Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа

Описание

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

научная работа,Якушева.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)
  1. государственная поддержка;
  2. помощь центра занятости;
  3. собственные средства;
  4. займы у родственников, друзей;
  5. банковские кредиты.

   Следует отметить, что наряду с положительными моментами собственные средства субъекта малого бизнеса существует и ряд отрицательных. Поскольку это собственные средства, то в данном случае нет столь острой необходимости вернуть денежные средства вовремя либо нести дополнительные расходы по выплате процентов. Но в то же время не всегда субъект малого бизнеса располагает достаточным количеством денежных средств. Повышение арендной платы, наличие инфляционных процессов, возрастающие расходы по оплате энергоресурсов, оплате труда, т.е. увеличение себестоимости изготовляемой продукция - все это в свою очередь затрудняет эффективную деятельность малого предприятия.

   Не располагая достаточным количеством собственных денежных средств, субъект малого бизнеса может прибегнуть к заимствованию у родственников, друзей. Но поскольку родственники, друзья не всегда располагают необходимым количеством денежных средств и не каждый захочет одолжить большую сумму денег без процентов или даже под процент в связи с большим риском невозврата, то вряд ли этот способ финансирований будет столь целесообразен. 

   Следует также отметить, что финансирование со стороны государства  распространено не в той мере, в которой необходимо. В основном эта помощь заключается в поддержке инфраструктуры и оказании консультационной помощи и др. Центр занятости оказывает адресную помощь субъектам малого предпринимательства, но лишь на начальном этапе создания предприятия. В процессе деятельности предприятия такая помощь не оказывается. 

     В данных условиях субъект малого предпринимательства может обратиться в банк за кредитом. На данный момент достаточно активно применяется банковское кредитование. И это тесно связано с работой Белорусского банка малого бизнеса со 100-процентным иностранным капиталом (только за 1 квартал 2010 года Банк ББМБ выдал 467 кредитов на общую сумму 21,72 миллиардов бел. рублей). В связи с этой тенденцией появляются новые виды кредитов, совершенствуются условия и методы. Но на данный момент банковское кредитование осуществляется не достаточно эффективно.

   Возможным решением проблемы финансирования малого бизнеса может стать развитие кредитных союзов. В современной интерпретации кредитный союз - некоммерческая организация, специализирующаяся на финансовой взаимопомощи путем предоставления ссудосберегательных услуг только своим членам. КС создается как добровольное объединение граждан (физических лиц), связанных какой-либо социальной общностью необходимых для взаимного доверия, местом работы или жительства, профессией, или другим общим интересом, КС аккумулируют денежные сбережения своих членов, принимая от них взносы, формируют фонд финансовой взаимопомощи и выдают займы членам кредитного союза, начисляют им компенсационные выплаты (процент по сбережениям) взимают компенсацию (процент) по выданным займам. Свободную часть фонда финансовой взаимопомощи КС размещают в банковские депозиты и (или) наиболее устойчивые низко-рисковые финансовые инструменты. Основные цели КС - создание благоприятных условий для развития предпринимательства, а также защита экономических ниш субъектов малого бизнеса [16,стр.27].

  Кредитная кооперация в Республике Беларусь практически не развивается, несмотря на правовую базу (Постановление Совета Министров от 21.12.1999 №1972 «Об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства») регламентирующую деятельность Обществ взаимного кредитования (ОВК). На сегодняшний день функционирует только одна такая организация - «ОВК субъектов малого предпринимательства «Стольный»»- Оно зарегистрировано в Минске 15.01.2002 года.

  С января 2004 г. в Республике Беларусь начата реализация проекта «Содействие создданию и развитию в Республике Беларусь КС граждан и ОВК субъектов малого предпринимательства».В рамках этого проекта в Беларуси был создан первый КС граждан -потребительский кооператив «Столичный клуб взаимопомощи», зарегистрированный 10 сентября 2004 г. Свою деятельность он начал I января 2005 г,

  В 2011 - 2015 гг. предполагается сформировать третий уровень системы кредитной кооперации - центральный кооперативный банк. Задачи которого - организация выдачи кредитных кооперативных ссуд на рефинансирование кредитной деятельности за счет собственных источников и перераспределения ресурсов других низовых кредитных учреждений в пределах области; привлечение в каналы кооперативного кредита дополнительных денежных средств; организация клиринговых расчетов между кредитными кооперативами; выдача банковских гарантий кредитных кооперативов, расчетно-кассовое обслужившие кредитных кооперативов; дополнение финансовой поддержки кредитных кооперативов, если это превышает рамки их компетенции; помощь в разработке заемной политики и проверке кредитоспособности некоторых клиентов; финансовая и информационная помощь в осуществлении лизинговых операций, ипотечных проектов и т.д. [17,стр.32-33]

  Таким образом, проблема субъектов малого бизнеса, связанная с затруднительным доступом к финансовым ресурсам, может быть решена многими способами. Однако наиболее эффективными из них будет являться доступное кредитование и развитие кредитных союзов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

     В настоящее время, в условиях перехода национальной экономики на социально-ориентированный  путь развития, вопрос становления  сети малых предприятий  является приоритетным. В этой связи, основные цели государства – помощь и поддержка субъектов малого бизнеса, защита их прав и свобод, создание  инфраструктуры для эффективного функционирования. Проводимая в стране государственная политика в этой сфере направлена на развитие производственной, инновационной и инвестиционной   деятельности   субъектов   малого   предпринимательства,  наращивание экспорта товаров и услуг, производство импортозамещающей продукции, ускорение развитие сектора малого бизнеса в малых и средних городах страны, сельской местности. Среди последних мер можно отметить вступление в силу декрета № 1 Президента от 16 января 2009 г. “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования”,значительно упростившего процедуру открытия(закрытия) бизнеса ,а также коррективы в применяемой малыми предприятиями упрощенной системы налогооблажения(с 10% до 8% снижены ставки налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС; с 8% до 6% для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС; с 20% до 15% - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход).Однако, несмотря на принятые меры, основными факторами по-прежнему сдерживающими развитие малого бизнеса являются:

  • нестабильность и противоречивость законодательства, вызывающие нарушения в правоприменительной практике, как со стороны предпринимателей, так и со стороны государственных органов;
  • дискриминационная политика многих государственных органов по отношению частному бизнесу, создание неравных условий для деятельности предприятий негосударственной и государственной форм собственности;
  • недостаточная гарантия защиты права собственности;
  • усложненный доступ к источникам финансирования и другие.

     Для преодоления данных и других проблем,а также активизации малого бизнеса необходимо:

  • упрощение системы налогообложения и сокращение налогового бремени;
  • помощь государства в виде доступных субсидий и льготных кредитов;
  • уравнивание условий деятельности с государственными предприятиями;
  • предоставление на льготных условиях возможности приобретения неэффективно используемого государственного имущества и уменьшение арендных ставок;
  • помощь государства в межгосударственном развитии (таможенные договора, таможенные пошлины);
  • упрощение и удешевление процедур получения лицензий и сертификатов;
  • формирование эффективной инфраструктуры государственной поддержки и развития предпринимательства.

     Реализация вышеперечисленных мероприятий будет способствовать развитию малого предпринимательства в Республике Беларусь, включающему в себя высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острую ценовую и неценовую конкуренцию, ведущую, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, повышение занятости, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений –компоненты, необходимые для устойчивой и стабильной экономики . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь