Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание

Главным критерием является изучение развития предпринимательства в Казахстане.
Решение данной работы изучить развитие предпринимательской деятельности в рыночной экономике. В рамках формирования общей цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
-изучить и обобщить теоретические аспекты предпринимательской деятельности: содержание, преимущества и недостатки, зарубежный опыт;
-провести анализ и оценить анализ современной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан;
-обосновать мероприятия по совершенствованию предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Экономическое содержание предпринимательской деятельности в рыночной экономике 6
1.2 Предпринимательская деятельность: преимущества и недостатки 8
1.3 Зарубежный опыт оценки предпринимательской деятельности 13
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 17
2.1 Анализ и оценка предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 17
2.2 Мониторинг современного состояния развития предпринимательства 21
2.3 Анализ видов и форм предпринимательской деятельности в Казахстане 23
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ 27
3.1 Экономическая политика по стабилизации предпринимательской деятельности 27
3.2 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстане 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(пред-во).doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

 

Подводя итоги, отметим, в анализируемый период не был реализован ряд мер институционального характера, предусмотренных в программе  социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2007 - 2009 годы), что может оказывать сдерживающее влияние на социально-экономическое развитие в 2009 - 2010 годах и долгосрочной перспективе.

Среди факторов, определяющих реальный экономический рост страны, можно выделить как роль деловой активности нефтегазового сектора, так и все большую зависимость от внутреннего спроса. В частности, роль нефтегазового сектора в ВНП республики и в отдельных его секторах растет, свидетельствуя о смежном развитии и устойчивой зависимости от тенденции определяющего сектора. Причем усиливается его вклад в промышленность, торговлю, операции с недвижимым имуществом и уменьшается воздействие на строительство и транспорт. Соответственно, высокая динамика строительного сектора определяется, прежде всего, ростом внутреннего спроса. Рост внутреннего спроса отражается в сохранении высокой доли потребительских расходов частного и государственного сектора в сравнении с валовым накоплением основного капитала. В частности, предельная склонность к потреблению в среднем за 5 прошедших лет составила 0,88 в сравнении с оценкой предельной склонности к сбережению на уровне 0,12. В свою очередь, рост доходов экономики отражается на увеличении в 2007 году физических объемов импорта потребительских товаров при сохранении объема ввоза инвестиционных товаров, что в перспективе создает давление на сальдо чистого экспорта.

Анализ тенденций в динамике ВНП РК в постоянных ценах за период 2005-2009 г.г.   осуществлялся  на основе  данных, характеризующих изменение квартальных значений данного показателя, выраженных  в ценах 1994 г.

Такое положение  в целом подтверждает выводы о наличии в динамике ВНП  РК  тенденций расширения границ  доверительных интервалов, что также  свидетельствует о вероятности повышения степени неопределенности  в динамике данного показателя на более долгосрочной перспективе.

 

2.3 Анализ взаимосвязи малого бизнеса и экономического роста 

 

Возросший экспорт сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, все более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа;

- гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов и основных ликвидных металлов повлекло за собой снижение сырьевой обеспеченности национальной промышленности и ограничило возможности ее эффективного функционирования;

- экспорт стратегических и критических видов минерального сырья не сопровождался эффективным использованием валютных поступлений в промышленном секторе экономики;

- рост объемов поставок продукции минерально-сырьевого комплекса на мировой рынок повлек за собой падение мировых цен на эту продукцию и, как следствие этого, снижение доходности экспортных операций;

Сырьевая специализация экспорта негативно воздействует на структуру экономики и не способствует наращиванию потенциала для устойчивого её развития. Кроме того, сырьевая ориентация экспорта приводит к ухудшению финансового положения большинства перерабатывающих производств.

В настоящее время  экономический   рост  в  Казахстане  «слишком зависит от эксплуатации природных ресурсов». К такому выводу пришли эксперты Организации Объединенных Наций, исследовавшие проблемы республики и подготовившие специальное исследование по современной ситуации и перспективам Казахстана.

Аналитики ООН отмечают, что «несмотря на  экономический   рост  последних лет, реформы переходного периода оказали негативное влияние на уровень жизни населения  Казахстана , и в настоящее время уровень бедности и неравенства в республике представляет большую  проблему».

При ориентации предприятия на динамичное развитие уровень теневого оборота несколько ниже, чем при решении задач выживания (7,9% против 8,3%), причем именно в первом случае более заметна тенденция к дальнейшему снижению теневого оборота (изменение 1,6 против 1,9). Вообще говоря, можно было бы ожидать даже роста теневой деятельности предприятий, поставивших своей целью выживание.

По состоянию на 1 июля 2007 года в Республике Казахстан насчитывается 350 республиканских государственных предприятий, в том числе 201 - на праве оперативного управления (РГКП) и 149 – на праве хозяйственного ведения (РГП).

Рис. 1 - Динамика развития официального и теневого сектора в экономике Казахстана в 2007-2009 гг.

 

Как видно из рис. 1, рост официального и теневого сектора осуществляется неравномерно. Более высокие темпы роста демонстрирует частный бизнес, что и обуславливает его более высокую долю в ВВП.

Рис. 2 - Динамика роста ВВП и численности теневых предприятий в экономике Казахстана (%)

 

Таким образом, Республика должна создавать возможности для занятости населения и уделять большее внимание развитию сельскохозяйственного и агропромышленного секторов. ООН считает, что Казахстану необходимо реформировать и сектор образования, чтобы человеческие ресурсы и кадры отвечали рыночным требованиям, как по квалификации, так и по количеству. Следует уделять достаточное внимание сбалансированию этих усилий по регионам и гендерным факторам, чтобы избежать дальнейшей поляризации общества по уровню доходов и обеспечить более справедливый экономический рост.


