Причины, тормозящие благоприятное формирование предпринимательской среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:11, реферат

Описание

Целью данной работы было исследование понятия «предпринимательская среда», рассмотрение её структуры и возможности её развития.
Эта цель определила следующие задачи:
определить содержание предпринимательской среды;
изучить факторы предпринимательской среды;
раскрыть объективные причины, тормозящие формирование благоприятной предпринимательской среды в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие предпринимательской среды 4
2. Структура предпринимательской среды 7
2.1. Внешняя предпринимательская среда 7
2.2. Внутренняя предпринимательская среда 11
3. Причины, тормозящие формирование благоприятной предпринимательской среды в России 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Причины, тормозящие развительство предпринимательства.docx

— 120.17 Кб (Скачать документ)

Российский  Экономический Университет им. Г.В. Плеханова

 

 

 

Факультет МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

 

 

Реферат по организации бизнеса

на тему

«Причины, тормозящие благоприятное формирование внешней предпринимательской среды в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка   1210  группы

Лебедева В.И.

Преподаватель:

Грибков М.А.

 

Работа защищена на

оценку ………………

 

 

 

 

 

 

Москва    2012

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие предпринимательской  среды 4

2. Структура предпринимательской  среды 7

2.1. Внешняя предпринимательская  среда 7

2.2. Внутренняя предпринимательская  среда 11

3. Причины, тормозящие формирование  благоприятной предпринимательской  среды в России 13

Заключение 16

Список использованной литературы 17

 

Введение

В постоянно  изменяющихся, нестабильных условиях развития национальной экономики, предпринимательской  инфраструктуры возрастает значение факторов предпринимательской среды, усиливается  её влияние на деятельность предприятий и организаций. Специалисты подчёркивают, что без должного анализа предпринимательской среды предприятия могут нарушить существующие социальные или культурные требования и потерять преимущества в конкурентной борьбе. Практика показывает, что предприятие, которое не следит регулярно за предпринимательской средой, может плохо адаптироваться к положению на рынках.

Следовательно, эффективность деятельности предприятия  в значительной степени зависит  от многочисленных факторов предпринимательской  среды и умения предприятия реагировать  на них и по возможности управлять  ими. Если предприятие не учитывает  влияния данных факторов, то это  отрицательно отражается на эффективности  его деятельности в целом, безусловно, снижая такие экономические показатели работы предприятия как прибыль  и рентабельность.

Соответственно, изучение предпринимательской среды  и учёт влияния её факторов в формировании стратегии и тактики развития предприятия является прямым путём повышения эффективности деятельности производственного предприятия.

Таким образом, учитывая вышесказанное, тема данного реферата является достаточно актуальной, особенно в настоящее время, так как изучение и учёт факторов предпринимательской среды, управление ими служит верным гарантом успеха предприятия на рынке и обеспечивает эффективность деятельности самого предприятия в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы.

Целью данной работы было исследование понятия «предпринимательская среда», рассмотрение её структуры и возможности её развития.

Эта цель определила следующие задачи:

  1. определить содержание предпринимательской среды;
  2. изучить факторы предпринимательской среды;
  3. раскрыть объективные причины, тормозящие формирование благоприятной предпринимательской среды в России.
  4.  

1. Понятие предпринимательской  среды

Под предпринимательской  средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в определённых условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, которая предоставляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпринимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, осуществлении предпринимательских проектов и договоров, а также в получении прибыли (дохода). Как интегрированная сложная система предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависящую от самих предпринимателей, и внутреннюю, формирующуюся непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Известные учёные, занимающиеся исследованиями формирования благоприятных условий развития предпринимательства, считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимую экономическую свободу как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием является развитие организационно-хозяйственного новаторства.

В какой-то степени эти два важнейших составных элемента предпринимательской среды зафиксированы в Конституции РФ. В частности, в ней записано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности; никто не может быть лишён своего имущества (как материальной основы предпринимательской деятельности) иначе как по суду; владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно; в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; и, наконец, в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Однако эти важные конституционные положения до сих пор практически не действуют в полную силу, что наряду с другими факторами тормозит развитие предпринимательства.

