Автотранспортное страхование и проблемы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:10, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – охарактеризовать автотранспортное страхование.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы автострахования.
2. Изучить практику ОСАГО в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и содержание автотранспортного страхования 6
1.2. Виды автотранспортного страхования 15
2. ПРАКТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ 39
2.1. Общая характеристика обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 39
2.2. Анализ состояния обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида автотранспортного страхования в России 54
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 69
3.1. Проблемы возникающие при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 69
3.2. Перспективы автотранспортного страхования в России 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа состоит из  1 файл

Diplom_avtotransportnoe_strakhovanie1.doc

— 602.50 Кб (Скачать документ)

Первоначально было введено  девять фиксированных сумм в диапазоне  от 20 900 до 31 700 руб., по одной на каждый из федеральных округов и отдельно по одной на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. С этого года в России появился новый округ – Северо-Кавказский. Кроме того, по словам руководителя проекта прямого урегулирования и европротокола РСА Андрея Юрьева, в новой линейке фиксированных сумм была учтена накопленная статистика по выплатам через ПВУ. Статистика показала, что средние выплаты во многих регионах, где парк автомобилей в основном составляют старые отечественные машины, не дотягивает до 20 000 руб. Поэтому новые фиксированные суммы начинаются с более низкой цифры. Отныне тарифы находятся в диапазоне от 11 400 до 31 7000 руб. Для каждого из десяти регионов будут действовать три ставки: для легковых иномарок, для отечественных легковых автомобилей и для всех остальных машин. Первые результаты, годные для анализа, по новым цифрам РСА ожидает к июлю, но уже сейчас можно сказать, что снижение фиксированных выплат в регионах снизит доходы от ПВУ для тех страховщиков ОСАГО, чей портфель как раз и составляют договоры с провинциальными страхователями (например, для «Росгосстраха»).

Проигравшие по результатам  первого года работы ПВУ страховщики  не удовлетворены введением более  подробной линейки фиксированных  сумм и лоббируют введение безальтернативного урегулирования – чтобы страхователь мог обращаться за выплатой только в свою компанию.

В настоящее время  доля убытков по ОСАГО, которые проходят через систему ПВУ, составляет 7,5%. В РСА предполагают, что через год эта доля увеличится до 50%. Очевидно, что система ПВУ нуждается в совершенствовании. По своим размерам каждый российский регион равен средней европейской стране, а то и нескольким сразу. Понятно, что внутри каждого региона существует значительная разница в средних выплатах по ОСАГО и линейки из 30 фиксированных сумм (пусть это и лучше, чем линейка из девяти) в нашей ситуации недостаточно. Кроме того, систему взаимных расчетов было бы разумно привязать к системе стандартной, обязательной для всех страховых компаний системе оценки полученного ущерба. В настоящее время общая система оценки ущерба отсутствует и каждый страховщик рассчитывает его по-своему. Это дает недобросовестным страховщикам дополнительный простор для маневров, которые зачастую оказываются невыгодны не только клиентам, но и соратникам по рынку.

2.2. Анализ состояния обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида автотранспортного страхования в России

Автострахование – самый  крупный сектор российского открытого рынка страхования. В 2009 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке – порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы доля автострахования в общих страховых сборах не превышает 45-50%, Западной Европы и США – 10-20%.

Последние 3-4 года автострахование  обеспечивает порядка 80% всего прироста страховых премий в России. Из общего прироста реальных страховых сборов по сравнению с 2009 г. – $2,8 млрд. – на долю автострахования пришлось порядка $2,3 млрд.

Это наиболее быстрорастущий вид страхования. С 2009 г. по 2010 г. его  сборы выросли почти в 5 раз  – с $0,6 млрд. до $2,9 млрд., что соответствует  среднегодовому темпу прироста 123%. За этот же период реальные сборы по страхованию имущества в среднем росли на 21% в год, по страхованию жизни – на 48%, по прочим видам страхования – на 18%. Ключевую роль в быстром росте автострахования сыграло введение ОСАГО в 2003 г. Однако и без учета сборов по «автогражданке» добровольное автострахование росло на 45-50% в год (см. рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Темпы роста основных видов страхования в 2009-2010 гг.12

 

В ближайшие 5-6 лет рост рынка автострахования продолжится, хотя и более медленными темпами. Среднегодовой рост рынка может  составить как минимум 17%, а общие сборы по автострахованию на конец этого периода могут достичь порядка $7,6 млрд.

