Фонд обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение обязательного медицинского страхования как одного из видов медицинского страхования, а также изучение различных аспектов и особенностей обязательного медицинского страхования в отличие от добровольного страхования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4
Развитие системы обязательного медицинского страхования в РФ...6
История образования фонда медицинского страхования……..6
Сущность медицинского страхования в России……………..12
Нормативно-правовое регулирование………………………...16
Фонд медицинского страхования в РФ………………………………23
2.1 Система обязательного медицинского страхования в России.23
2.2 Добровольное медицинское страхование. Основные отличия ДМС от ОМС…………………………………………………………..28
3. Проблемы ОМС в России. Зарубежный опыт……………………….30
3.1 Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения………………………………30
3.2 Зарубежный опыт в системе медицинского страхования…...32
Заключение……………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

ФОМС.docx

— 72.06 Кб (Скачать документ)

     Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей  страхования. Это объясняется главным  образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

     Результаты  сборов страховых взносов и наличие  задолженности по уплате страховых  взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость  значительной работы по совершенствованию  методов сбора страховых взносов.

     Сложившаяся в России ситуация, когда система  здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти  обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.

     Особой  проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

     Еще одна острая проблема - это проблема достоверности информации о поступлении  и расходовании государственных  средств системы ОМС. Функции  государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

     В связи с вышеизложенными проблемами Министерство здравоохранения и  медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо:

     · исполнение Закона РФ « О медицинском  страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;

     · в связи с обеспеченностью  финансовыми средствами территориальных  программ ОМС, составляющей в среднем  по России 40%, а в некоторых территориях 10 - 20 %, целесообразно рассмотреть  об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС;

     · разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в  условиях медицинского страховании.

     Таким образом, проводимая в России реформа  здравоохранения, введение обязательного медицинского страхования предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.  

     3.2 Зарубежный опыт  в системе медицинского  страхования.

      
          Первая из зародившихся в новейшей истории национальных систем здравоохранения, была создана канцлером Германии Отто фон Бисмарком в 1881 году. Она представляла собой программу страхования рабочих и их семей и базировалась на уже действовавших в то время законах о компенсациях работникам железной дороги (1838) и законе о шахтерских обществах (1954). "Больничные кассы" позднее сменили изначально созданные фонды социального страхования, оплачивавшие помимо расходов на лечение, пособия по безработице, пенсии и т. д. Кассы получали две трети своих взносов от работников и треть от работодателя. Эта система служила и служит моделью для систем медицинского страхования в мире.  
          В мире принято критиковать страховую систему сегодняшней Германии. Однако, многие из тех, кто берутся ее критиковать, забывают о принципе "пригодности", возможно богатая страна имеет другие приоритеты, нежели сдерживание цен на содержание системы здравоохранения. Притом, что Германия расходует значительно больший процент от валового внутреннего продукта (ВВП), чем их давний политический конкурент Англия (10,5% против 6,9%) при приблизительно одинаковом состоянии здоровья нации, Германия по большинству показателей здравоохранения, а также по уровню жизни, доступности образования, социальной помощи превосходит Великобританию.  
          Критике, так же часто подвергается и тот факт, что гражданам предоставляется возможность застраховаться по государственной схеме, заплатив определенный процент от своей заработной платы (в этом случае работодатель оплачивает половину страхового взноса) и получить доступ к государственным больницам и преимущественно частной поликлинической службе, или же застраховаться частным образом, заплатив взнос в соответствии с риском (пол, возраст, наличие каких-либо заболеваний).                      Действительно, такое положение дел способствует тому, что около 10% наиболее богатых немцев не вносят свой вклад в государственную систему здравоохранения, таким образом, нарушая принцип страхования: богатые платят за бедных, здоровые за больных. Однако и частная, и государственная системы процветают, а право выбора создает еще более жесткую конкуренцию между страховыми кассами. Необходимо отметить так же, что жесткой конкуренции способствует так же значительное (более 100) число "больничных касс".

