Приемы построения имитационной финансовой модели деятельности производственного предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:57, статья

Описание

Анализ деятельности российских предприятий показывает, что большинство средних и крупных испытывают затруднения в управлении, что отражается на финансовых результатах их деятельности. Одна из основных причин появления финансовых проблем предприятия – отсутствие у руководства своевременной, полной и достоверной информации о прошлом, настоящем и будущем финансовом состоянии предприятия или его отдельных подразделений. Отсутствие необходимой управленческой информации приводит к ошибочному распределению ресурсов по направлениям деятельности или продуктам, неправильному установлению цен на продукцию (что негативно сказывается на продажах), отсутствию у менеджмента предприятия знаний о возможностях снижения издержек и, как результат, – к снижению «по неизвестным причинам» рентабельности производства.

Работа состоит из  1 файл

Приемы построения имитационной финансовой модели деятельности производственного предприяти1.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

    Приемы  построения имитационной финансовой модели деятельности производственного  предприятия  
(на примере решения задачи «Анализ эффективности деятельности предприятия и безубыточности производства продукции»)

    Анализ  деятельности российских предприятий  показывает, что большинство средних и крупных испытывают затруднения в управлении, что отражается на финансовых результатах их деятельности. Одна из основных причин появления финансовых проблем предприятия – отсутствие у руководства своевременной, полной и достоверной информации о прошлом, настоящем и будущем финансовом состоянии предприятия или его отдельных подразделений. Отсутствие необходимой управленческой информации приводит к ошибочному распределению ресурсов по направлениям деятельности или продуктам, неправильному установлению цен на продукцию (что негативно сказывается на продажах), отсутствию у менеджмента предприятия знаний о возможностях снижения издержек и, как результат, – к снижению «по неизвестным причинам» рентабельности производства.

    Одна  из важнейших задач управленческой деятельности предприятия – управление издержками производства. Эффективное управление ими позволяет повышать конкурентоспособность продукции за счет возможности установления более низких цен на нее, получать релевантную информацию о себестоимости отдельных видов продукции и объективные данные для составления бюджета предприятия и правильно оценивать деятельность каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения.

    В процессе разнесения издержек необходимо решить вопрос, какие издержки и по какой базе должны быть отнесены на тот или иной центр затрат. Само разнесение затрат является достаточно прямолинейным процессом. Для разнесения необходимо определить соответствие между произведенной продукцией и понесенными издержками. Однако в том случае, когда каким-либо из подразделений предприятия (или несколькими из них) выпускается несколько видов продукции, распределение прямых издержек часто вызывает определенные сложности, связанные с трудностями правильного выявления центров затрат и определения способов разнесения издержек на каждый из них, обеспечивающих справедливое распределение затрат.

    Выбор методов и подходов к разнесению издержек должен быть обусловлен конкретными условиями производства, влияющими на себестоимость изделий, удельным весом каждого вида расходов, связями затрат с объемом продукции. В зависимости от итогов разнесения издержек будут зависеть ключевые показатели эффективности производства и реализации продукции, а также деятельности отдельных подразделений или предприятия в целом.

    Владение  методами адекватного разнесения издержек позволяет определять рациональную структуру портфеля продукции, оптимизировать прибыль, издержки и объем производства и принимать обоснованные управленческие решения по структуре производства, производственным программам и сбытовой политике. Во многих случаях, даже когда производство группы товаров в целом находится выше уровня безубыточности, общие экономические показатели могут быть улучшены за счет оптимального перераспределения удельного веса отдельных продуктов в программе выпуска. Это особенно актуально, когда у предприятия есть ограничения по производственным мощностям и ресурсам. Решение такой задачи состоит в увеличении доли продуктов, способных приносить наибольшую прибыль. При этом рентабельность отдельного продукта не может служить единственным критерием для увеличения удельного веса этого продукта в программе выпуска, поскольку не отражает экономические процессы на предприятии.

    Исходные  данные для построения финансовой модели и проведения анализа

    Предприятие имеет два основных подразделения, которые производят и реализуют  четыре вида продукта. Структура компании и производства имеет вид, изображенный на рис. 1.

      
 
 
 
 

    Продукция предприятия имеет стабильный спрос: ежемесячный объем продаж составляет 5,55 млн руб., кроме летних месяцев (в данный период объем продаж сокращается на 50%). План сбыта продукции представлен в табл.1.

    Таблица 1

Наименование  продукции Объем продаж,

ед./мес.

Цена,

руб./ед.

Сумма,

тыс. руб.

Условия

оплаты

Потери, %
Продукт 1 20 000 50 1000 по факту 10
Продукт 2 200 000 20 4000 по факту 10
Продукт 3 30 000 15 450 по факту 10
Продукт 3 10 000 10 100 по факту 10
Итого     5550    

    Издержки  предприятия состоят из:

  • прямых издержек, относящихся на продукт (табл. 2);
  • оплаты труда персонала подразделений и административно-управленческого персонала;
  • общих издержек отдельных подразделений и предприятия в целом (табл. 3, в тыс. руб.);
  • амортизации основных средств (табл. 4).

    Таблица 2

Наименование  продукции Прямые  издержки, руб./ед. Сумма прямых издержек, тыс. руб.
Продукт 1 30 600
Продукт 2 10 2000
Продукт 3 4 120
Продукт 3 2 20
Итого   2740

    Таблица 3

Наименование  статьи затрат Предприятие Подразделение 1 Подразделение 2
Заработная  плата  210 150 160
Маркетинг 600 300
Электроэнергия 200
Освещение 150    
Итого 560 750 460

    Примечание: численность работников подразделения 1 составляет 20 чел., подразделения 2 – 30 чел., административно-управленческого  персонала – 5 чел. 
 