При этом основной движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию до 2012 г., будет развитие добровольного автострахования. ОСАГО уже практически достигло «точки насыщения», т.к. на конец 2009 г., по различным оценкам, было застраховано порядка 80-90% автомобилей (и практически 100% автомобилей стоимостью свыше $10 тыс.). В 2005-2010 гг., как видно из рисунка 2.2, произошел роста сборов по добровольному автострахованию в среднем на 26% в год, по ОСАГО – на 7% в год.

Основные факторы, определяющие динамику автострахования, по мнению экспертов – доля застраховавшихся автомобилистов, а также рост и структура автопарка.

В отличие от ОСАГО  в отношении добровольного автострахования специалисты отмечают существенный потенциал увеличения доли застрахованных. Рост количества автомобилей и качественное улучшение автопарка окажут положительный эффект на развитие и добровольного автострахования, и ОСАГО.

Рис. 2.2 - Динамика российского рынка автострахования в 2004-2010 гг.13

 

Средний страховой тариф  по „каско“ в 2010 г. составит $810 против $710 в 2004 г., по ОСАГО – сохранится на уровне $65

Доля автомобилей, застрахованных одновременно и по „каско“, и по ОСАГО, вырастет с 5-7% сегодня до 14-16% в 2010 г.

Количество легковых автомобилей в течение последних 4-5 лет стабильно росло на 5-6% в год. Общая стоимость легкового парка по сравнению с количеством автомобилей росла опережающими темпами, на уровне 20-25% в год, и к началу 2005 г. составила порядка $100-120 млрд. при средней стоимости автомобиля порядка $4-5 тыс. Быстрый рост связан,

во-первых, с постоянным увеличением цен на отечественные  и импортные автомобили и, во-вторых, с существенным перераспределением структуры спроса в сторону более дорогих автомобилей и иномарок (см. рис. 2.3).

 

Рис. 2.3 - Динамика парка легковых автомобилей в 2004-2010 гг.14

При этом по уровню обеспеченности населения автотранспортом Россия по-прежнему существенно отстает  от развитых стран: к 2010 г. на 1 тыс. жителей в России приходилось всего лишь 170-175 легковых автомобилей.

В Западной Европе и США  этот показатель находится на уровне 500-750. Учитывая совершенно иной масштаб  расстояний в России по сравнению  с Западной Европой, можно говорить об огромном неудовлетворенном спросе на автомобили (см. рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Количество автомобилей на 1 тысячу человек населения15

 

При реализации макроэкономического  прогноза, предусматривающего рост доходов  населения на уровне 4-8% в год, тренд увеличения легкового авто-парка в ближайшие 5-6 лет, скорее всего, сохранится.

К 2010 г. количество легковых автомобилей в России достигло 34 млн. шт. (см. рис. 2.4), и она догнала по уровню обеспеченности автомобилями Латвию и Хорватию.

Если укрепление «страховой культуры» в России будет происходить такими же темпами, как и в других развивающихся странах, то уже к 2012 г. доля застрахованных автомобилей может составить не менее 14-16% против 5-7% в 2004 г.

 

Рис. 2.5. Динамика парка грузовых автомобилей России в 2004-2010 гг.16

 

Дополнительный импульс  укреплению „страховой культуры“  и росту доли застрахованных в целом может обеспечить развитие института автокредитования.

Таким образом, к 2010 г. доля «кредитных» автомобилей может  возрасти до 45-50% от продаваемых новых автомобилей – как минимум 1-1,1 млн. машин в год (см. рис. 2.6)

 

Рис. 2.6. Динамика доли новых автомобилей, приобретенных в кредит в 2004-2010 гг.17

Системные ошибки рынка  автострахования, закладывавшиеся  в период благоденствия, в 2009 году стали причинами кризиса на этом рынке.

 

В условиях резкого падения рынка  все проблемы, которые закладывались в годы «благоденствия», вышли наружу. Переживут эти трудности далеко не все. Корень зла – в непозволительно близком для страховщика горизонте планирования, который был характерен для многих участников российского страхового рынка в последние годы.

 


Рис. 2.8. Структура портфеля страхования страховых компаний в 2010 г., %18

 

В период падения страхового рынка в условиях кризиса некоторые страховщики будут пытаться сохранить приток средств за счет демпинга. Однако данный путь не приведет их к успеху. Экономический спад в России будет довольно продолжительным, и рано или поздно такие страховые компании столкнутся с проблемой кассового разрыва. Страховщики, которые выберут стратегию демпинга, только отложат проявление своих фундаментальных проблем с устойчивостью.

Выплаты по договорам  ОСАГО в 2009г. составили 23,6млрд. руб., что на 4,61% превысило значение показателя за 2008г.