     Вероятно, не одну систему здравоохранения  не подвергают таким шквалам критики  как американскую. Основная причина  критики -высочайшие в мире расходы при довольно невысоких показателях здоровья. Действительно, при расходах превышающих 14% от ВВП, продолжительность жизни чернокожих американцев сравнима со странами восточной Европы, а у белого населения — позади большинства развитых стран. Так же, 15% населения практически не имеют возможности воспользоваться услугами, вне всякого сомнения, самой передовой медицины, а еще 15% застрахованы не адекватно.  
          Система здравоохранения США сложилась в условиях практически свободного рынка. Профессиональные медицинские ассоциации имели огромную власть, не позволяя государственного вмешательства. Хотя с 1965 года существуют программы Медикер (Medicare), которая покрывает расходы по лечению большинства заболеваний у людей старше 65 лет, и Медикэйд (Medicaid), программа, покрывающая неотложную медицинскую помощь для малоимущих, в течение долгого времени, значительная часть населения, не входившего в эти категории, не могла позволить себе медицинскую помощь в необходимом объеме. Начиная с 60-х годов, все большее распространение получали "Организации по поддержанию здоровья" (Health Maintenance Organizations). По сути, эти организации являются страховыми компаниями, работающими в условиях жесткой конкуренции, по различным схемам. Интересной является новая концепция, по которой работают эти организации — "управляемая медицинская помощь" (managed care). Поскольку Организации поддерживающие здоровье, являются плательщиками за все виды медицинских услуг, предоставляемых застрахованным, посредством правильного менеджмента, им удается значительно снижать расходы. Посредством проведения профилактики (в случаях, когда это затратно-эффективно), лечения в амбулаторных условиях, вместо стационарных, избежания неоправданных и неэффективных назначений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     В условиях кризисного состояния здравоохранения  большое значение должно придаваться  социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.

     Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует  собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические  и правовые требования, предъявляемые  к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы  страховых операций, размера основного  капитала, запасных фондов. Задачей  страховых организаций является придание медицинскому страхованию  более гибкой, удобной и выгодной формы.

     Важным  аспектом развития ОМС является разработка схемы взаимодействия между страховой  медицинской организацией и лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях рыночных отношений может  быть основано либо на договоре о подряде, либо на договоре о совместной деятельности. При этом страховая медицинская  организация выступает в роли заказчика, лечебно - профилактическое учреждение - исполнителя. Такой механизм реализации ОМС будет способствовать развитию рыночных отношений в здравоохранении, обеспечит финансовую устойчивость этой формы медицинского страхования. 
 
 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

      1. ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» от 28.06.1991. № 1499-1 (с изменениями, внесенными Федеральным  законом от 1.07.94 № 9-ФЗ)
      2. ФЗ РФ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 8.12.2010 года №333-ФЗ
      3. ФЗ РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 года №326-ФЗ
      4. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 1248 с.
      5. Страхование в вопросах и ответах / Под. ред. М. М. Ардатова, B. C. Балинова, А. Б. Кулешова, Р. З. Яблукова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 296 с.
      6. Архипов А. П., Гомелля В. Б. Основы страхового дела. – М.: «Маркет ДС», 2002. - 413 с.
      7. Банев В. Страховая медицина // Дальневосточный капитал. № 6, 2004.
      8. Дрошнев В. В. Обязательное медицинское страхование в России. – М.: «Анкил», 2004. – 160 с.
      9. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Страхование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 462 с.
      10. Климова М. А. Страхование. – М.: Издательство ПРИОР, 2004. – 137 с.
      11. Маренков Н. Л., Косаренко Н. Н. Страховое дело. – М.: "Феникс", 2003. 608 с.
      12. Страховое дело / Под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
      13. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. Страховое дело. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 384 с.
      14. Страховое дело: Учебник. В 2 т. (пер. с нем. О.И. Крюгер и Т.А. Федоровой). – т.2: Виды страхования / под ред. Т. А. Федоровой. - М.: Экономистъ, 2004. – 606 с.
      15. Страхование / Под ред. Т. А. Федоровой. – М.: «Экономистъ», 2003. – 875 с.
      16. Шахов В. В. Страхование. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 311 с.
      17. Журнал «Финансы» №1 2011, Сплетухов Ю.А. «Совершенствование медицинского страхования – главные направления»
      18. Журнал «Финансы»  №6 2010,  Логвинова И.Л. «Онекоторых аспектах организации ОМС за рубежом»
      19. Журнал «Страховое дело» № 4 2010,  Русецкая Эльвира «Медицинское страхование как центральное звено безопасности жезнедеятельности»
      20. Журнал «Экономика и жизнь» №13 2010,  Новикова Мариам «Страховшики требуют разработать стандарты медицинского страхования»
      21. Журнал «Бюджет» №10 2010, Линденбратен А.Л. «Бесплатной медицины не бывает»
      22. Журнал «Страховое право» №4 2009, Селезнева Е. «Реформирование системы ОМС»
      23. http://www.mgfoms.ru/
      24. http://www.ffoms.ru/
      25. http://www.rosmedstrah.ru/

Информация о работе Фонд обязательного медицинского страхования