    Таблица 4

Наименование  статьи затрат Стоимость,  
тыс. руб.
Срок  амортизации,  
мес.
% износа Амортизация,  
тыс. руб./мес.
Оборудование  компании 1200 60 0 20
Производственная  линия А 540 60 0 9
Производственная  линия Б 480 60 0 8
Итого 2220     37

    Площади помещений, занимаемых подразделениями 1 и 2, составляют 3000 и 7000 кв. м., соответственно.

    Требуется проанализировать деятельность предприятия, оценить ее эффективность как  в целом, так и в разрезе  его подразделений, провести анализ безубыточности, а также выработать рекомендации по результатам анализа, необходимые для принятия управленческих решений с целью увеличения экономической эффективности.

    Для упрощения модели в расчетах будет  использован единственный налог  – налог на прибыль по ставке 24%. Период расчета финансовой модели – 12 мес.

    Формирование  финансовой модели

    Специфика задачи заключается в том, что  в ней рассматриваются не центры дохода, а центры затрат, являющиеся самостоятельными подразделениями приносящими прибыль. Решение поставленной задачи в Project Expert состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование финансовой модели на основе исходных данных.
  2. Классификация издержек и их разнесение.
  3. Анализ финансовых результатов.
  4. Анализ безубыточности.

    Основными шагами создания финансовой модели являются:

  1. Построение плана сбыта (внесение данных об объемах, ценах и условиях сбыта, а также потерях в модуле «План сбыта»).
  2. Ввод информации об имеющихся прямых издержках (модули «Материалы и комплектующие» или «План производства»).
  3. Ввод информации об основных средствах, их стоимости и условиях амортизации (модуль «Стартовый баланс»).
  4. Ввод бюджета постоянных расходов (модули «Зарплата персонала» и «Общие издержки»).
  5. Описание условий налогообложения (модуль «Налоги»).
  6. Описание структуры предприятия и участие каждого из подразделений в производстве и реализации продукции (модуль «Структура компании»).

    Классификация издержек

    С целью понимания причин возникновения  проведем их анализ и измерение.

    Исходя  из учетной информации, видно, что  предприятие имеет следующие  издержки:

  • прямые издержки, относимые на продукты;
  • общие издержки подразделений;
  • общие предприятия.

    Классификация издержек произведена в зависимости  от их происхождения и от того, прямо  или косвенно они связаны с  производством продукции, деятельностью  подразделений или предприятия  в целом.

    Структура издержек предприятия имеет вид, приведенный на рис. 2. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 2. Издержки предприятия

    Разнесение  издержек

    Классификация затрат позволяет локализовать издержки по местам их возникновения, раскрывает содержание затрат по подразделениям и создает возможности их распределения по видам продукции. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

    На  этапе разнесения общих издержек предприятия по подразделениям на основе данных по этим центрам затрат определяется база разнесения. Аналогичная процедура  осуществляется при разнесении общих издержек по продуктам. База распределения общих издержек должна выбираться на основе справедливой оценки участия центра затрат в производстве продукта и с учетом необходимости точного измерения издержек. В данном примере такая необходимость существует, поэтому в итоге все издержки предприятия будут разнесены по всем продуктам.

    Для осуществления разнесения издержек в программе Project Expert необходимо выполнить  несколько предварительных расчетов, определяющих характеристики и параметры разнесения. В табл. 5 приведены базы распределения общих издержек предприятия по подразделениям, в табл. 6 – общих издержек предприятия и подразделений по всем четырем выпускаемым продуктам, а в табл. 7 и 8 – по продуктам в разрезе подразделений.

    Таблица 5      Таблица 6

  Тыс. руб. База  разнесения     Тыс. руб. База  разнесения
Предприятие       Подразделение 1    
Амортизация оборудования 20 Амортизация   Маркетинг 1 600 Выручка
Заработная  плата АУП 150 Численность персонала подразделений   Амортизация линии А 9 Объем производства
Освещение 150 Площадь   Заработная плата 160 Выручка
Электроэнергия 200 Объем производства   Амортизация оборудования 10,588 Объем производства
Итого 520     Заработная  плата компании 60 Суммарные прямые издержки
Подразделение 1       Освещение 45 Суммарные прямые издержки
Маркетинг 1 600     Электроэнергия 169,231 Суммарные прямые издержки
Амортизация линии А 9     Итого 1053,819  
Заработная  плата 160          
Итого 769     Подразделение 2    
Подразделение 2       Маркетинг 2 300 Выручка
Маркетинг 2 300     Амортизация линии  Б 8 Объем производства
Амортизация линии Б 8     Заработная плата 210 Выручка
Заработная  плата 210     Амортизация оборудования 9,412 Объем производства
Итого 518     Заработная  плата предприятия 90 Суммарные прямые издержки
Прямые  издержки по продукту       Освещение 105 Суммарные прямые издержки
Продукт 1 600     Электроэнергия 30,769 Суммарные прямые издержки
Продукт 2 2000     Итого 753,181  
Продукт 3 120     Прямые  издержки по продукту    
Продукт 4 20     Продукт 1 600  
Итого 2740     Продукт 2 2000  
        Продукт 3 120  
Всего 4547     Продукт 4 20  
        Итого 2740  
    Всего 4547  

Информация о работе Приемы построения имитационной финансовой модели деятельности производственного предприятий