Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа

Описание

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

научная работа,Якушева.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

     Введение

    Малый бизнес находится в центре интересов  современного общества, затрагивает  жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать  без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором повышения устойчивости и гибкости, а также условием решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

     Для Беларуси, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, выполнение вышеперечисленных функций может стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечить подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Это ставит проблему развития малого бизнеса в разряд наиболее актуальных и важных.

     Цель  работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.

       Для реализации поставленной  цели определены следующие задачи:  

  • определить понятие и сущность малого бизнеса;
  • рассмотреть критерии определения малых предприятий;
  • рассмотреть  проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
  • проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
  • проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь  
  • определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
  • разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

     Объект  исследования – процесс становления  малого бизнеса в Республике Беларусь.

     Предмет исследования – способы активизации процессов малого предпринимательства в Республике Беларусь.

     Методологической  и теоретической базой написания  научной работы явились труды  отечественных и зарубежных авторов, данные из периодических изданий, статистические данные Министерства экономики Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ 1.  МАЛЫЙ БИЗНЕС: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     1.1  Малые предприятия: сущность и критерии.

     Предпринимательство и бизнес как вид экономической деятельности, по определению отечественных и зарубежных исследователей процессов рыночной экономики, - это свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаров, оказания услуг в обмен на товарно-материальные ценности, другие услуги или деньги на основе взаимной выгоды партнеров сделки.

     Однако понятия «предпринимательство» и «бизнес» при их рассмотрении через призму экономической сферы не могут считаться равнозначными. Второе гораздо шире первого. В рыночной экономике бизнес определяется как система отношений между всеми ее участниками по поводу удовлетворения общественных потребностей и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, а также наемных работников.

     В некоторой мере бизнес в этом случае включает также коммерцию, торговлю, производство и проч., т.е. в обобщенном виде это деловая активность человека в системе рыночных отношений.

     Предпринимательская деятельность является одной из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах.[1, с.5]

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве» под последним понимается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Предприниматели осуществляют ее от своего имени, на свой риск или от имени юридического лица (предприятия) и под свою имущественную ответственность [2].

     В социально ориентированной рыночной экономике основной целью деятельности государства и его структур является удовлетворение общественных потребностей и социальная защита граждан. Анализ производственно-финансового положения субъектов хозяйствования говорит о том, что малые предприятия более эффективно используют производственный уровень доходности, они более мобильны, что делает их основным источником удовлетворения потребностей платежеспособного спроса населения, проводником экономического роста и научно-технического прогресса. В связи с этим целесообразно сконцентрировать усилия государства на развитии данного сектора экономики.[1, c.5]

          Малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.[3, c.15]

     Малые предприятия осуществляют непрерывный поиск новых рыночных ниш, активно привлекают новые технологии, стремятся использовать инновации для сокращения издержек, получения конкурентных преимуществ, а потому способны значительно повлиять на преодоление инерционности развивающихся экономик и структурных диспропорций. Во многом благодаря МП успешно решаются региональные и отраслевые задачи:

  • поддержание конкурентоспособности отраслей и создание кластеров;
  • стимулирование развития регионов, благодаря расширению вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
  • технологическая и структурная модернизация в соответствии с уровнем развития НТП;
  • ускоренное развитие национального производства потребительских товаров.

     Для определения малых предприятий выделяют количественный, качественный и комбинированный (экономический) подходы.

     ОЭСР определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если - до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек.

     Особенности национальной экономики предопределяют разный подход к отнесению предприятий к малым. [4]Так, в США не существует единой системы определения малых и средних предприятий: в каждой отрасли используются свои критерии. К малым относятся предприятия с:

  • числом сотрудников меньше 500 для промышленности;
  • числом сотрудников меньше 100 для предприятий оптовой торговли;
  • годовой выручкой меньше USD 6 млн для розничной торговли и сектора услуг;
  • годовой выручкой меньше USD 28.5 млн для предприятий тяжелого машиностроения;
  • годовой выручкой меньше USD 0.75 млн для предприятий сельского хозяйства.[5]

     В Болгарии малыми считаются организации с количеством работников до 50, а средними - до 200 человек. В Венгрии соответственно до 100 и до 500.

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается поразному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

     Известно, что наибольшая концентрация производства сохраняется в Англии. Поэтому там к малым в сфере промышленности и строительства относят компании с числом занятых до 1 тыс. человек. К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. В Италии и ФРГ, меньшими по степени монополизации, МП в таких же отраслях хозяйства - до 500, а в Японии - до 300 человек.[4]

     МП определяются в Республике Беларусь на основе числа работающих. В соответствии с Законом Республики Беларусь от16 октября 1996 г. № 686-XII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства относятся две категории институциональных единиц:

     - предприниматели, осуществляющие  свою деятельность без образования  юридического лица (физические лица);

     - юридические лица независимо  от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и  форм собственности (ст. 1 Закона), т.е. включая и государственные  предприятия, со следующей среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 3 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.[6]

     Таким образом, на сегодняшний день в мире применяется множество различных критериев, по которым предприятия относятся к малому бизнесу. Большинство основано на числе работающих, годовом обороте фирмы, валюте бухгалтерского баланса, стоимости основных фондов, и др. В Республике Беларусь критерием отнесения предприятия к «малому» является среднесписочная численность работников, которая варьируется в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие. 
 
 

    1.2 Исторические аспекты развития малого предпринимательства в Беларуси

     В становлении малого предпринимательства на территории Республики Беларусь выделяют 3 основных этапа.

     Отправной точкой первого этапа предпринимательской деятельности стал момент ввода в действие Закона «О кооперации в СССР» (1989 г.) Достаточно благоприятное экономическое положение республики в сочетании с предоставлением предпринимательским структурам большого числа льгот обеспечило быстрое накопление капиталов. Основными нормативными документами, стимулировавшими развитие малого предпринимательства, явились законы: о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990-1991 гг. и открывшие дорогу частному предпринимательству, а также Закон «Об акционерных обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993  г.), определивший  организационные  формы  предпринимательства,  постановление Совета Министров от 20.05.91 г. о малых предприятиях.

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь