Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:46, контрольная работа

Описание

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 3
1 Сущность конкуренции ……………………………………………………….. 4
2 Функции конкуренции ……………………………………………………….. 5
3 Виды и типы конкуренции ……………………………………………………. 6 - 12
3.1 Совершенная конкуренция ………………………………………… 7
3.2 Несовершенная конкуренция ……………………………………… 8
3.3 Монополистическая конкуренция ………………………………….. 9
3.4. Чистая монополия …………………………………………………... 10
3.5. Олигополия …………………………………………………………. 11
4. Способы ведения конкурентной борьбы …………………………………………12 - 15
4.1 Добросовестная конкуренция ……….................................................. 13
4.2 Недобросовестная конкуренция ……………. ………………………...13
4.3 Ценовая конкуренция ………………………………………………… 14
4.4 Неценовая конкуренция ……………………………………………… 14
5. Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством …………………………………………………………. 15 -16
Заключение …………………………………………………………………………… 17
Список используемой литературы ………………………………………………….. 18

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция к.р..doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

4.2.  Недобросовестная  конкуренция.

     Основными методами являются:

         - экономический (промышленный шпионаж)

         - подделка продукции конкурентов

         - подкуп и шантаж

         - обман потребителей

         - махинации с деловой отчетностью

         - валютные махинации

         - сокрытие дефектов и т.д.

        К этому можно также добавить  и научно-технический шпионаж,  т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. 

4.3. Ценовая конкуренция

     Восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

     Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял  свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

     В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

     В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

     -фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

     -для  проникновения на рынки с новыми  товарами;

     -для  укрепления позиций в случае  внезапного обострения проблемы  сбыта.

     При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. 

3.2. Неценовая конкуренция

     Выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

       Более эффективной и более  современной формой конкурентной  борьбы является борьба за  качество предлагаемого на рынок  товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.  

     В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

        Большую роль играет до- и послепродажное  обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.   

5. Основные направления  и инструменты  регулирования конкуренции  государством 

      Конкуренция есть самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики и интересов всех членов общества.

      Когда же предприниматели заключают между  собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно-высокими и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества.

      Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

     Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии.

      В хозяйственной практике российской экономики важно понятие "доминирующее положение на рынке" хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину, оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГКАП ("крупным слиянием" признается такое, при котором приобретаются контрольный пакет акций или более 35°/о акций). ГКАП может принимать решения и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона.

      Для этих предприятий установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения свободных цен, государственного регулирования цен республиканскими и местными органами, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства.

      Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

      Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это – снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и т.д. 
 
 

Заключение

  Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

     Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных. Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 

     

Список  используемой литературы 

  1. Макроэкономика: Учебник. Под ред. Сидоровича А.В. –  М.: «Дело и Сервис», 2002.
 
  1. Россия  в мировой экономике. Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр, 2005
 

    3.   Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под. ред. Грязновой А.Г. – М.: издат-во «Финансы и статистика», 2002. 

   4.   Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001.

Ресурсы сети интернет

   5.  Понятие конкурентного преимущества и конкурентоспособности фирмы

http://vsavenko.narod.ru/27_ponyatie_konkurentnogo_preimuschestva_i_konkurentosposobnosti_firmi/

   6.  Конкуренция. Понятие и виды.

http://www.proweb.ru/articles/oglavlenie6/konkurenzia


Информация о работе Сущность конкуренции