Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:46, контрольная работа

Описание

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 3
1 Сущность конкуренции ……………………………………………………….. 4
2 Функции конкуренции ……………………………………………………….. 5
3 Виды и типы конкуренции ……………………………………………………. 6 - 12
3.1 Совершенная конкуренция ………………………………………… 7
3.2 Несовершенная конкуренция ……………………………………… 8
3.3 Монополистическая конкуренция ………………………………….. 9
3.4. Чистая монополия …………………………………………………... 10
3.5. Олигополия …………………………………………………………. 11
4. Способы ведения конкурентной борьбы …………………………………………12 - 15
4.1 Добросовестная конкуренция ……….................................................. 13
4.2 Недобросовестная конкуренция ……………. ………………………...13
4.3 Ценовая конкуренция ………………………………………………… 14
4.4 Неценовая конкуренция ……………………………………………… 14
5. Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством …………………………………………………………. 15 -16
Заключение …………………………………………………………………………… 17
Список используемой литературы ………………………………………………….. 18

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция к.р..doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

      Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти,  ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

      Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

      - большое количество мелких продавцов  и покупателей,

      - продаваемый продукт однороден  у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

      - невозможность контроля над ценой  и объемом купли-продажи создает  условия для постоянного колебания  этих величин под влиянием  изменения рыночной конъюнктуры,

      - полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

      При наличии конкуренции на рынке  производители с целью получения  максимальной прибыли   стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме – новатору больший доход.

      Конкуренция создает у производителей стимулы  к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

      Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом. 

3.2  Несовершенная конкуренция 

     Она существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Примерами несовершенной конкуренции являются монополистическая и олигополистическая конкуренции. 

3.3. Монополистическая  конкуренция

     Происхождение названия этого типа несовершенной  конкуренции связано с тем  реальным обстоятельством, что очень  многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

     Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

     Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная  резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни  волос", "вина из лучших сортов винограда", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

     К основным характеристикам монополистической  конкуренции можно отнести:

     а) относительно большое число некрупных  производителей;

     б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием  разновидностей товара, удовлетворяющих  в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

     в) наличие у отдельного производителя  очень ограниченного контроля над  рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

     Соперничающие субъекты могут использовать здесь  как ценовые, так и неценовые  методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий  чистой конкуренции, связана с дифференциацией  продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

     г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой  политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов  довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

     д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль  новых производителей. По сравнению  с чистой конкуренцией трудности  возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов. 

3.4.  Чистая монополия

     При такой монополии конкуренции  вообще не существует. Уровень конкуренции  изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.

     Чистая, или абсолютная, монополия — это  такая рыночная ситуация, при которой  имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей  означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.

     Основные характеристики чистой монополии:

     а) единственный продавец;

     б) товарная дифференциация отсутствует,

     в) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами.

     г) очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

     Абсолютный  монополист, конечно же, не выступает  в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью  контролирует предложение товара, ему  представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса. 

3.5.   Олигополия

     Существуют  рынки, на которых, как правило, действует  относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.

     Олигополия  — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или  схожие товары.

     К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:

     а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой  долей рынка какого-то товара или  услуги;

     б) предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

     в) сложность входа в отрасль  новых предприятие. Здесь уже  перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

     г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов  позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

     В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

     Примеры классических олигополий: "большая  тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер". 

4.   Способы ведения конкурентной борьбы 

     Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать  друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

     Рыночная  конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

     В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:

     -ценовую  (конкуренцию на основе цены);

     -неценовую  (конкуренцию на основе качества  потребительной стоимости);

     - добросовестная;

     - недобросовестная. 

4.1    Добросовестная  конкуренция

     Основными методами являются:

       - повышение качества продукции

       - снижение цен ("война цен")

       - реклама

       - развитие до- и послепродажного  обслуживания

       - создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д. 

Информация о работе Сущность конкуренции