90,18% совокупного объема  выплат (21,29 млрд. руб.) пришлось на  крупнейшие страховые компании по объему страховых выплат (для сравнения в 2008г. на долю крупнейших страховщиков приходилось 86,22% общего объема выплат по договорам ОСАГО или 19,46 млрд. руб.). Прирост объемов выплат по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями в 2009г. по отношению к 2008г. составил 9,41%.

Среди крупнейших страховщиков наибольшие темпы роста объемов  выплат в 2009г. относительно 2008г. были отмечены у «ИННОГАРАНТ» (более чем в 4,9 раз), «РСТК» (в 2 раза) и «ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» (в 1,75 раза), «РУССКИЙ МИР» (в 1,64 раза). Снизили объемы выплат по договорам ОСАГО в отчетном периоде «СКПО-УРАЛСИБ» (на 45,28% относительно 2008г.), «МЕГАРУСС-Д» (на 32,43%), «ЮЖУРАЛ-АСКО» (на 26,93%).

Российский рынок обязательного  страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), выросший в первом квартале 2010 года на 13,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - до 18,8 миллиарда рублей, в последующие кварталы текущего года покажет более скромную динамику, и по итогам года его рост составит 5%, максимум - 10%, считают страховщики.

Согласно статистике Росстрахнадзора, в 2009 году рынок ОСАГО  упал за январь-март на 3,1%. В дальнейшем страховщикам удалось изменить этот тренд, и на конец первого полугодия 2009 года премии в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года выросли на 1,7%, по итогам трех кварталов - на 5,4%, а по итогам года - на 6,6%.

Таким образом, темпы  прироста, которые продемонстрировал рынок ОСАГО в первом квартале текущего года, стали одними из самых высоких за последние 21 месяц. Почти такой же рост (13,3%) был зафиксирован Росстрахнадзором последний раз еще до кризиса - по итогам шести месяцев 2008 года.

Номинальный объем страховой премии по итогам 2010 г. превысил планку в триллион рублей и составил 1 041,1 млрд. рублей. Это превышает показатель прошлого года на 6,5%. Однако с учетом роста цен объем премий сократился на 2,1% и составил 1 041,1 против 1 064 млрд. рублей в 2009 г. Таким образом, продолжает укрепляться тенденция сокращения реальной страховой премии, начавшаяся в 2009 г. и обусловленная неблагоприятными макроэкономическими условиями.

Доля премий (без ОМС) в ВВП по итогам прошедшего года продолжила свое падение, начавшееся еще в 2004 г., и составила 1,2%. Динамика данного показателя позволяет нам говорить скорее о стагнации страхового рынка, нежели о его развитии.

Последние несколько  лет число страховщиков на страховом  рынке ежегодно сокращается на 10-12%. Прошедший год не стал исключением. В 2010 г. рынок покинуло 89 страховых организаций, в результате чего в едином государственном реестре субъектов страхового дела осталось 618 страховых компаний.

На рынке появилось  пять новых страховых организаций, специализирующихся преимущественно на кредитном, медицинском, ипотечном страховании и перестраховании.

В рамках предстоящего повышения  требований к минимальному уставному капиталу на рынке продолжается процесс реорганизации страховых компаний, в рамках реструктуризации страховых групп (Росгосстрах, Уралсиб, МСК), объединения региональных страховщиков и присоединения их к крупнейшим компаниям федерального значения.

В 2010 г. наиболее крупные  вливания в уставный капитал были произведены владельцами следующих участников страхового рынка:

1) ОАО «Страховое общество газовой промышленности» - 4 956 млн рублей;

2) ОАО Страховая компания «РОСНО» - 3 844 млн рублей;

3) ООО «Страховое общество «Регион Союз» - 999 млн рублей;

4) ООО «Страховая компания «Согласие» - 997 млн рублей;

5) ООО «Перестраховочное общество «КАМА РЕ» - 470 млн рублей;

6) ООО «Страховая компания «ИННОГАРАНТ» - 450 млн рублей;

7) ОАО «Московское перестраховочное общество» - 444 млн рублей;

8) ООО «Российское лесопромышленное перестраховочное общество» - 440 млн рублей;

9) ООО «Страховая компания «Проспект» - 350 млн рублей;

10) ЗАО «ЭРГО Русь» - 343 млн рублей;

11) ОАО «Международная страховая компания профсоюзов «МЕСКО» - 336 млн рублей;

12) ЗАО «Страховая компания АЛИКО» - 320 млн рублей.

Такое увеличение капитала преимущественно связано с новыми требованиями к минимальному размеру уставного капитала и риском неплатежеспобности некоторых страховщиков. Таким образом, в 2010 г. совокупный уставный капитал страховых организаций составил 153,7 млрд руб.

Информация о работе Автотранспортное страхование и проблемы его развития