Приемы построения имитационной финансовой модели деятельности производственного предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:57, статья

Описание

Анализ деятельности российских предприятий показывает, что большинство средних и крупных испытывают затруднения в управлении, что отражается на финансовых результатах их деятельности. Одна из основных причин появления финансовых проблем предприятия – отсутствие у руководства своевременной, полной и достоверной информации о прошлом, настоящем и будущем финансовом состоянии предприятия или его отдельных подразделений. Отсутствие необходимой управленческой информации приводит к ошибочному распределению ресурсов по направлениям деятельности или продуктам, неправильному установлению цен на продукцию (что негативно сказывается на продажах), отсутствию у менеджмента предприятия знаний о возможностях снижения издержек и, как результат, – к снижению «по неизвестным причинам» рентабельности производства.

Работа состоит из  1 файл

Приемы построения имитационной финансовой модели деятельности производственного предприяти1.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)
 

    Таблица 7      Таблица 8

Затраты Статьи  затрат Тыс. руб. Доля  общих издержек по продукту, %   Затраты Статьи  затрат Тыс. руб. Доля  общих издержек по продукту, %
  Продукт 1         Продукт 3    
По  продукту 1 Прямые издержки 600     По продукту 3 Прямые издержки 120  
подразде-ления 1 Маркетинг 1 120 20,00   подразде-ления 2 Маркетинг 2 245 81,82
подразде-ления 1 Амортизация линии  А 0,818 9,09   подразде-ления 2 Амортизация линии  Б 6 75,00
подразде-ления 1 Заработная плата 32 20,00   подразде-ления 2 Заработная плата 171,818 81,82
предприятия Амортизация оборудования 0,963 4,81   предприятия Амортизация оборудования 7,059 35,29
предприятия Заработная  плата предприятия 13,846 9,23   предприятия Заработная  плата предприятия 77,143 51,43
предприятия Освещение 10,385 6,92   предприятия Освещение 90 60,00
предприятия Электроэнергия 39,053 19,53   предприятия Электроэнергия 26,374 13,19
  Итого 817,065       Итого 743,848  
  Продукт 2         Продукт 4    
По  продукту 2 Прямые издержки 2000     По продукту 4 Прямые издержки 20  
подразде-ления 1 Маркетинг 1 480 80,00   подразде-ления 2 Маркетинг 2 54,545 18,18
подразде-ления 1 Амортизация линии  А 8,182 90,91   подразде-ления 2 Амортизация линии Б 2 25,00
подразде-ления 1 Заработная плата 128 80,00   подразде-ления 2 Заработная плата 38,182 18,18
предприятия Амортизация оборудования 9,626 48,13   предприятия Амортизация оборудования 2,353 11,76
предприятия Заработная  плата предприятия 46,154 30,77   предприятия Заработная  плата предприятия 12,857 8,57
предприятия Освещение 34,615 23,08   предприятия Освещение 15 10,00
предприятия Электроэнергия 130,178 65,09   предприятия Электроэнергия 4,396 2,20
  Итого 2836,754       Итого 149,333  
            Всего по предприятию 4547  

    Итогом  предварительных расчетов является структура общих издержек предприятия, учитывающая общие издержки в  себестоимости продукции его  подразделений. Рассчитанные доли общих  издержек, относимые на каждый продукт, заносятся в соответствующую статью затрат в модуле «Разнесение издержек» с указанием схемы разнесения «По продуктам» и установкой правила разнесения издержек «Фиксированная доля».

    Алгоритм  автоматического расчета общих  издержек предприятия описывается  с помощью формул в разделе «Разнесение издержек», для чего необходимо установить правило распределения издержек «Пропорционально формуле». Это позволяет избежать проведения предварительных расчетов вручную или с помощью других программных приложений.

    Анализ  финансовых результатов (прибыльности)

    Анализ  прибыльности предприятия

    Полученные  на основе расчета построенной финансовой модели результаты показывают (табл. 9), что деятельность предприятия (по результатам года) является прибыльной (чистая прибыль составляет примерно 1,03 млн руб.).

    Таблица 9. Прибыли и убытки

    Строка За  год, тыс. руб.
    Валовой объем  продаж 58275
    Потери 5827,5
    Чистый объем  продаж 52447,5
    Суммарные прямые издержки 28770
    Валовая прибыль 23677,5
    Суммарные постоянные издержки 21240
    Амортизация 444
    Прибыль до выплаты налога 1993,5
    Налогооблагаемая  прибыль 4032
    Налог на прибыль 967,68
    Чистая  прибыль 1025,82

    Выводы: показатели прибыльности не вызывают особых опасений – предприятие способно генерировать доход, который может приносить доход инвестору. Однако если рассматривать его деятельность более подробно (по месяцам), то можно увидеть, что в летние месяцы (в период сезонного спада объема продаж), оно имеет убытки (679,5 тыс. руб./мес.). При этом фактически 67% годовой прибыли идет на покрытие убытков (см. табл. 10). Следовательно, необходимо выявить основные причины возникновения убытков и устранить их.

    Таблица 10. Отчет о прибылях и убытках

  Помесячные  результаты, тыс. руб.
Строка Порядковый  номер месяца
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Валовой объем продаж 5550 5550 5550 5550 5550 2775 2775 2775 5550 5550 5550 5550
Потери 555 555 555 555 555 277 277 277 555 555 555 555
Чистый объем  продаж 4995 4995 4995 4995 4995 2497 2497 2497 4995 4995 4995 4995
Материалы и комплектующие 2740 2740 2740 2740 2740 1370 1370 1370 2740 2740 2740 2740
Суммарные прямые издержки 2740 2740 2740 2740 2740 1370 1370 1370 2740 2740 2740 2740
Валовая прибыль 2255 2255 2255 2255 2255 1127 1127 1127 2255 2255 2255 2255
Производственные  издержки 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350 350
Маркетинговые издержки 900 900 900 900 900 900 900 900 900 900 900 900
Зарплата  административного персонала 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150 150
Зарплата  производственного персонала 370 370 370 370 370 370 370 370 370 370 370 370
Суммарные постоянные издержки 1770 1770 1770 1770 1770 1770 1770 1770 1770 1770 1770 1770
Амортизация 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37
Суммарные непроизводствен-ные издержки 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37 37
Прибыль до выплаты налога 448 448 448 448 448 - 679 - 679 - 679 448 448 448 448
Налогооблагаемая  прибыль 448 448 448 448 448       448 448 448 448
Налог на прибыль 107 107 107 107 107       107 107 107 107
Чистая  прибыль 340 340 340 340 340 - 679 - 679 - 679 340 340 340 340

    Анализ  прибыльности подразделений

    Результаты  деятельности подразделений с учетом разнесения общих издержек, полученные на основе расчета финансовой модели, показывают следующее. Первое подразделение (табл. 11) способно приносить годовой доход в размере около 7,62 млн рублей, в то время как второе (табл. 12) работает с убытками, величина которых составляет примерно 5,31 млн руб. (т.е. фактически две трети дохода первого подразделения идет на покрытие убытков второго).

Таблица 11      Таблица 12

Строка За  год,  
тыс. руб.
  Строка За  год,  
тыс. руб.
Валовой объем  продаж 52500   Валовой объем продаж 5775
Потери 5250   Потери 577,5
Чистый объем  продаж 47250   Чистый объем продаж 5197,5
Суммарные прямые издержки 27300   Суммарные прямые издержки 1470
Валовая прибыль 19950   Валовая прибыль 3727,5
Суммарные постоянные издержки 12406,74   Суммарные постоянные издержки 8825,52
Амортизация 235,056   Амортизация 208,92
Прибыль до выплаты налога 7308,204   Суммарные непроизводственные издержки 208,92
Налогооблагаемая  прибыль 7618,653   Прибыль до выплаты  налога - 5306,94
Налог на прибыль 1828,477   Налог на прибыль
Чистая  прибыль 5479,727   Чистая  прибыль - 5306,94

    Анализ  данных, представленных в табл. 11 и 12, показывает, что оба подразделения предприятия способны генерировать маржинальную прибыль.1 При этом на чистую прибыль каждого подразделения значительное влияние оказывают относимые на них постоянные издержки, размер которых зависит от выбранной базы распределения общих издержек. Для понимания причин возникновения убытков рассмотрим далее прибыльность продукции компании.

    Анализ  прибыльности продуктов

    Расчет  прибыльности продукции предприятия  показывает, что производство и реализация продуктов 3 и 4 убыточны, рентабельность продаж продукта 1 составляет 3,5%, а основную долю прибыли до налогообложения предприятию приносит продажа продукта 2 – 93% (величина этой прибыли составляет 6,87 млн руб. – см. табл. 13.). При этом даже прибыльные продукты приносят убытки в период сезонного спада объема продаж: убытки для первого продукта в данный период составляют 66,7 тыс. руб., а для второго – 36,7 тыс. руб.

    Таким образом, оказывается, что прибыльное, на первый взгляд, предприятие при  детальном рассмотрении имеет убытки как в горизонтальном (временном), так и вертикальном (иерархическом) разрезах.

    Таблица 13. Прибыли и убытки производства и реализации продукции (тыс. руб./год)

Строка Продукт 1 Продукт 2 Продукт 3 Продукт 4
Валовой объем  продаж 10500 42000 4725 1050
Потери 1050 4200 472,5 105
Чистый объем  продаж 9450 37800 4252,5 945
Материалы и комплектующие 6300 21000 1260 210
Суммарные прямые издержки 6300 21000 1260 210
Валовая прибыль 3150 16800 2992,5 735
Производственные  издержки 593,28 1977,6 1396,56 232,56
Маркетинговые издержки 1440 5760 2945,52 654,48
Зарплата  административного персонала 162 553,86 922,14 154,26
Зарплата  производственного персонала 384 1536 2061,864 458,136
Суммарные постоянные издержки 2579,28 9827,46 7326,084 1499,436
Амортизация 21,361 213,695 156,696 52,224
Суммарные непроизводственные издержки 21,361 213,695 156,696 52,224
Прибыль до выплаты налога 549,359 6758,845 - 4490,28 - 816,66
Налогооблагаемая  прибыль 749,519 6869,134 - 4490,280 - 816,66
Налог на прибыль 179,885 1648,592    
Чистая  прибыль 369,474 5110,253    

Информация о работе Приемы построения имитационной финансовой модели деятельности производственного предприятий