Важными компонентами  развития системы врачебного самоуправления являются:

        формирование  системы корпоративной ответственности за качество оказываемой медицинской помощи;

        рейтинговая оценка результатов работы каждого члена медицинского коллектива в зависимости от  эффективности и результативности его работы;

        корпоративное распределение финансовых средств за оказанные медицинские услуги (переход на новые формы оплаты труда).

        формирование системы персональных допусков к видам медицинской деятельности в зависимости от уровня их сложности;

        повышение мотивации медицинских работников к непрерывному профессиональному образованию и приобретению допусков к новым видам медицинской деятельности в рамках основной  специальности или смежных областей медицины.

Для определения персонального вклада каждого медицинского работника в результат работы медицинского учреждения необходимо обновление классификации всех видов медицинской помощи ранжированной по  медицинским специальностям, уровню сложности и технологичности, требуемой квалификации медицинского работника.

Внедрение принципов врачебного самоуправления и корпоративной ответственности позволит эффективно использовать материальное и моральное стимулирование в повышении мотивации каждого члена медицинской коллектива к непрерывному профессиональному совершенствованию, что приведет к значительному повышению качества как его персональной работы, так и всего лечебно-профилактического учреждения.

В рамках реализации кадровой политики предлагается осуществить следующие мероприятия:

            Кадровое обеспечение системы здравоохранения:

o               приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами деятельности персонала и перспективными задачами. Устранение дублирования функций, перераспределение функций между различными профессиональными группами (врачи и сестринский персонал, медицинские сестры и младшие медицинские сестры);

o               повышение профессионального уровня работников здравоохранения на основе дальнейшего развития системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников;

o               совершенствование условий труда и его оплаты. Приведение системы оплаты труда в соответствие со сложностью, количеством и качеством оказания медицинской помощи. Модернизация рабочих мест, повышение технической оснащенности труда медицинских работников;

o               совершенствование нормативной правовой базы, определяющей профессиональную деятельность медицинского и фармацевтического персонала;

o               разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение статуса врача и среднего медицинского персонала, на осознание медицинским работником потенциала  профессии и ее перспектив, значимости для общества;

o               подготовка специалистов в сфере управления здравоохранением.

                  Повышение качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров:

o               разработка комплекса мероприятий для подготовки специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием согласно государственным приоритетам;

o               совершенствование целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и администрацией субъекта Российской Федерации с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий;

o               создание учебно-научно-клинических комплексов, объединяющих образовательные учреждения (медицинский вуз, училище), профильные научно-исследовательские институты и клинические базы;

o               оптимизация правовых и экономических взаимоотношений между медицинскими образовательными учреждениями и лечебно-профилактическими учреждениями в рамках создания единой клинической базы;

o               развитие информатизации обучения в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях: формирование электронных библиотек и справочно-информационных баз данных, внедрение информационных технологий и систем менеджмента качества в образовательный процесс;

o               совершенствование системы непрерывного медицинского образования:

      пересмотр образовательных стандартов высшего профессионального образования (5–6 лет обучения с выдачей диплома и предоставлением права профессиональной деятельности по специальностям общего профиля);

      ранжирование длительности ординатуры (1–2 года – для врачей терапевтических специальностей, 3–5 лет – для врачей хирургических специальностей) в учреждениях, имеющих лицензию на право  ведения образовательной деятельности, с выдачей документа государственного образца и предоставлением права профессиональной деятельности по одной из специальностей);

      формирование    и    внедрение  системы персональных допусков к  отдельным видам медицинской    деятельности;

o               развитие государственных программ международного обмена в рамках профессионального совершенствования медицинских работников; государственная поддержка перекрестных стажировок студентов и специалистов в ведущих клиниках мира и иностранных учащихся – в ведущих клиниках Российской Федерации;

o               совершенствование подготовки управленческих кадров в здравоохранении и специалистов кадровых служб медицинских организаций, основанных на современных принципах управления качеством и стандартизации, многопрофильных профессиональных знаниях (юридических, экономических, психологических, социологических и др.) и навыках управления кадрами;

o               разработка системы страхования ответственности медицинских работников на случай ошибки и при наличии степени риска медицинского вмешательства, а также личного страхования в случае, когда исполнение служебных обязанностей сопряжено с угрозой для жизни и здоровья;

o               разработка единых критериев формирования профессионального сообщества по медицинским специальностям (группам специальностей),  развитие механизмов их участия в разработке стандартов оказания медицинской помощи, клинических протоколов, в лицензировании медицинской деятельности и сертификации специалистов; 

o               совершенствование работы аппарата главных внештатных специалистов с участием специалистов субъектов Российской Федерации, руководителей профильных научных  организаций, ведущих ученых, представителей профессиональных обществ и ассоциаций и др.; 

o               повышение роли научных, экспертных и консультативных органов; развитие медицинских профессиональных обществ и ассоциаций.

