Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:46, контрольная работа

Описание

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 3
1 Сущность конкуренции ……………………………………………………….. 4
2 Функции конкуренции ……………………………………………………….. 5
3 Виды и типы конкуренции ……………………………………………………. 6 - 12
3.1 Совершенная конкуренция ………………………………………… 7
3.2 Несовершенная конкуренция ……………………………………… 8
3.3 Монополистическая конкуренция ………………………………….. 9
3.4. Чистая монополия …………………………………………………... 10
3.5. Олигополия …………………………………………………………. 11
4. Способы ведения конкурентной борьбы …………………………………………12 - 15
4.1 Добросовестная конкуренция ……….................................................. 13
4.2 Недобросовестная конкуренция ……………. ………………………...13
4.3 Ценовая конкуренция ………………………………………………… 14
4.4 Неценовая конкуренция ……………………………………………… 14
5. Основные направления и инструменты регулирования
конкуренции государством …………………………………………………………. 15 -16
Заключение …………………………………………………………………………… 17
Список используемой литературы ………………………………………………….. 18

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция к.р..doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..  3

1      Сущность конкуренции ……………………………………………………….. 4

2      Функции конкуренции ………………………………………………………..  5

3     Виды и типы конкуренции ……………………………………………………. 6 - 12     

     3.1      Совершенная конкуренция ………………………………………… 7

     3.2       Несовершенная конкуренция  ……………………………………… 8

     3.3      Монополистическая конкуренция ………………………………….. 9

     3.4.       Чистая монополия …………………………………………………... 10

     3.5.       Олигополия ………………………………………………………….  11

4.  Способы ведения конкурентной борьбы …………………………………………12 - 15

     4.1       Добросовестная конкуренция ……….................................................. 13

     4.2     Недобросовестная конкуренция ……………. ………………………...13

     4.3   Ценовая конкуренция   …………………………………………………  14

     4.4      Неценовая конкуренция ……………………………………………… 14

5.   Основные направления и инструменты регулирования

конкуренции государством …………………………………………………………. 15 -16

Заключение …………………………………………………………………………… 17

Список используемой литературы ………………………………………………….. 18  
 
 
 
 

Введение

     Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition). Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

     В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

  Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов предполагает наличие конкуренции, экономического соперничества производителей, потребителей, производителей и потребителей. Вопрос конкурентности в экономике — это вопрос, в каком количестве представлены на рынках различных товаров и услуг независимо действующие производители и потребители, а также вопрос степени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность, свободное ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.

     Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции.  
 
 
 

1.   Сущность конкуренции

     В повседневной жизни мы все чаще встречаем   слова:   "конкуренция",   "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

     Конкурентность  рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь, в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

     Суть  конкуренции проявляется и в том, что она с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

     Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.     

2. Функции конкуренции 

     Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

    Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

    -предприятия, которые предлагают  лучшую по качеству продукцию  или производят ее с меньшими  производственными затратами, получают  вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

    -предприятия, которые не реагируют  на пожелания клиентов или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке,  получают наказание в виде  убытков или вытесняются с  рынка (негативные санкции).

   Функция распределения.   Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

   Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

   Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

   - технический прогресс в отношении  изделий и процессов быстро  внедряется (инновация под давлением   конкуренции);    

   - предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

   Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

    В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

    В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

   - качество конкуренции;

   - само существование конкуренции;

   - цены и качество изделий должны  быть в центре внимания конкуренции;

   -предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

   -защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

   -ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

    

3. Виды и типы конкуренции

   В зависимости от соотношения  между количеством производителей  и количеством потребителей различают  следующие виды конкуренции:

      1.  Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.

       2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции .

       3. При условии монополистической конкуренции, большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

     4. Олигополия характеризуется немногочисленностью участников конкуренции - когда относительно малое (в пределах десятка)  число фирм господствует на рынке товаров или услуг. 

3.1. Совершенная конкуренция

      Она существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

      Здесь цена определяется свободной игрой  спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".

Информация о работе Сущность конкуренции