Разработка и регистрация товарного знака и знака обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание

Логотип является графическим знаком, служащим символом предприятия. Он призван ассоциировать потребительский спрос с видом услуг конкретного предприятия, его статусом и имиджем. Вряд ли на логотипе банка будут уместны милые нежные цветочки – он должен производить впечатление надежности, солидности. И напротив, если Вы создаете торговый знак для магазина молодежной одежды, не стоит выполнять его в строгом классическом стиле.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
История товарного знака ……………………………………….. 4
Древний мир ……………………………………………… 4
Средние века ……………………………………………… 4
Эпоха промышленной революции ………………………….. 5
Дореволюционная Россия ………………………………… 6
Советский период ……………………………………….. 6
90-е годы …………………………………………………….. 7
Современная Россия ……………………………………….. 7
Товарный знак и знак обслуживания. Виды и функции ………. 8
Регистрация товарного знака и знака обслуживания. Их правовая
охрана …………………………………………………………………. 16
Заключение ……………………………………………………………. 24
Приложение …………………………………………………………….. 25
Список используемой литературы ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 280.79 Кб (Скачать документ)
    1. Современная Россия

     Новый этап развития российских товарных знаков связан с началом экономических  реформ. Развитие рынка повлекло за собой необходимость в пересмотре отношения к товарному знаку  – он стал неотъемлемой частью имиджа товара (рис. 8). Этим и было обусловлено принятие нового для страны закона в 1992 году, который выполнял свои функции вплоть до 2008 года.

       С 1 января 2008 года вступила в силу 4-ая часть Гражданского кодекса Российской Федерации – единого законодательного акта, включающего в себя все институты права интеллектуальной собственности, в том числе Гл.76, посвященную средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Большая часть данной главы посвящена товарному знаку, а именно вопросам предоставления правовой охраны, использования, защиты, распоряжения исключительным правом на товарный знак. 

     
  1. Товарный  знак и знак обслуживания. Виды и функции
 

     Товарные  знаки, знаки обслуживания — это  словесные, изобразительные или  комбинированные обозначения, выполняющие  функцию индивидуализации товаров, работ или услуг юридического или физического лица.

     В России и других странах товарным знакам и знакам обслуживания предоставляется  правовая охрана при условии их официальной  регистрации, порядок которой установлен на законодательном уровне.

     Торговые  марки, логотипы, брэнды (бренды), слоганы — это все словесные, изобразительные или комбинированные обозначения и все они могут охраняться как товарные знаки (знаки обслуживания) при условии их регистрации уполномоченным государственным органом. В законодательных актах России понятия торговая марка, логотип, брэнд, слоган не используются. Все характеризуемые этими понятиями объекты могут охраняться как товарные знаки или знаки обслуживания при условии их регистрации. Товарные знаки считаются предназначенными для маркировки товаров, а знаки обслуживания — для обозначения услуг. Есть процедура признания товарного знака общеизвестным. Общеизвестные знаки можно назвать брэндами, то есть товарными знаками, которые известны всем.

     Кроме того, товарный знак обладает еще целым  рядом функций: облегчает опознание  и запоминание товара, указывает  на происхождение товара и может  нести информацию о нем, стимулирует  желание купить:

  • отличительная (обозначение изготовителя, продавца) ;
  • функция индивидуализации ( товарный знак способствует узнаванию товара и позволяет отличить товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей, облегчая потребителю выбор при покупке товара или услуги) ;
  • рекламная (активно используется в рекламе, товарный знак незаменим, как средство рекламы и продвижения товаров и услуг на рынке );
  • функция указания на качество товара или стимулирующая ( к товарному знаку потребитель обращается в первую очередь как к гарантии качества. Обладатель права на товарный знак гарантирует, что все товары и услуги, предлагаемые под данным товарным знаком, соответствуют определенным стандартам качества );
  • охранная (защищает права владельца товарного знака) ;
  • функция указания на источник происхождения товара ( товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить его производителя. Приобретая товары и услуги, маркированные одним и тем же товарным знаком, потребитель уверен, что они имеют одного производителя. Легко запоминающий товарный знак призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой ).

