Совершенствование организационной структуры управления ООО "ЭЛИТ-АВТО"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть, проанализировать и найти способ совершенствования организационной структуры ООО «ЭЛИТ-АВТО».
Основные задачи данной курсовой работы:
1. Рассмотреть существующие организационные структуры управления в организации;
2. Дать характеристику организации и анализ организационной структуры управления ООО «ЭЛИТ-АВТО»;
3. Проанализировать недостатки и преимущества существующей организационной структуры ООО «ЭЛИТ-АВТО»;
4. Разработать основные направления совершенствования организационной структуры управления ООО «ЭЛИТ-АВТО».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ…………...5
1.1 Понятие организационных структур управления…………………………..5
1.2 Типы организационных структур…………………………………………8
1.3. Факторы, определяющие требования к организационным структурам...14
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЭЛИТ-АВТО»…………………………………………………………………..18
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЭЛИТ-АВТО»…………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА………………………………32

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование организационной структуры управление .doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: Организационное проектирование

Тема: Совершенствование  организационной структуры управление

ООО «ЭЛИТ-АВТО»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ…………...5

1.1 Понятие организационных структур управления…………………………..5

1.2 Типы организационных структур…………………………………………8

1.3. Факторы, определяющие требования к организационным структурам...14

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ  СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЭЛИТ-АВТО»…………………………………………………………………..18

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ЭЛИТ-АВТО»…………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение эффективности  работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

Существуют  различные типы организационных  структур (линейные, линейно-функциональные, функциональные, матричные, проектные, дивизиональные, множественные). Но не каждый тип организационной структуры соответствует организации. Поэтому каждая организация сама разрабатывает организационную структуру, которая должна задавать систему ответственности, отношения отчетности, принципы объединения сотрудников в группы. Кроме того, структура должна содержать в себе механизмы связи и координации элементов организации в согласованно работающее целое.

В настоящее  время в России и за рубежом  вышло достаточно книг, посвященных организации как основы менеджмента и организационной структуре предприятия. Следует отметить, что большинство таких изданий носит не только теоретический, но и прикладной характер и изобилует живыми, легко узнаваемыми примерами.

Цель курсовой работы: рассмотреть, проанализировать и найти способ совершенствования организационной структуры ООО «ЭЛИТ-АВТО».

Основные  задачи данной курсовой работы:

1. Рассмотреть  существующие организационные структуры  управления в организации;

2. Дать характеристику организации и анализ организационной структуры управления ООО «ЭЛИТ-АВТО»;

 3. Проанализировать недостатки и преимущества существующей организационной структуры ООО «ЭЛИТ-АВТО»;

4. Разработать  основные направления совершенствования  организационной структуры управления ООО «ЭЛИТ-АВТО».

Объектом исследований выступает действующее предприятие ООО «ЭЛИТ-АВТО». Предмет изучения - организационная структура предприятия.

Исследование  задач, поставленных в курсовой работе, проводилось на анализе большого круга учебных пособий и учебников.

Учебники и  учебные пособия. К этой группе можно  отнести учебник: Быкова А. Организационная структура управления, Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления и другие. Учебные пособия: Золотогоров В. Г. Организация производства и управление предприятием, Федорова Н. Н. Организационная структура управления предприятием, Поршнев А.Г. Управление организацией, Гуияр Ф.Ж. Преобразование организации, Кузнецов Ю. В Подлесных В. И. Основы менджмента.

В первом разделе было рассмотрено понятие организационных структур управления, типы организационных структур управления и факторы, определяющие требования к организационным структурам.

Во втором разделе дана характеристика ООО «ЭЛИТ-АВТО», рассмотрена организационная структура управления организацией, выявлены недостатки.

В третьем разделе предложены пути совершенствования организационной структуры управления ООО «ЭЛИТ-АВТО».

В заключении сделаны  выводы по содержанию курсовой работы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

 

Вопросы организационных  структур управления рассматриваются  многими специалистами. Так, в книге  А.А. Быковой     «Организационные структуры управления» в сжатой форме представлены главные, в том  числе и новейшие, достижения управленческой науки в области разработки организационных структур управления. В ней раскрываются основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки, даются рекомендации по выбору и созданию наилучших структур, исходя из стратегии фирмы и особенностей среды ее функционирования.

Другой автор  – В.Г. Золотогоров в своей  книге «Организация производства и  управление предприятием» рассматривает  производственные системы, организацию  предприятий и производственных процессов, их комплексную подготовку и техническое обслуживание, организацию и нормирование труда, его материальное стимулирование, а также организацию учета и отчетности.

