Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание

Главным критерием является изучение развития предпринимательства в Казахстане.
Решение данной работы изучить развитие предпринимательской деятельности в рыночной экономике. В рамках формирования общей цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
-изучить и обобщить теоретические аспекты предпринимательской деятельности: содержание, преимущества и недостатки, зарубежный опыт;
-провести анализ и оценить анализ современной предпринимательской деятельности в Республике Казахстан;
-обосновать мероприятия по совершенствованию предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Экономическое содержание предпринимательской деятельности в рыночной экономике 6
1.2 Предпринимательская деятельность: преимущества и недостатки 8
1.3 Зарубежный опыт оценки предпринимательской деятельности 13
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 17
2.1 Анализ и оценка предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 17
2.2 Мониторинг современного состояния развития предпринимательства 21
2.3 Анализ видов и форм предпринимательской деятельности в Казахстане 23
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ 27
3.1 Экономическая политика по стабилизации предпринимательской деятельности 27
3.2 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстане 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(пред-во).doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

Узкая специализация субъектов предпринимательства важна для повышения качества выпускаемой продукции, ее реализации. Уровень конкурентоспособности некоторой доли малого промышленного и наукоемкого бизнеса объясняется наличием прогрессивной производственной базы при относительно небольших масштабах затрат и усилий на ее создание. В мировой практике этому способствовали общее изменение технологического уклада, появление принципиально новых технологий, основанных на информационной базе и трансформировавших природу промышленной продукции.

3. Адаптация к особенностям местных условий. Субъекты предпринимательства идеально организованы и приспособлены для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка. Обладая большей мобильностью, чем крупные предприятия, малые предприятия способны быстрее реагировать на изменяющуюся экономическую ситуацию и колебания потребительского спроса.

4. Преимущества при специфическом или персональном рынке. Более крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

5. Важная роль предпринимательства в жизни бизнесмена и общества в целом. Предпринимательство ассоциируется с «американской мечтой», поэтому в общественном мнении преобладают симпатии к малым фирмам и обычно к ним не относятся многие критические оценки, высказанные в адрес большого бизнеса. В США, например, действует традиция «защиты этого славного парня», т.е. малый бизнес пользуется поддержкой в конгрессе, ему предоставляется много льгот, особенно в плане оплаты налогов.

6. Более низкие операционные расходы, по сравнению с крупными корпорациями предприниматели небольших фирм несут относительно более низкие расходы на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшой первоначальный объем инвестиций).

7. Шансы на быстрый материальный успех и одновременное получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса.

8. Долгосрочные выгоды: вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела пойдут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.

9. Совмещение нескольких профессий: немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все руки (финансист, менеджер и т.д.). В малой фирме такие люди имеют возможность проявить себя как «многостаночники».

10.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Сохранение предпринимательского духа: по сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует доминирование предпринимательства в таких современных отраслях, как электроника, генная инженерия, компьютеры.

Помимо преимуществ предпринимательской деятельности являются его недостатки, которые обусловлены следующими факторами:

1. Низкая возможность накопления капитала: расширение производства владельцы предприятий, особенно частные, могут выделить незначительную часть капитала. Значительные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Эти сложности вызваны стремлением малого бизнеса к независимости (важнейшее его преимущество!), которая существенно ограничивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.

2. Недостатки в кредитовании малого бизнеса. У него ограниченные возможности в получении кредита, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес. Действительно, малый объем каждой сделки, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности таких предприятий, делают кредитование малого бизнеса невыгодным.

3. Невыгодные позиции в конкурентной борьбе, несмотря на всю изворотливость малого бизнеса, его близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят представителя малого бизнеса в невыгодное положение, делают его неспособным конкурировать на равных с крупным производством.

4. Проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Это означает, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом (хотя понятно, что в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.

5. Сложности начала предпринимательского дела: нужен первоначальный капитал, это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод: нехватка управленческих знаний и развитие конкуренции в рыночной экономики обусловило необходимость перехода от традиционных иерархических подходов и самоорганизации к потребности научных представлений об управлении в малом бизнесе, разработке адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, направленных на рациональное сочетание формальной организованности структуры и активизации человеческого фактора. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса – важнейшее условие его развития.

 

 

1.3 Зарубежный опыт оценки предпринимательской деятельности

 

Государства зарубежных стран поддерживают предпринимательскую деятельность, как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии. При этом важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства.

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

Например, в США малым обычно считаются предприятия с численностью занятых работников менее 500 человек. Однако это не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного - двух человек. Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников. Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам:

1) Гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику;

2)                В малом бизнесе легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма;

3)                Простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект;

4)                Личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

В Германии ряд мероприятий по стимулированию мелких предприятий финансируются из специального федерального фонда, цель которого – способствовать осуществлению наиболее важных в экономическом отношении капитальных вложений, рациональному размещению предприятий, росту инвестиций, созданию рабочих мест и т.д.  В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс.

В Великобритании, например, подготовку кадров для малого бизнеса на национальном уровне организует Комиссия по рабочей силе (общественная организация), оказывающая поддержку руководителей мелких фирм. Ряд программ реализуется на местном уровне учебными заведениями, торгово-промышленными палатами  и ассоциациями мелкого бизнеса.

Консультационная помощь, оказывается, через местные органы власти. Фирмы в Швейцарии и США отличаются работой на предприятиях малого бизнеса - отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость.

Таким образом, предпринимательство играет важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран, что обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом и экономикой страны в целом.
         2 Анализ развития предпринимательства в РК

 

2.1 Анализ экономического развития предприниательства в РК

 

Одной из особенностей развития малого бизнеса в Казахстане является также то, что субъектами малого бизнеса могут быть фир­мы (предприятия) организованные в организационно - пра­вовых формах: полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью производственного кооператива индивидуальные предприниматели.

За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе. В структуре всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов Казахстана на 2009 год доля субъектов малого бизнеса составляла 91,4%, в том числе предприятия малого бизнеса – 21,6%, индивидуальные предприниматели, включая крестьянские хозяйства – 69,8% (табл. 1).

Таблица 1 - Число зарегистрированных и действующих субъектов малого бизнеса, 2007-2009 гг. на начало периода

Наименование

2007

2008

2009

Зарегистрированные субъекты малого бизнеса, ед.

541073

643035

739122

Зарегистрированные предприятия, ед.

130779

145087

157568

Зарегистрированные ИП, ед.

260937

321838

394672

Зарегистрированные крестьянские хозяйства, ед.

149357

176110

186882

Удельный вес субъектов малого бизнеса, %

89,8

90,8

91,4

Действующие субъекты малого бизнеса, ед.

-

-

289496

Действующие предприятия, ед.

80422

79059

77398

Действующие ИП, ед.

-

-

119038

Действующие крестьянские хозяйства, ед.

 

76373

93060

Информация о работе Развитие предпринимательской деятельности в Казахстане