Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:02, реферат

Описание

Цель моего исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. В этой связи в работе определена экономическая сущность малого предпринимательства, показано системное представление о предпринимательстве не только с точки зрения производительных сил, но и отношений собственности и роли наемного труда.

Содержание

Введение
1. Развитие и сущность предпринимательства
1.1 Содержание предпринимательской деятельности
1.2 Сущность предпринимательства
2. Формы и виды предпринимательской деятельности
2.1 Типология предприятий
2.2 Коммерческие организации
3. Роль предпринимательства в рыночной экономике и пути содействия предпринимательству
3.1 Роль предпринимательства и его необходимость
3.2 Гос. предпринимательство в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат предпринимательство.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Развитие и сущность  предпринимательства

1.1 Содержание предпринимательской  деятельности

1.2 Сущность предпринимательства

2. Формы и виды предпринимательской  деятельности

2.1 Типология предприятий

2.2 Коммерческие организации

3. Роль предпринимательства в  рыночной экономике и пути  содействия предпринимательству

3.1 Роль предпринимательства и  его необходимость

3.2 Гос. предпринимательство в  условиях рыночной экономики

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях трансформации  мировой экономики, перехода цивилизации  на постиндустриальный путь развития предпринимательство становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного  воспроизводственного процесса, без  которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства.

Актуальность курсовой работы заключается в следующих  положениях. Необходимостью переоценки роли предпринимательства с учетом структурных сдвигов в отраслях массового производства и смены ориентации в потребительских требованиях, предъявляемых к современному товару, изменения в уровне развития современной техники и технологии. С одной стороны наукой накоплен огромный опыт по таким проблемам как предпринимательство и экономический рост. С другой стороны, несмотря на это малоизученными остаются важнейшие ее аспекты - механизмы саморазвития предпринимательства и его роль в обеспечении национального экономического развития.

Объектом анализа курсовой работы является предпринимательство.

Предметом моего исследования являются формы предпринимательства  в рыночной экономике.

В работе я использовала такие методы анализа, как графический, сравнительный, факторный, формально-логический.

Цель моего исследования состоит в анализе предпринимательства как фактора, обеспечивающего экономический рост. В этой связи в работе определена экономическая сущность малого предпринимательства, показано системное представление о предпринимательстве не только с точки зрения производительных сил, но и отношений собственности и роли наемного труда.

Задачи данной работы - рассмотреть сущность и формы  предпринимательства, учесть их особенности  в условиях рыночной экономики, сделать  анализ материала, сделать выводы по проблемам связанным с предпринимательством и предпринимательской деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие  и сущность предпринимательства

1.1 Содержание предпринимательской деятельности

В России неотвратимо  осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и  обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели. Поэтому в настоящее время необходимо ускоренное формирование комплекса условий для предпринимательской деятельности, создание благоприятного предпринимательского климата.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной  собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.

Конечно же, для развития предпринимательства нужны и  другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье, комплектующие изделия. Во всем этом российские предприниматели испытывают пока серьезные трудности.

Как никогда ранее страна нуждается в тех людях, которые начали бы трудную, но плодотворную работу по созданию действительно эффективной экономики.

За словом «предпринимательство»  стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Cегодня отсутствует  даже общепринятое определение  предпринимательства. Как отмечал  известный американский экономист  П.Ф. Друкер, «прошло уже много  лет с тех пор, когда Сей  ввел в оборот этот термин, а мы еще все продолжаем  путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство»»

Одно из современных  определений предпринимательства  выглядит так: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица»

Предпринимательство (анг. business, франц. enterprise) как социально-экономическое  явление имеет многовековую историю. Оно возникло на ранних стадиях развития общества, в момент зарождения разделения труда и обменных операций, а своего апогея достигло с расцветом рыночной экономики.

Понятие «предпринимательство»  впервые употребил английский экономист  конца XVII - начала XVIII вв. Ричард Кантильон. По его мнению, предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р.Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Позже известный французский  экономист конца XVIII - начала XIX вв. Ж.Б.Сей (1762-1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства - земли, капитала, труда. Основной тезис Ж.Б.Сея состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берется на риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт.

В свое труде «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» (1776) известный английский экономист Адам Смит также уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А.Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. На рубеже XIX - XX вв. французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор - организацию. С этого момента понятие предпринимательства расширяется.

Известный американский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) в книге «Теория экономического развития» трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений.

Опираясь на вышеперечисленные  определения, можно сказать, что  предпринимательство - это свободное  экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

1.2 Цели, задачи и функции предпринимательства

Чтобы успешно осуществлять свой бизнес, дееспособный гражданин или предпринимательская организация должны хорошо знать гражданское законодательство, регулирующее эту деятельность.

Гражданский кодекс РФ определяет сущность предпринимательской деятельности: самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке

На этом основании  можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательской деятельности:

- самостоятельная деятельность  дееспособных граждан и их  объединений;

- инициативная деятельность, направленная на реализацию своих  способностей и удовлетворение  потребностей других лиц и общества;

- деятельность рисковая;

- процесс, направленный  на извлечение прибыли законным  путем;

- деятельность, осуществляемая  лицами (физическими или юридическими), зарегистрированными в качестве  индивидуальных предпринимателей  или юридических лиц, то есть это деятельность, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами.

Главная цель предпринимательской  деятельности - получение прибыли, представляющей разницу между ценой, которую  покупатель платит за соответствующие  товары (услуги), и затратами на удовлетворение предъявляемого спроса, то есть превышение выручки о реализации товаров (услуг) над расходами на их производство. Предприниматель стремится получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определенных общественных потребностей. «В случае успеха в своей деятельности предприниматель получает предпринимательскую прибыль, в случае неудачи несет убытки, поэтому знания, опыт, умения идти на разумный риск - очень важны для любой фирмы и предприятия». Но получить прибыль предприятие может только в случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, то есть удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и получение прибыли - следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности.

Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности  и притом по такой цене, которая  удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно - результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыль от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом либо добровольно, либо по требованию кредиторов.

В общем виде формулу  прибыли можно представить в  следующем виде:

П = В - (З + Н +Ш) (15)

где П - прибыль предприятия;

В - выручка от реализации созданной продукции;

З - затраты на производство и реализацию созданной продукции

Н - величина налогов, выплачиваемых предприятием

Ш - штрафные санкции

Выручка от реализации в  свою очередь определяется по формуле

В = ? NiЦi (16)

i-1

где Ni - количество произведенной  и реализованной потребителям i-й  продукции в натуральном выражении;

Цi - цена реализации i-й продукции, руб.;

n- количество позиций  реализуемой продукции, шт.

Задачи предпринимательской  деятельности

- изучение рыночной  ситуации, включающее исследование  спроса, а также оценку возможностей  действующих и потенциальных  конкурентов;

- обеспечение оптимального решения стратегических и тактических вопросов;

- поддержание ликвидности  организации, то есть постоянного  наличия денежных средств, позволяющих  осуществлять выплаты по обязательствам;

- соблюдение экологических  и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателей перед обществом, покупателями, партнерами по бизнесу и др.

Функции предпринимательской  деятельности

Общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена  ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и доведение их до конкретных потребителей, что и предопределяет ее общеэкономическую функцию.

Ресурсная функция. Предпринимательская  деятельность предполагает эффективное  использование как воспроизводимых  так и ограниченных ресурсов. Это  трудовые ресурсы, земля, природные  ресурсы, средства производства, научные  достижения.

Творческо-поисковая  функция. Это инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения целей.

Социальная функция. Проявляется  в возможности каждого дееспособного гражданина быть собственником дела. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные фонды, в то же время данная функция обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Информация о работе Предпринимательство