     С этими особенностями товарного  знака связано такое явление  в мире как подделка и продажа  товаров под товарными знаками (сходными товарными знаками) известных  фирм. На российском рынке - это одежда, обувь, бытовая техника и т.д., что приносит огромные прибыли "пиратам" и наносит фирмам - владельцам товарных знаков ощутимый ущерб, как материальный, так и моральный - плохое качество поддельных товаров отражается на престиже фирмы. Государство защищает владельцев товарных знаков от нарушения их прав другими лицами, а именно, исключительное право владельца товарного знака  возникает после государственной  регистрации товарного знака  в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте) на определенную группу товаров и услуг. Товарный знак регистрируется на имя того, кто подал заявку первым. С 1992 года в России действует  Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения  товара", в котором также предусмотрены  гражданская и уголовная ответственность  за незаконное использование товарного  знака, зарегистрированного в установленном  этим Законом порядке. С введением  этого Закона и становлением рынка  в России началась бурная регистрация  товарных знаков как зарубежных, так  и отечественных производителей. Если фирма твердо и серьезно намерена работать на рынке товаров и услуг, то, разработав фирменное обозначение, его необходимо зарегистрировать в  качестве товарного знака, т.к. проводя  рекламную кампанию и затрачивая на нее определенные средства, владелец незарегистрированного обозначения  рискует его потерять.

     Знаком  обслуживания признается обозначение, способное отличить услуги одних  юридических или физических лиц  от однородных услуг других юридических  или физических лиц. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» предъявляет  к знакам обслуживания такие же требования, какие предъявляются к товарным знакам. Иными словами, обозначение может быть признано знаком обслуживания, если оно носит характер символа, является новым и зарегистрировано в Патентном ведомстве.

     Знак  обслуживания практически не имеет  отличий от товарного знака и  по своему правовому режиму. В частности  закон РФ о товарных знаках не содержит ни одной нормы, которая бы распространяла свое действие только на товарные знаки  или только на знаки обслуживания. Различаются они лишь по объекту  маркировки: если товарные знаки индивидуализируют  и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различения однородных услуг, оказываемых разными лицами. Следует, однако, заметить, что на практике указанное различие также нередко  стирается, поскольку один и тот  же знак может быть зарегистрирован  на имя конкретного владельца  и по классу товаров, и по классу услуг. В качестве примера можно  сослаться на возможность одновременной  регистрации обозначения, по классу товаров «Химические вещества промышленного  назначения» (класс 1) и по классу услуг  «Исследования в области химии» (класс 42). Знаки обслуживания, зарегистрированные для того или иного класса услуг, охраняются лишь в пределах видов услуг данного класса.

     Товарный  знак и знак обслуживания предназначены  для отличия товаров и услуг  одних производителей от подобных товаров  и услуг других производителей. Отметим, что важнейшими функциями товарного  знака и знака обслуживания являются также функции рекламы и гаранта, т.е. возможность препятствовать подделке недобросовестными конкурентами.

     Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они совпадают до степени смешения. Таким образом, товарный знак, состоящий неразделимым образом из трёх и более товарных знаков (товарный знак не может совпадать более чем с одним зарегистрированным товарным знаком) не подлежит контролю владельцев исходных элементов.

     Существует  целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить  в заблуждение.

     Закон допускает к регистрации в  качестве товарных знаков и знаков обслуживания (далее - товарные знаки) разнообразные условные обозначения, которые различаются между собой по форме выражения, сфере использования, кругу пользователей и некоторым другим моментам. Наименованиям места происхождения товара присуща лишь одна форма индивидуализации - вот почему они гораздо менее разнообразны.