 

Реализация указанных направлений потребует увеличения финансового обеспечения, в первую очередь за счет средств федерального бюджета, с 20,5 млрд. рублей в 2010 году до 63,2 млрд. рублей в 2020 году. Увеличение расходов вызвано в том числе необходимостью внедрения в образовательный процесс передовых достижений медицинской науки.

 

Этапы реализации:

2009 – 2010 гг.:              

        разработка и внедрение единого регистра медицинских работников;

        формирование кадрового профиля здравоохранения субъектов Российской Федерации;

        разработка стандартов подготовки организаторов здравоохранения различного уровня, разработка и реализация образовательных программ для работы в новых условиях;

        разработка нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и федеральных государственных требований к последипломному медицинскому образованию;

        пересмотр содержания и сроков  программ профессиональной переподготовки с учетом имеющегося послевузовского и дополнительного профессионального образования;

        подготовка методологической базы непрерывного медицинского образования и запуск «пилотных» проектов;

        разработка требований и процедур допуска к осуществлению медицинской деятельности, в том числе по конкретным лечебным и диагностическим манипуляциям, методам профилактики, диагностики и лечения в рамках конкретной специальности, порядка, процедур и сроков сертификации медицинских и фармацевтических специалистов;

        разработка механизма допуска выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений к самостоятельной профессиональной деятельности, включающего перечень практических навыков и умений по каждой специальности по диплому и его соответствие должностям в учреждениях здравоохранения – врач-терапевт, врач-хирург, врач-акушер-гинеколог, медицинская сестра, фельдшер  и др.;

        оптимизация управления кадровой политикой через деятельность аппарата главных внештатных специалистов;  научных, экспертных и консультативных органов; медицинских профессиональных обществ и ассоциаций;

        разработка нормативно-правовых документов по формированию и развитию профессиональных сообществ, повышению их роли в образовательной и инновационной деятельности.

2010 – 2015 гг.:

        подготовка медицинских специалистов, соответствующих новым требованиям к профессиональной медицинской деятельности;  достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1 к (3–5);

        внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение» и федеральных государственных требований   к последипломному медицинскому образованию (в т.ч. интернатура, ординатура и др.);

        разработка и внедрение реестра образовательных медицинских учреждений, осуществляющих послевузовское и дополнительное профессиональное образование, включающего перечень медицинских специальностей и персональных допусков к видам медицинской деятельности;

        апробация системы допуска к осуществлению медицинской деятельности;

        оптимизация  системы непрерывного медицинского образования;

        формирование системы профессионального роста;

        разработка и введение в действие механизмов реализации прав работников системы здравоохранения на страхование в случаях, когда исполнение обязанностей связано с угрозой их жизни и здоровью;

        создание системы страхования профессиональной ответственности на случай ошибки и при наличии риска в связи с медицинским вмешательством;

        создание условий для развития профильных секций аппарата главных внештатных специалистов,  научных, экспертных и консультативных органов, профессиональных обществ и ассоциаций, повышения их роли и ответственности за состояние и  развитие системы здравоохранения.

2016 – 2020 гг.:

        поэтапный переход на оптимальную систему расстановки медицинских кадров; достижение соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала 1 к (7–8) для патронажной службы Российской Федерации;

        мониторинг состояния кадрового обеспечения здравоохранения и миграции кадров, оптимизация кадровой политики в соответствии с потребностями системы здравоохранения;

        формирование   профессионального самоуправления в решении вопросов кадровой и инновационной политики, разработке единых стандартов оказания медицинской помощи и оценке ее качества.

 

4.2.6 Инновационное развитие здравоохранения

 

Совершенствование медицинской помощи населению возможно лишь при условии инновационного развития здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и  лекарственных средств в медицинскую практику. Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий и лечебных субстанций, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития  медицины и здравоохранения.

Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

Информация о работе Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г