Роль конкуренции в системе бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Главное содержание этой деятельности — это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями.

Содержание

Введение………………………………………………………….………………..4
1 Конкуренция. Виды конкуренции…………………………………….……….6
1.1 Понятие конкуренции и факторы влияющие на конкурентоспособность...6
1.2 Функции и виды конкуренции……………………………………………….8
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………..11
2 Роль конкуренции в системе бизнеса на примере АО «Банк ЦентрКредит»……………………………………………………………………13
3 Мероприятия, направленные на развитие конкуренции………………..…..18
3.1 Первоочередные меры по развитию конкуренции в Казахстане…………18
3.2 Мероприятия по улучшению деятельности банка……...…………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Роль конкуренции в системе бизнеса МАЦУК.docx

— 63.60 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………….………………..4

1 Конкуренция. Виды конкуренции…………………………………….……….
1.1 Понятие конкуренции и факторы влияющие на конкурентоспособность...6 
1.2 Функции и виды конкуренции……………………………………………….
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции…………..11 
2 Роль конкуренции в системе бизнеса на примере АО «Банк ЦентрКредит»……………………………………………………………………13

3 Мероприятия,  направленные на развитие конкуренции………………..…..18

3.1 Первоочередные меры по развитию конкуренции в Казахстане…………18

3.2 Мероприятия  по улучшению деятельности банка……...…………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Главное содержание этой деятельности — это соединение товаров и услуг с нашими собственными потребностями. И не особенно важно, производятся ли эти товары и услуги самим бизнесменом, или он занят тем, что в недавних традициях пренебрежительно было принято называть «посредничеством», или того пуще — «спекуляцией», а на деле представляет собой очень важную функцию приближения товара и услуги к потребителю. Результативность этой деятельности оценивается очень жестким показателем дохода или прибыли, которую получает от своей деятельности бизнесмен, а неустанное соревнование конкуренция действующих бизнесов между собой — вынуждает все время искать новые пути решения этой задачи.

     Конкуренция - это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. Конкуренция по праву считается  одной из наиболее ярких отличительных  особенностей бизнеса. Нельзя сказать, чтобы это явление вызывало однозначное  к себе отношение. С одной стороны, существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как  двигатель экономического прогресса, механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, существует общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции нечто подобное постоянной злобной схватке между  «акулами капитализма».

     Конкуренция – важный механизм и базовое условие  функционирования рыночной экономики. Рыночные отношения, не только в нашей  стране, но и в мире в целом  претерпевают значительные изменения. Это связано, прежде всего, с процессами мировой глобализации и развитием  технологий.

     Система поведения конкурентной политики, созданная  в Казахстане включает в себя законы и подзаконные акты, специальные законы, акты, специальные институты, отвечающие за ее осуществление и защиту прав потребителей, а также механизмы реализации этой политики. Однако, несмотря на определенные успехи в данной области, цели и методы проведения конкурентной политики требуют ее дальнейшего совершенствования. Это обусловлено, прежде всего, ростом масштабов производства товаров (работ, услуг), в связи, с чем требуется создавать условия для повышения конкурентоспособности отечественных бизнесменов.

     На  сектор малого и среднего бизнеса  возложены большие надежды в  плане повышения благосостояния членов общества и обеспечения устойчивого  экономического роста. Каждый нормальный бизнесмен ориентирован, прежде всего, на поиск рыночной ниши с высокой  нормой прибыли. И остановка произойдет только там, где бизнесмен лучше  других научится работать с потребителем и со своими конкурентами.

     В то же время, национальные предприниматели  находятся в непростых условиях. Понимание трудностей, с которыми им приходится сталкиваться, должно способствовать принятию необходимых мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса  на основе правил рыночной конкуренции.

     Уровень конкурентоспособности любого товара определяется наличием у его производителей возможностей сделать свой товар  для потребителя более привлекательным, чем у конкурентов. Конкурентные преимущества могут существовать на уровне экономики в целом, отрасли  и отдельного предприятия.

     Актуальность  работы заключается в совершенствовании  конкуренции в системе бизнеса  и в Казахстане в целом 

     Объектом  исследования является конкурентная деятельность АО «Банк ЦентрКредит».

     Целью данной работы является рассмотрение понятия конкуренции, определение ее роли в системе бизнеса и определении первоочередных мер по развитию конкуренции в Республике Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Конкуренция. Виды конкуренции 
 

     1.1 Понятие конкуренции и факторы влияющие на конкурентоспособность 

     Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое  столкновение неизбежно, ибо оно  порождается следующими объективными условиями:

     - наличие множества равноправных  рыночных субъектов;

     - полная экономическая обособленность  каждого из них;

     - зависимость рыночных субъектов  от конъюнктуры рынка;

     - противоборство со всеми другими  рыночными субъектами за удовлетворение  покупательского спроса.

     В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособлено и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

     Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода). Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы его различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

     В условиях рыночной экономики конкуренция  является важным механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться  за продавца, способствуя тем самым  росту цен.

     Конкуренция, хотя и связана с определенными  издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и  расширение ассортимента выпускаемой  продукции, внедрение научно-технических  достижений и др.

     Развитие  конкуренции идет вместе с развитием  товарно-денежных отношений.

     В современной экономической науке  выделяют четыре модели рынка, а соответственно и четыре вида конкурентной борьбы:

     - совершенная (чистая) конкуренция,

     - монополистическая конкуренция,

     - олигополия,

     - чистая монополия.

     Последние три вида конкуренции объединяются в общее название – «несовершенная конкуренция».

     Уровень конкурентоспособности любого товара определяется наличием у его производителей возможностей сделать свой товар  для потребителя более привлекательным, чем у конкурентов. Конкурентные преимущества могут существовать на уровне экономики в целом, отрасли  и отдельного предприятия. Чтобы  узнать, насколько и на каких рынках конкурентоспособна продукция той  или иной отрасли экономики, надо попытаться ответить на вопрос, какими конкурентными преимуществами располагают  производители.

     Отдельные предприятия имеют условия, позволяющие  повысить конкурентоспособность продукции (услуги). Это хорошее техническое  оснащение и качество продукции, конкурентоспособное ценообразование, многоступенчатое производство с полным созданием стоимости на предприятии, наличие свободных производственных площадей и других незанятых ресурсов, наличие опыта в продвижении  товаров (услуг) и привлечении новых  клиентов, мотивация и гибкость руководства  в отношении дальнейшего развития предприятий. Фирмы, которые соответствуют  этим условия, имеют хорошие шансы  для продвижения своей продукции  на внутреннем и внешнем рынках, или для лучшего приспособления к требованиям рынка.

     Кроме того, к основным конкурентным преимуществам  можно отнести: наличие местных  источников сырья, квалифицированные  кадры, хорошо организованная инфраструктура производства, емкий внутренний рынок  и активный внутренний спрос, значительный и постоянно увеличивающийся  объем экспорта, отсутствие налогообложения  импорта технологического оборудования. Очень важными также являются благоприятные природно-климатические  условия, хороший потенциал прикладной науки.

     Исследуя  причины усиления и ослабления конкурентоспособности, американский профессор Ф.Котлер пришел к выводу, что в этом вопросе  не столь важно, получила компания высокие  или низкие прибыли в отчетном году, и какую долю рынка она  имеет в настоящий момент, намного  важнее, имела ли она устойчивый рост признания потребителями и  их предпочтений.

     Конкурентоспособность зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товара (услуги) и на объем их реализации на данном рынке. Эти факторы (или компоненты конкурентоспособности) можно объединить в четыре большие группы: нормативно-правовые, технико-экономические, коммерческие, информационные.

     Нормативно-правовые факторы определяют, что товар, поставляемый на рынок, должен обязательно соответствовать  государственным стандартам, санитарным правилам и другим юридическим нормам страны или межгосударственного  рынка, куда этот товар поставляется.

     Технико-экономические  факторы включают качество, цену и  затраты на эксплуатацию (цену потребления) товара. Эти показатели определяются техническим и технологическим  уровнем производства, спецификой его  организации, величиной производственных издержек, размером инвестиций в разработку и производство товаров.

     Предприятия, производящие товары широкого потребления  должны осваивать такую политику управления качеством, которая соответствовала  бы динамично меняющейся конъюнктуре  рынка и способствовала увеличению объемов сбыта в условиях, когда  на предпочтения потребителей влияют наличие товаров-заменителей и  маркетинговая политика конкурирующих  фирм. Требование времени заключается  не в том, чтобы обязательно стремиться к производству лучшей в мире продукции  или соответствовать мировым  стандартам, а в том, чтобы поставлять на рынок товар, нужный потребителю, за который он захочет и сможет заплатить.

     Коммерческие  факторы связаны с условиями  реализации товара на данном рынке: конъюнктура  рынка (соотношение спроса и предложения, острота конкуренции), национальные и региональные особенности рынка, «социальная конкурентоспособность» товара (товар относится к группе социально значимых для данного  региона, обладает каким-то дополнительным набором свойств, позволяющим получить за ту же цену еще большую полезность), система продвижения и сбыта  товара (наличие и состояние дилерской  сети, наличие и качество обратной связи производителя с торговыми точками и потребителями, надежность поставок и системы расчетов). Для сложных технических товаров важно наличие  качественного сервиса, послепродажного обслуживания, ремонта и других услуг.

Информация о работе Роль конкуренции в системе бизнеса