     Помимо  некоторых правовых требований, предъявляемых  к товарным знакам, знак должен быть рекламоспособным, т.е. иметь свойство привлекать внимание потребителя, что характеризуется следующей совокупностью признаков:

  • новизна идеи (оригинальность, отсутствие подражательности);
  • эстетичность;
  • лаконичность;
  • способность к адаптации (возможность использования знака в течение длительного времени, при внесении в него незначительных изменений);
  • удобопроизносимость (труднопроизносимые товарные знаки не создают благоприятного образа);
  • технологичность (товарный знак должен одинаково выигрышно выглядеть на любом носителе);
  • ассоциативность (наличие связей, ассоциаций между товарным знаком и особенностью маркируемого им товара);
  • недвусмысленность.

     Товарные  знаки можно классифицировать по разным основаниям, прежде всего по форме выражения. Товарные знаки  могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными  — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме  того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в  той цветовой гамме, в которой  он был подан на регистрацию.

     Словесные товарные знаки отличаются большим разнообразием. Могут использоваться имена известных людей (Чайковский, Наполеон), названия животных, птиц, растений, драгоценных камней (тигр, орел, дуб, топаз), наименование природных явлений, небесных тел, географических объектов (восход, метеорит, Джамалунгма) и т. п. Распространены товарные знаки, взятые как производные из древних языков. В связи с ограниченным запасом слов, способных быть товарными знаками все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова.

     Изобразительные товарные знаки - это обозначения  в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов и т.п. Хотя их эффективность оценивается ниже, нежели эффективность словесных  товарных знаков, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых товарных знаков3. Такие товарные знаки  разрабатываются на основе использования  изображений известных памятников истории и культуры, архитектурных  сооружений, народных орнаментов и  т.п. Успех изобразительных товарных знаков в большой степени определяется их простотой и броскостью. в)0бъемные  товарные знаки представляют собой  изображения товарного знака  в трех измерениях. Предметом такого знака может быть либо оригинальная форма изделия (форма свечи, мыла), либо его упаковка (оригинальная форма бутылки или флакона для духов). Объемный товарный знак должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом, а не просто повторять внешний вид известного предмета. Кроме того, форма изделия не должна определяться исключительно его функциональным назначением. Она должна быть оригинальной и способной выделять изделие конкретного изготовителя из ряда однородных товаров.

     Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего  такие знаки представляют собой  сочетания рисунка и слова, рисунка  и букв, рисунка и цифр, слов и  цифр и т.п. Нередко указанные  сочетания несут в себе смысловую  нагрузку, а используемые элементы дополняют и поясняют друг друга. Весьма желательно, чтобы словесная и изобразительная части образовывали единое целое, будучи связанными как композиционно, так и сюжетно.

     Примеры, которые помогут понять, какие  товарные знаки являются:

  • словесными — «Apple» для компьютеров, Deutsche Bank для банка, «Холлофайбер» для нетканых материалов;
  • произвольными или вымышленными обозначениями — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE и Easy Jet;
  • именами — Ford, Peugeot, Hilton (отель);
  • слоганами — «Летай мной» для авиалинии;
  • содержащими элементы — трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz, статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce;
  • цифры — одеколон 4711;
  • буквы — GM, FIAT, VW, KLM;
  • картинки или символы — Lacoste (маленький крокодил);
  • звуками — мелодия мобильного телефона Nokia, Philips и др.
 

     Помимо  приведенных видов товарных знаков, закон допускает к регистрации  и другие обозначения товаров  и услуг, в частности звуковые, световые обонятельные и иные обозначения. В настоящее время подобные товарные знаки регистрируются в основном на имя иностранных пользователей, так как в отечественной практике они распространения еще не получили.

     Встречаются, особенно в последнее время, новые  виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы. Например, на кредитной  карточке можно увидеть маленькое  изображение, которое меняется в  зависимости от угла, под которым  вы на него смотрите. В некоторых  странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может  быть защищен в качестве товарного  знака.

     Наряду  с подразделением товарных знаков по форме их выражения они делятся  и по иным основаниям. Так, в зависимости  от числа субъектов, имеющих право  на пользование товарным знаком, следует  различать индивидуальные и коллективные товарные знаки. Индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Разработка и регистрация товарного знака и знака обслуживания