 

Важнейшие направления формирования предпринимательской  среды, в соответствии с положениями  Конституции РФ, сформулированы в  ГК РФ.

Так, в  первой главе ГК РФ даны основополагающие положения для построения и содержания актов гражданского законодательства РФ, регулирующего организацию предпринимательской деятельности, закреплены такие необходимые для развития предпринимательства правовые начала, как неприкосновенность собственности  (материально-технической основы предпринимательской деятельности), самостоятельность предпринимательской деятельности, её цели, условия и факторы осуществления. Важное значение имеет положение о закреплении договоров, о порядке их заключения и использования.

В п. 1 ст. 1 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав,  обеспечения восстановленных нарушенных прав, их судебной защиты.

Важное  значение для создания условий развития предпринимательства имеют и другие положения ст. 1 ГК РФ. В частности о том, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. В ГК РФ также установлено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются по всей территории Российской Федерации,  а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Большое значение для развития предпринимательства имеют положения ст. 2 ГК РФ, в которой говорится, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. В этой статье дано законодательное определение сущности предпринимательской деятельности, а также записано, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Следовательно, общие положения гражданского законодательства полностью распространяют своё действие на все отношения с участием предпринимателей, т.е. установлено единство регулирования предпринимательской деятельности. Правда, для некоторых предпринимательских отношений в ГК РФ предусматривается установление специальных правил, например о повышенной ответственности предпринимателей.

По существу в ГК РФ сформулированы основные положения  внешней предпринимательской среды, однако многие из них носят общий характер, поэтому конкретизируются во многих федеральных законах. На формирование предпринимательской среды большое влияние оказывают уголовное, административное, налоговое, таможенное законодательства.

 

2. Структура предпринимательской среды

2.1. Внешняя предпринимательская среда

 

Под внешней  предпринимательской средой следует понимать совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей.

Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер,  поскольку они не могут непосредственно изменить её (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:

  • экономическое положение в стране и регионах;
  • политическую ситуацию, характеризующуюся стабильностью развития общества и государства;
  • правовую среду, чётко устанавливающую права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;
  • государственное регулирование и поддержку предпринимательства;
  • социальную обстановку, связанную с уровнем платёжного спроса населения (потребителей) и уровнем безработицы;
  • культурную среду, обусловленную уровнем образования населения, обеспечивающую возможность заниматься определёнными видами предпринимательской деятельности;
  • научно-техническую, технологическую среду;
  • наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определённых видов деятельности;
  • физическую среду, связанную с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствие проявления форс-мажорных природных катаклизмов;
  • институционально-организационную среду, свидетельствующую о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.

 

Дадим краткую  характеристику отдельных подсистем, в совокупности составляющих внешнюю предпринимательскую среду.

Экономическое положение страны, характеризующееся  формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещённых законом), необходимых для развития их деятельности, имеют существенное значение для развития в стране предпринимательства. На развитие предпринимательства положительно или отрицательно влияют такие экономические инструменты, как уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком РФ, уровень инфляции, число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок, уровень ликвидности хозяйствующих партнёров (компаний, фирм), уровень цен (тарифов) на определённые виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий,  недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Важное значение приобретают стабильность национальной денежной единицы,  повышение уровня её покупательной способности и другие экономические факторы и условия.

Стабильность  политической обстановки в стране и  в отдельных её регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества, несомненно,  имеют большое значение для развития предпринимательства. Важно, чтобы в России все наконец-то поддержали идею о том, что в стране формируется социально ориентированная экономика, а экономическим реформам нет альтернативы.

Правовая  среда, не декларирующая, а чётко указывающая права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающая цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц, адекватна перспективному развитию страны, является обязательным условием развития предпринимательства. Необходимо чёткое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную  (предпринимательскую) деятельность.

В стране должен «править бал» Закон, а не чиновники, пусть даже и высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и криминальные элементы. Если это станет правилом, а не исключением, то можно с уверенностью сказать, что предпринимательство в России будет развиваться поступательно.

Информация о работе Причины, тормозящие благоприятное формирование предпринимательской среды в России