Проблемы повышения  эффективности управления отечественными предприятиями рассматриваются  в книге Н.Н. Фёдоровой «Организационная структура управления предприятием».

 

1.1 Понятие организационных  структур управления

 

Функционирование  любой системы зависит от её организации. Деятельность любого предприятия, будь то посредническая организация или  производство, представляет сложный  процесс, который включает множество элементов. Качественная организация деятельности предприятия, - главная задача, которая постоянно стоит перед  управлением.

Для того чтобы перейти к определению понятий «организационная структура» и «структура управления предприятием», необходимо установить, что такое организация вообще и зачем эту организацию необходимо структурировать.

Организация –  объединение людей, совместно реализующих  программу или цель и действующих  на основе определённых правил и процедур. Понятие «организация», как правило, рассматривается с двух точек зрения:

1. Структурной;

2. Поведенческой.

При структурном  подходе организация рассматривается  как некоторая целостность взаимосвязанных  подразделений, подчинённых одной  или нескольким главным целям, то есть, как организационная структура. Исходя из этого, в процессе управления определяются и способы распределения обязанностей, и методы распределения полномочий.

При поведенческом  подходе под организацией понимается процесс, в центре которого находится  человек, как часть организационной структуры со своей квалификацией, личностными особенностями, способностями и мотивацией к труду. В свою очередь, процесс организации подразделяется на несколько направлений:

- формирование структуры, в том числе решение вопросов возложения ответственности на отдельных руководителей для выполнения задач предприятия и формализация взаимоотношений между сотрудниками предприятия;

- распределение работ, а именно, планирование и определение тех функций и действий, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединение этих функций и действий в рамки группы, сектора, отдела, подразделения.

Ю.В.Кузнецов и  В.И.Подлесных  так определяют процесс  организации:

- определение  рациональных форм разделения  труда;

- подбор и  расстановка кадров;

- разработка  структуры органов управления;

- распределение  работы среди работников, групп  работников и подразделений;

- регламентация  функций, подфункций, работ, операций;

- установление  прав и обязанностей органов  управления и должностных лиц.

Таким образом, организационная структура –  это целостная система, специально созданная таким образом, чтобы  работающие в её рамках люди могли  наиболее эффективно добиваться поставленной перед ними цели. В качестве организации, как правило, выступает отдельное предприятие (фирма), как производственная единица, представляющая собой единый целостный организм именно потому, что в ней работают люди, представляющие единую команду с единой целью (целями) и использующие единую идеологию (экономическую, техническую, технологическую).

Структура управления организацией - совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных  в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Дав определение  основным понятиям, можно сделать вывод о том, что организационная структура и структура управления предприятием – родственные и взаимно дополняющие друг друга понятия. Понятие «организационная структура» в большей мере характеризует предприятие как объект (систему), состоящий из определённых звеньев, а понятие «структура управления предприятием» в большей степени определяет сам процесс функционирования этой системы. Далее в тексте эти понятия будут использоваться равнозначно, как они используются в большинстве библиографических источниках.

 

1.2. Типы организационных структур управления

 

Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность  создаются для выполнения определенного  набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной  структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

- линейные (административное подчинение);

  - функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

- межфункциональные,  или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости  от характера связей выделяются несколько  основных типов организационных  структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная;

  - множественная.

В линейной структуре  управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями  по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие  требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

Функциональная  организационная структура реализует  тесную связь административного  управления с осуществлением функционального управления (рисунок 1), где Д- директор; ФН - функциональные начальники; И – исполнители.

 

 

Рис. 1. Функциональная структура управления

 

В этой структуре  нарушен принцип единоначалия и  затруднена кооперация. Практически  она не используется.

Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рисунок 2), где

Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП – функциональные подразделения; ОП - подразделения основного производства.

Рис. 2. Линейно-функциональная структура управления

Иногда такую  систему называют штабной, так как  функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 2 функциональные начальники составляют штаб директора).

Достоинства линейно-функциональной структуры управления:

- обеспечивает соблюдение принципа единоначалия и в то же время предполагает рациональную специализацию управленческих звеньев;

- освобождает главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

- возможность привлечения консультантов и экспертов.

Недостатки  линейно-функциональной структуры  управления:

- отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;

- недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации.

-  чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, тенденция к чрезмерной централизации.

Линейно-функциональная структура управления, является наиболее распространенной и применяется на предприятиях крупного и среднего бизнеса в разных отраслях народного хозяйства.

Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рисунуке 3. Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

 

Рис. 3. Дивизиональная структура управления

 

Достоинства дивизиональной структуры управления:

- более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде;

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления ООО "ЭЛИТ-АВТО"