3 Перспективы развития предпринимательской деятельности

 

3.1 Способы развития приоритетных отраслей экономики

 

В приоритетных отраслях на базе имеющихся активов необходимо будет перейти к стимулированию процесса консолидации активов. Данный подход, в зависимости от условий каждой конкретной отрасли, может быть реализован с участием частных компаний, за счет механизмов государственно-частного партнерства, либо путем создания государственных компаний.

Основная задача заключается в создании условий для наполнения таргетируемых компаний активами путем:

1)     приобретения доли участия в таких компаниях, в том числе за счет прав недропользования;

2)     передачи им прав недропользования взамен доли в компании;

3)     проведения активной политики по покупке необходимых однопрофильных активов и консолидации их в единый холдинг;

4)     содействия в развитии и выходе на экспорт.

В экономике Казахстана такой подход может быть реализован на базе компаний, работающих в наукоемких и технологичных отраслях: машиностроении, химической и нефтехимической промышленности, металлургии, строительных материалов, пищевой промышленности, в сельском хозяйстве. Примерами таких компаний являются АО «Казатомпром», АО «НК «Казахстан Инжиниринг», АО «НК «Казмунайгаз».

В-третьих, одним из основных конкурентных преимуществ Казахстана является его богатая минерально-сырьевая база, которая дает возможность для развития практически любого направления.

Поэтому, в силу объективных причин для развития корпоративных лидеров необходимо пересмотреть подходы к управлению природными ресурсами. В настоящее время основным условием предоставления прав недропользования является обязательство по переработке добываемого сырья. Этот подход с учетом всех вышеизложенных фактов является не самым рациональным и эффективным.

Даже если передавать месторождения компаниям, которые обязуются не только добывать, но и перерабатывать сырье, то в итоге есть риск получить множество мелких компаний, которые, отработав свои месторождения, перестанут существовать.

В долгосрочном плане для экономики Казахстана вклад таких компаний в развитие экономики является несущественным, так как они не имеют перспективы аккумулировать в себе человеческие, технологические и финансовые ресурсы.

В стратегическом плане реальная стоимость природных ресурсов является неопределенной, то есть с течением времени и истощением природных ресурсов их стоимость может возрасти неимоверно. Рынок хорошо понимает данное обстоятельство, поэтому сам факт получения компанией прав недропользования всегда вызывает рост котировок ее акций.

В этой связи политика управления недропользованием должна быть нацелена на концентрацию активов в сфере недропользования в национальных компаниях, способных в долгосрочном плане решить следующие задачи:

1)     аккумулировать в компаниях ресурсы и технологический потенциал;

2)     выходить на внешние рынки и осваивать минеральные ресурсы вне Казахстана;

3)     освоить новые переделы в добывающих отраслях, развивая цепочку добавленных стоимостей;

4)     развивать смежные отрасли.

Поскольку политическое обеспечение эффективной реализации стратегических направлений решающим образом определяет результат развития малого предпринимательства, органы государственной власти РК должны сосредоточить свои усилия на решении следующих задач:

1)     полное и оперативное информирование не только субъектов малого предпринимательства, но также общественности о перспективных планах и программах, о практических мерах и шагах, предпринимаемых в данной сфере;

2)     обеспечение открытости органов государственной власти для активного обсуждения готовящихся проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства и возможных последствий их применения с представителями малого предпринимательства, общественных организаций, средств массовой информации и т.д.;

3)     обеспечение активного и эффективного сотрудничества крупного, среднего и малого предпринимательства в интересах развития РК;

4)     обеспечение защиты законных интересов субъектов малого предпринимательства в деловой, правовой, социальной и информационной сферах;

5)     активное привлечение средств для развития субъектов малого предпринимательства.

Поддержка инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства путем прямых инвестиций, венчурного финансирования, и иных форм.

Могут предусматриваться следующие меры:

1)     специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2)     упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3)     упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4)     льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5)     особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6)     меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7)     меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8)     меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

3.2 Основные направления развития и поддержки субъектов малого предпринимательства

 

Основные направления развития и поддержки субъектов малого предпринимательства связанны с необходимостью повышения их конкурентоспособности и состоят в кадровом обеспечении, расширении сбытовых возможностей, увеличении возможностей по финансированию инвестиционной деятельности, ориентацией на технологические и управленческие инновации.

В направлении развития кадрового потенциала развития предпринимательства:

1)     повышение доступности программ обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере предпринимательства.

2)     расширение спектра учебных программ. Внедрение учебных программ по основам предпринимательства в программы обучения школьников старших классов и студентов технических вузов. Поддержка студенческого и женского предпринимательства.

3)     стимулирование и поддержка внедрения субъектами малого предпринимательства технологических и управленческих инноваций.

4)     реализация мероприятий по информированию и привлечению трудовых ресурсов высокой квалификации из стран СНГ.

5)     стимулирование привлечения квалифицированных управленческих кадров из крупного и среднего в малый бизнес.

В направлении усиления рыночных позиций субъектов малого предпринимательства:

1)     стимулирование и поддержка реализации продукции (работ, услуг), производимой субъектами малого предпринимательства. Поддержка организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектами малого предпринимательства для расширения присутствия малого предпринимательства на рынках регионов;

2)     развитие системы электронной коммерции в сфере малого предпринимательства;

3)     инициирование, стимулирование и поддержка деловой интеграции малых предприятий со средними и крупными предприятиями;

Информация о работе Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане