Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:40, реферат

Описание

Итак, предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, как мы увидели, -центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он - главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества.
В современных условиях предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 47.98 Кб (Скачать документ)

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих  экономики.  В  странах рыночной экономики предпринимательство получило  широкое  распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм  организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и  собственников.  В связи с приватизацией за государством  осталась  лишь  часть  организаций и предприятий, а остальные  перешли  в  частное  владение.  Основную   часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. 

Главной задачей предпринимателя является управление предприятием,  которое  включает в  себя  рациональное  использования  ресурсов,  организацию   процесса   на инновационной основе и  хозяйственном  риске,  а  также  ответственность  за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает  не  только  деятельность участвующих  в  нем  агентов,  но  и  наличие в общественном  хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные  признаки. Совокупность таких условий   составляет   среду предпринимательства, важнейшими элементами  которой  являются  экономическая свобода  и  личная  заинтересованность.   Экономическая   свобода   является определяющим  признаком  предпринимательской  среды.   Для   предпринимателя наличие экономической свободы – это не  только  возможность  заниматься  тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но  и морально-этическая  санкционированность  предпринимательской   деятельности.

Личная заинтересованность выступает  движущим  мотивом  предпринимательства, поэтому  обеспечение  условий   для   присвоения   полученных   результатов, извлечения   и   накопления   дохода    является    определяющим    условием предпринимательской среды.

 

 

 

 
Исследования предпринимательства  в современной России опираются  на основные достижения мировой экономической  и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского  предпринимательства во многом переносится  в область социально-философских  и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит  экономической социологии, которая  рассматривает предпринимательскую  деятельность как разновидность  социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей  в сферу экономических взаимоотношений.

Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства  являются: отсутствие единой трактовки  базовых понятий этого феномена; недостаточная изученность крупного предпринимательства; сравнительная  редкость качественного изучения социально-экономической  структуры, функций предпринимательского слоя в российском обществе, его  отношений с работниками наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все  сказанное позволяет продолжить и углубить анализ социальной природы  предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  и формы предпринимательства.

 

В наше время  существует  множество предпринимательских  структур, каждая из которых характеризуется  своими чертами. Для того чтобы увидеть  различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство  может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики. В соответствии с этим различают государственное и  частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства  имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают: и в том, и  в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство – это форма  осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно  реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий  – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных  средств и других источников.

Частное предпринимательство  – форма осуществления экономической  активности от имени предприятия  или предпринимателя. Заметим при  этом, что государственное предпринимательство  менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.

Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных  выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую  деятельность (последняя включает в  себя действия посредника, агента, оптовое  купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице.

 

 

Таблица.

 

Виды

Предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Промышленное

Производство 

промышленных  товаров,

работ, оказание услуг

Производственно-

коммерческие

 организации,  предприятия, 

фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа  товаров и

услуг

Торгово-коммерческие

организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа  валюты,

ценных бумаг, кредит,

работа с вкладами

Банки, фондовые биржи,

страховые и трастовые 

компании

Аграрное

Производство 

Сельскохозяйственной

 продукции  и ее сбыт

Различные виды

кооперативов, единоличные

 фермерские

хозяйства

Консультативное

(консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные

организации,фирмы,

 компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные  охранные

 фирмы и  т.п.


 

Как видно, в таблице  наглядно представлены виды, формы, функции  предпринимательства.

Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого  и открытого типа; холдинговые  компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения  самостоятельных предприятий и  другие формы предпринимательской  активности (в частности, участие  в соучреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство  имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Кроме того, предпринимательство  бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать  на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства  ориентируются прежде всего на потребности  местного рынка, объем и структуру  локального спроса.

Рассмотренная выше структура предпринимательства  в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости  от многих факторов и поэтому возможно появление его новых видов  и форм, что составит предмет исследования будущих научных работ.

 

Экономическая и  социальная эффективность предпринимательства.

 

Здесь можно обратиться к развитию предпринимательской  деятельности на конкретном примере, Калининградской  области.

Обратимся к показателям развития малого предпринимательства в Калининградской области. Приведем общие данные.

Наиболее успешно в  Калининградской области развивается  мебельное производство, изготовление телевизоров, строительство, туризм и  торговля. При этом предприятия региона  успешно осваивают внутренний российский рынок и также успешно осуществляет экспорт за рубеж.

Отраслевая структура  малого бизнеса Калининградской  области за последние годы не претерпела существенных изменений. Наиболее распространенным видом деятельности за 2006 год остается торговля и общественное питание, к  которому относится 44,5% от общего количества предприятий, доля промышленности составляет 19%, строительства - 12%, на транспорт приходится 5%, другие виды деятельности составляют 19,5%


 

 

 

 

 

 

 

По состоянию на 01.01.2004г. на территории области зарегистрировано около 70 тысяч действующих субъектов малого предпринимательства. Из них 7479 малых предприятий, более 55000 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 5770 агрофермерских и крестьянских хозяйств в сельскохозяйственном производстве.Темпы роста числа МП в регионе и их вклад в рост ВРП – высокие.

Общее число занятых в  малом бизнесе составляет, по расчетам, не менее 150 тыс. человек, что составляет более 35% от числа занятого населения  области.

Отраслевая структура  по малым предприятиям приведена  в таблице:

 

(на конец года, единиц)

2000

2001

2002 г.

Всего

В % к

 итогу

Всего

7582

7569

7479

100

Промышленность

1429

1429

1403

18,8

Сельское хозяйство

217

216

133

1,8

Строительство

809

807

889

11,9

Транспорт

202

202

361

4,8

Связь

26

26

54

0,7

Торговля и общественное

 питание

3917

3910

3331

44,5

Другие виды деятельности

982

978

1308

17,5


 

 

 

Основные проблемы развития предпринимательства

 

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской  деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.  Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь  МП, тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.  

Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными  проблемами, которые являются в основном типичными:

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

  • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  • нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  • сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  • неурегулирован ность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  • отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
  • нестабильность экономической ситуации в стране;
  • недобросовестность крупного бизнеса;
  • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
  • правовая неграмотность самих предпринимателей;
  • отсутствие явного развития производства;
  • высокая планка единого социального налога (26%);
  • недостаточность кадрового потенциала;

-  длительное оформление  документации, особенно на землю

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие  административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность  налоговых поступлений от малых  предприятий в региональный и  местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой  системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего  предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия  на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Информация о работе Предпринимательство