Причины, тормозящие благоприятное формирование предпринимательской среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:11, реферат

Описание

Целью данной работы было исследование понятия «предпринимательская среда», рассмотрение её структуры и возможности её развития.
Эта цель определила следующие задачи:
определить содержание предпринимательской среды;
изучить факторы предпринимательской среды;
раскрыть объективные причины, тормозящие формирование благоприятной предпринимательской среды в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие предпринимательской среды 4
2. Структура предпринимательской среды 7
2.1. Внешняя предпринимательская среда 7
2.2. Внутренняя предпринимательская среда 11
3. Причины, тормозящие формирование благоприятной предпринимательской среды в России 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Причины, тормозящие развительство предпринимательства.docx

— 120.17 Кб (Скачать документ)

 

За годы экономических реформ приняты и  начинают положительно влиять на формирование предпринимательского слоя: Гражданский кодекс РФ (первая и вторая части), Арбитражный и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о народных предприятиях, о производственных кооперативах, «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (новая редакция), о мерах по государственной поддержке малого предпринимательства и др. Однако многие правовые акты декларативны, не имеют прямого действия на развитие предпринимательства. Но главным их недостатком является то,  что они не исполняются. Изобилие подзаконных актов также тормозит развитие предпринимательства.

Усиление  регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защиты законных интересов предпринимателей, обеспечения им гарантий как гражданам, так и организациям в связи с вышеизложенным имеет на нынешнем этапе развития экономики большое значение. Конечно, государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство – это свободная деятельность дееспособных граждан, но вместе с тем государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы.

Как отмечалось выше, особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, на основе которых осуществляется не только косвенное,  но и прямое регулирование.

Важная  роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит таким высшим государственным органам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и её органы в субъектах РФ, другие правоохранительные органы, а также федеральные министерства: по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, финансов, экономического развития и торговли, юстиции и др.

Большая роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъектов РФ, о чем, в частности, свидетельствует опыт поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. Необходимо также устранить административные барьеры, сократить число органов, проверяющих предпринимателей.

Не рассматривая все другие подсистемы внешней предпринимательской среды, дадим краткую характеристику институционально-организационной среды, развитие которой является важнейшим условием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются сами предпринимательскими, осуществляя те или иные виды деятельности,  и с учётом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям.

К таким  институтам относятся:

  • коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации; страховые организации;
  • рекламные компании; специализированные организации по предоставлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.;
  • учебные заведения по подготовке кадров для предпринимательских организаций;
  • компании по изучению рынка, проведению специализированных маркетинговых исследований;
  • компании  (организации) –  поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг;
  • оптовые и розничные продавцы; транспортные компании и др.

Важнейшее значение для становления и развития производственного предпринимательства имеют наличие природных ресурсов, их добыча и переработка,  особенно дешёвых энергоносителей, затраты на которые составляют большой удельный вес. Несомненно, в тех регионах, где затраты на обустройство предприятий низкие, создаются более благоприятные условия для развития предпринимательства. На развитие предпринимательства большое влияние оказывает демографическая ситуация в стране, отдельных её регионах. К сожалению, в России складывается неблагоприятная демографическая ситуация: смертность превышает рождаемость, сокращается число трудоспособного населения, растёт количество пенсионеров.

Предприниматели – высокообразованные люди, не боящиеся идти вперёд в одиночку. Поэтому важное значение для развития предпринимательства имеют: система образования, особенно высшего, ускорение научно-технического прогресса, внедрение инноваций.

 

2.2. Внутренняя предпринимательская среда

 

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определённая совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремлённости, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы):

  • наличие необходимого объема собственного капитала;
  • правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;
  • выбор предмета деятельности; 
  • подбор команды партнёров; 
  • знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; 
  • подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; 
  • механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

 

Особое  значение для успешной предпринимательской  деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчёт последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности,  разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести чёткое соблюдение предпринимателями и наёмными менеджерами законов и нормативных актов,  регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Как уже  указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Только те предприниматели могут добиться успеха, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, при наличии железной дисциплины в фирме, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчинёнными и принимают решения, нацеленные не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Несомненно, практический интерес для российских бизнесменов представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды. Суть эффективного, рационального менеджмента в компании, позволяющего добиваться успехов, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, почувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием. В уважении к личности проявляется высшая суть гуманизма менеджмента.

Важное  место в менеджменте компании занимают мотивация работников, создание такого производственного, управленческого климата, в котором каждый работник может в полной мере проявить свой талант.

Рабочее место должно излучать радость и покой и для самого работника, и для посетителя. Это ведёт и к росту продуктивности, и к улучшению самочувствия людей, занятых работой. Пристального внимания заслуживает талант каждого служащего. В конечном счёте успех любой работы зависит от способностей человека и от умения применить эти способности.

Важными в механизме совершенствования управления компанией являются такие факторы, как внедрение гибкой структуры предприятия, реорганизация и внедрение принципа децентрализации управления, создание малых фирм, наделение их новыми правами и ответственностью. Так, на руководителя низовых подразделений компании были возложены  «обязанности, весьма сходные с обязанностями президента компании средней руки», в результате низовое подразделение приобрело статус как бы независимой компании среднего размера со всеми обязанностями, правилами и мотивацией, что приносит положительные результаты.

