Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:02, реферат

Описание

Цель моего исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. В этой связи в работе определена экономическая сущность малого предпринимательства, показано системное представление о предпринимательстве не только с точки зрения производительных сил, но и отношений собственности и роли наемного труда.

Содержание

Введение
1. Развитие и сущность предпринимательства
1.1 Содержание предпринимательской деятельности
1.2 Сущность предпринимательства
2. Формы и виды предпринимательской деятельности
2.1 Типология предприятий
2.2 Коммерческие организации
3. Роль предпринимательства в рыночной экономике и пути содействия предпринимательству
3.1 Роль предпринимательства и его необходимость
3.2 Гос. предпринимательство в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат предпринимательство.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, несущих материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является, по существу, разновидностью ООО. Его особенностями выступают: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.

Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые (ОАО и ЗАО). Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распределяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

 Производственный кооператив (ПрК) представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (рис.6).

Рис.6 Типы кооперативов [разработано автором на основе данных 6].

Достоинствами хозяйственных  товариществ являются объединение организационных усилий, а также материальных и финансовых средств участников, взаимодополнение и взаимозаменяемость участников в осуществлении предпринимательской деятельности, коллективизм в управлении, более высокая вероятность получения кредитов. К недостатку следует отнести сильную зависимость от партнеров и их способностей осуществлять предпринимательскую деятельность, солидарную и полную материальную ответственность (что, впрочем, может считаться достоинством с точки зрения кредитора), недостаточность, хотя и в меньшей степени, финансовых средств (отчасти это преодолевается в коммандитном товариществе).

Открытые акционерные  общества отличают широкие возможности привлечения финансовых средств за счет продажи акций многочисленным покупателям, более качественный менеджмент, ограниченная материальная ответственность участников. Вместе с тем им присущи и недостатки, среди которых назовем возможность бюрократизации управления, спекулятивных операций и злоупотреблений, менее высокую оперативность деятельности, сильную зависимость от конъюнктуры фондового рынка.

Достоинствами государственных и муниципальных унитарных предприятий являются нацеленность на реализацию общественно значимых задач, более высокая степень защищенности, главным недостатком - ограниченная экономическая самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

Индивидуальное  предпринимательство обладает такими достоинствами, как простота организации и учета, широкая самостоятельность, мобильность, ярко выраженный стимул получения дохода. В числе недостатков - отсутствие значительных материальных и финансовых средств, трудности получения кредитов, полная материальная ответственность, экономическая уязвимость и слабая правовая защищенность, воздействие рэкета и т.п.

Подводя итоги по этой главе можно отметить, что действующие  в российской экономике, согласно Гражданскому кодексу, формы организаций типологически  максимально приближены к сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой, несмотря на некоторые различия в терминологии. Так, присущее США деление деловых предприятий частного сектора на «единоличное владение» (индивидуальные фирмы), партнерства и корпорации во многом соответствует российскому делению на индивидуальное предпринимательство граждан, товарищества и акционерные общества (прежде всего ОАО). Отличие проявляется в статусе юридического лица российских товариществ и развитии таких промежуточных (смешанных) форм товариществ (партнерств) и корпораций, как ООО, ОДО, более характерных для Европы, чем для США.

Основное содержание коммерческого предпринимательства  составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами -- перепродаже товаров  и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные и торговые организации.

Некоммерческие организации  составляют основную структуру гражданского общества. Некоммерческие организации  могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль предпринимательства в рыночной экономике и пути содействия предпринимательству

3.1 Роль предпринимательства  и его необходимость

Исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства. Эта форма производства, просуществовав тысячелетия, продолжает функционировать и до сих пор.

Однако на определенном этапе своего исторического движения мелкое производство раздваивается на нерыночную и рыночную части. Нерыночное производство это продуктов и услуг, предназначенных для конечного использования владельцами заведений, а также предоставляемых другим потребителям бесплатно или по ценам, не оказывающим значительного воздействия на спрос. Нерыночное производство направленно на удовлетворение личных потребностей производителя.

В системе национальных счетов стоимость выпуска нерыночных продуктов и услуг определяется в размере текущих затрат на их производство.

Мелкое производство, ориентированное на рынок, и осуществляемое самим собственником, одновременно являющимся работником и управленцем (наряду с другими участниками производства), и есть малое предпринимательство. В данном случае собственник, управленец (менеджер) и работник выступают в одном лице.

Особая роль, которую  играет предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Предприятия в силу занимаемого  ими положения в отраслевой организации  и выполняемых функций оказывают  значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции.

Во-первых, осуществляя новые разработки в области продуктов и технологий, выступают фактором снижения рыночной власти отдельных участников рынка, так как обеспечивают им равную доступность к своим достижениям.

Во-вторых, способствуя распространению через копирование передовых достижений, они стимулируют поиск новых способов приобретения конкурентных преимуществ, обуславливая тем самым развитие форм конкуренции.

В-третьих, выступая неким объединяющим потенциалом для отраслевой организации, они обеспечивают не только единство конкурентного поля, но и более быстрое накопление в отрасли элементов конкурентоспособности.

В-четвертых, представляя собой идеальную форму для кооперации усилий крупных производителей в решении отдельных проблем через совместное финансирование разработок и взаимодействуя в разных формах с большинством участников отраслевого рынка, малые инновационные предприятия способствуют развитию коммуникативных связей между ними, а через это - и выработке цивилизованных форм конкурентной борьбы.

Предпринимательство во всем мире играет важную роль. В Западной Европе, США и Японии оно представлено совокупностью многочисленных малых  и средних предприятий, основная масса которых - мельчайшие предприятия с численностью работающих, не более 20 человек. Малые предприятия в этих странах обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволяет значительно сократить безработицу.

От характеристики роли предпринимательства в экономике перейдем к характеристике социально-экономической сущности предпринимательства.

Развитие общественного  производства, особенно усилившиеся  в эпоху промышленных революций XIX века, выражалось и в росте размеров производства, усложнении технологий и во все большем многообразии экономических связей. Для управления производством в новых условиях потребовались новые квалифицированные специалисты. Следствием всех этих качественных перемен явилось раздвоение функции собственника на собственника и управленца. Появился новый тип наемного работника - менеджер.

На теоретическом уровне этот исторический перелом был очень четко сформулирован К. Марксом - разделение капитала на две стороны: капитал как собственность и капитал как функция. Капитал как собственность через акционирование остается у хозяина производства, а функция капитала (самовозрастание стоимости) передается менеджеру. Эти коренные изменения не могли не отразиться и на самом понятии предприниматель, произошло сближение понятий предприниматель и управляющий фирмой. Так, на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл первым добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый -- организацию, являющуюся, как известно, первичной функцией любого менеджера. С этого времени понятие предпринимателя расширяется, как и его функции. Американский экономист Дж. Б. Кларк несколько видоизменил триединую формулу Ж.-Б. Сея. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага (средства производства и земля); 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент, капитальные блага - ренту; предпринимательская деятельность - прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработанную плату.

Другими словами, как  писал Дж. Б. Кларк, «свободная конкуренция  стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам - то, что создается капиталом, а предпринимателям - то, что создается функцией координирования». Эти теоретические новации мало чего добавляют к представлению о предпринимательстве, однако замечание Дж. Б. Кларка о координировании деятельности фирмы прямо относится к управленческой функции предпринимательства. В научной литературе под предпринимательством по большей части понимается поисковая, инициативного характера деятельность, обусловленная особыми способностями или склонностями человека. Одной из наиболее значимых в этом контексте работ является книга Йозефа Шумпетера «Теория экономического развития». В самом общем виде суть его концепции состоит в следующем. Предпринимательская деятельность есть функция по осуществлению новых комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных), а предприниматель соответственно является носителем этой функции.

Делая акцент на новое, Й. Шумпетер подчеркивает отличие своей  научной позиции от позиций других авторов, в частности Ж.-Б. Сэя, одного из представителей и основоположников классической школы в экономической науке. По Сэю, функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства. Но эта функция, возражает Й. Шумпетер, выполняется и в рамках обычной хозяйственной деятельности. «Предпринимательской же, особой, отличной от обычной хозяйственной и административной деятельности она становится лишь при внедрении новшеств, при осуществлении новых комбинаций впервые».

Предпринимательство тесно связано с изобретательством, однако предприниматель, как правило, сам ничего не изобретает, не является изобретателем. Обычно он отбирает готовые, имеющиеся научно-технические достижения и изобретения, инициирует и организует их внедрение, создает новые предприятия, налаживает производство пользующихся высоким спросом товаров и услуг и на этой основе добивается получения высокой предпринимательской прибыли (сверхприбыли).

Й. Шумпетер рассматривает  его как изолированную экономику, где господствует частная собственность, разделение труда и свободная конкуренция. Движущей силой экономического развития является предприниматель. Под предпринимателями ученый понимает «хозяйственных субъектов», функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как активный элемент предпринимательства. Й. Шумпетер впервые говорит об инновационной форме предпринимательской деятельности. Он выделяет характерные черты предпринимательства: 1) создание нового материального блага незнакомого потребителю, иного качества; 2) введение нового способа производства; 3) завоевание новых рынков сбыта; 4) использование нового вида ресурсов; 5) введение новой организации дела. Исследователь выделяет предпринимательскую деятельность в особый вид труда. «Предпринимательский труд, как по своей природе, так и по выполняемой функции качественно отличается от любого другого, в том числе и труда по управлению, а тем более от умственного труда и от всего того, что делает предприниматель, помимо осуществления своей предпринимательской деятельности».

По мнению исследователя, экономика постоянно переходит  из одного состояния равновесия в  другое в результате действий новаторов-предпринимателей. Такой переход он называет экономическим  развитием. Смысл экономического развития заключается не в новом состоянии равновесия, а в переходе к нему, поскольку любое новое состояние равновесия все равно будет разрушено. Поэтому рыночная экономика, в которой действуют предприниматели, не является и не может быть стационарной и не растет устойчивыми темпами. Она непрерывно революционизируется изнутри, благодаря новому предпринимательству. Й. Шумпетер, таким образом, отожествляя собственника капитала и предпринимателя, фундаментально разошелся со всей классической школой. Этот вывод подтверждают следующие его слова: «На протяжении рассматриваемого периода довольно большое число экономистов не следовали тенденции к различению предпринимателя и капиталиста, а также дохода предпринимателя и дохода на капитал. Все эти экономисты продолжали принципиально отождествлять предпринимателя и капиталиста в том же контексте, в каком это делали Смит и Рикардо».

Информация о работе Предпринимательство