Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:52, научная работа

Описание

Цель работы – разработать предложения по активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
определить понятие и сущность малого бизнеса;
рассмотреть критерии определения малых предприятий;
рассмотреть проблемы становления малого предпринимательства в Республике Беларусь;
проанализировать зарубежный опыт развития данного сегмента экономики;
проанализировать развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
определить правовые условия функционирования малых предприятий в Республике Беларусь;
разработать предложения по активизации малого бизнеса в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

научная работа,Якушева.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

     В опросе ИПМ 40% предпринимателей отметили, что они изредка дают взятки, еще 40% - постоянно. При этом в Беларуси довольно широко распространено такое явление теневой экономики, как денежное вознаграждение при получении выгодных заказов. По данным опроса 47% руководителей частных предприятий вынуждены давать комиссионные при заключении сделок (12% - при каждой сделке, 20% - при каждой второй сделке). Малые фирмы встречаются с этим явлением при каждой первой- третьей сделке в примерно 40% случаях. Тем не менее по данным Transparency International Беларусь не входит в число 80 наиболее коррумпированных стран. 

     Дальнейшая активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие ее потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и ее стабильного роста требует:

  • формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;
  • внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;
  • переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;
  • дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры.[8, с. 74-79]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ 2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

     2.1 зарубежный опыт развития малого бизнеса

          Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

     Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как  производители отдельных узлов  и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики. [10, с.128]

     Например, малые и средние фирмы США  производят 40% валового национального  продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых  в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.[?]

     В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.[11,с.5] 
 

     В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

     Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл.1. 
 
 
 
 

Таблица  1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах 

     
     Страны Кол-во МСП(тыс.) Кол-во МСП на 1000 жителей Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности 
занятых (%)
Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания      2630      46      13.6      49 50-53
Германия      2290      37      18.5      46 50-52
Италия      3920      68      16.8      73 57-60
Франция      1980      35      15.2      54 55-62
Страны  ЕС      15770      45      68      72 63-67
США      19300 74.2      70.2      54 50-52
Япония      6450 49.6      39.5      78 52-55
     

     Проведенный анализ таблицы показал, что вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для Беларуси характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения в малом и среднем бизнесе, от общей численности занятых – в Германии и составляет 46%. Для Беларуси эта цифра равна 8-10%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

     Национальные  особенности оказывают значительное влияние на процесс включения  малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

     Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

     В Португалии малые и средние фирмы  производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с  числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

     В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства  могут оказывать влияние региональные особенности развития экономики. Так, в Италии действуют три различные региональные экономические модели.

     Первая  сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.

     Второй  экономический регион Италии - Северо-восточный  и Центральный районы, включая  области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

     Третья  экономическая модель сложилась  на Юге Италии - на территории от Неаполя  до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса.[13,с. 107-110]

     Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства  во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны.  
 

        2.2 Анализ развития малых предприятий в Республике Беларусь

    По состоянию на конец 2008 года в республике работало 67991 МП(на конец 2007-51240 МП).

    Уровень развития МП в Беларуси, измеряемый по показателям, принятым в промышленно развитых странах, явно недостаточный .Так, на 1000 белорусов приходится в среднем 7 МП, тогда как в странах - членах ЕС - не менее 30,в Японии – 50,в США – 75.

    Средний размер МП в Республике Беларусь немного выше, чем в промышленно развитых странах. Если в Европе он равен 6, в России - 9, в Украине - 7, то в Республике Беларусь - 13,2 человека.

    Лидером в Беларуси  по количеству МП являются торговля и общественное питание - 42,5 % к общему количеству предприятий. Далее следуют промышленность (21 %), строительство (9,6 %) и транспорт (8,7 %). Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем объеме МП. 
 
 

    Рисунок 1 - Малые предприятий по отраслям экономики

    

    По формам собственности в Республике Беларусь по состоянию на конец 2008 г наибольший удельный вес (95,2 %) занимают МП частной формы собственности (на конец 2007-94,1%).Понизилась доля иностранной и государственной собственности с 3,3% и  2,6% в 2007 году до 2,7% и 1,8% в 2008 году соответственно.

           Основные показатели деятельности малых предприятий представлены в таблице 2.

Таблица 2 - основные экономические показатели деятельности малых предприятий    

  2006 2007 2008
Число малых предприятий на конец года, единиц 37660 51240 67991
из них осуществлявших деятельность в отчетном году1) 35390 39782 60719
Списочная численность работников в среднем за год, человек 423813 453214 570066
Средняя численность внешних совместителей, человек 25923 28427 36675
Средняя численность граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, человек 29252 32511 37091
Номинальная начисленная среднемесячная

заработная плата, рублей

433253 544501 682301
Выпуск товаров и услуг, млрд. руб. 13649,2 16531,0 25373,6
Объем производства промышленной продукции (работ, услуг), включая стоимость переработанного давальческого сырья (не оплаченного организацией-изготовителем продукции), млрд. руб. 5660,8 7247,1 10749,6
Объем производства потребительских товаров, млрд. руб. 1775,6 2113,9 2790,9
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 1436,6 2749,0 4887,7
Розничный товарооборот, включая общественное питание, млрд. руб. 2087,8 2845,2 6955,1
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб. 43609,5 44388,2 70158,8
Чистая прибыль, убыток (-), млрд. руб. 1090,6 1524,3 2831,7
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % 13,3 13,7 17,1
Удельный вес убыточных малых предприятий, % 25,1 25,0 22,4

Информация о работе Развитие предпринимательства в Республике Беларусь