 

3. Причины, тормозящие  формирование благоприятной предпринимательской  среды в России

Актуальное  состояние внешней предпринимательской  среды России характеризуется:

    • нестабильностью «правил игры» на рынке;
    • отсутствием эффективной системы применения права на практике и низким обеспечением исполнения контрактных обязательств;
    • слабым инфраструктурным обеспечением предпринимательства;
    • относительно невысокой по сравнению с развитыми странами долей малого и среднего предпринимательства в объёме ВВП и численностью занятых в этой сфере;
    • сравнительно низкой инвестиционной активностью в инновации и модернизацию производства и технологий;
    • неэффективной системой ликвидации субъектов предпринимательства.

 

Анализ  наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, выявил факторы, более всего сдерживающие развитие предпринимательства в  России.

К ним  относятся:

    • недостатки системы взаимоотношений между государством и предпринимателями, в частности, несовершенство законодательства и высокие административные барьеры; 
    • общеэкономические факторы – слабое развитие финансово-кредитной системы и, как следствие, недостаток средств у предпринимателей для начала нового дела и его развития; низкая инвестиционная привлекательность предпринимательской среды; неэффективность налоговой системы и др.;
    • недостаточное развитие инфраструктуры предпринимательства и её слабая доступность для хозяйствующих субъектов.

 

В результате рассмотрения существующей системы  взаимоотношений предпринимателей и государства обнаружены следующие проблемные моменты:

1) несовершенство  нормативно-правового обеспечения  предпринимательской деятельности, вследствие неоднозначности законов  и наличия несоответствий в  них, недостаточной разработанности  отдельных правовых актов, слабых  гарантий защиты прав предпринимателей, а также тенденций ухудшения  законодательного обеспечения субъектов  малого и среднего предпринимательства  (МСП);

2) большое  количество административных барьеров, с которыми субъекты предпринимательства  сталкиваются преимущественно при  выходе на рынок, в процессе  функционирования и при ликвидации  и которые проявляются в виде  многочисленных контрольных мероприятий  со стороны властных структур, коррумпированности государственных  органов,  навязывании  «посреднических  услуг» и т.п. 

Отдельное внимание уделено анализу применения основных законодательных актов, затрагивающих  главные проблемные аспекты взаимоотношений  предпринимателей и государственных  органов, и рассмотрены их преимущества и недостатки.

 

В результате анализа общеэкономических факторов выявлены основные экономические причины  слабой активности потенциальных и  развития уже функционирующих предпринимателей. Ими являются:

1) трудности  формирования первоначального капитала  в связи с существующей тенденцией снижения реальных доходов населения;

2) ограниченные  возможности использования внешних  источников финансирования,  обусловленные  сложностями получения кредитов (их высокой стоимостью, краткосрочностью  и трудностями гарантийного и  залогового обеспечения), ограниченным  охватом банковской системы, слабым  развитием альтернативных источников  финансирования (микрофинансирования,  проектного финансирования и  т.п.), проблемами привлечения инвестиций  вследствие невыгодных условий  инвестирования,  доминирования  краткосрочных и иностранных  инвестиций в возвратной форме;

3) недостаточное  обеспечение конкуренции вследствие  высокой концентрации крупных  компаний и ограничений, вводимых  местными органами власти;

4) несовершенство  налоговой системы, проявляющееся  в росте административной нагрузки, изменчивости и неоднозначности  налогового законодательства, низкой  квалификации налоговых специалистов  и субъективизма системы налогообложения,  являющейся инструментом давления на предпринимателей.

 

Далее, в исследовании проанализировано текущее состояние инфраструктуры предпринимательства и выделены следующие её основные проблемы:

    • недостаточная имущественная обеспеченность субъектов предпринимательства вследствие высокой стоимости и непрозрачности арендных отношений;
    • слабое развитие транспортной сети, её фрагментарность и изношенность, а также высокие тарифы на транспортные услуги;
    • недостаточное развитие телекоммуникационных сетей, обусловленное неопределённостью законодательства, многочисленностью и непредсказуемостью лицензий, регламентов и инструкций в данной сфере;
    • слабое развитие инфраструктуры организации, предоставляющих предпринимателям различного рода услуги;
    • неэффективность информационного обеспечения субъектов предпринимательства вследствие недостоверности и низкого качества информации, отсутствия единых баз данных;
    • высокая стоимость и отсутствие комплексности профессионального обучения предпринимателей,  недостаточное обеспечение образовательных центров, слабая практическая подготовка преподавателей кадровой инфраструктуры;
    • неэффективность системы государственной поддержки МСП, связанная с неосведомлённостью субъектов МСП, низким качеством предоставляемых инфраструктурой поддержки услуг, сложностью их получения и несоответствия перечня предлагаемых услуг реальным потребностям МСП.

Информация о работе Причины, тормозящие благоприятное формирование предпринимательской среды в России