Предпринимательство в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.
Все это обуславливает необходимость тщательного изучения рынка конкуренции, а особенно рынка совершенной конкуренции и поведения фирмы на нем. Таким образом, целью данной курсовой работы: изучение совершенной конкуренции. Из этой цели следует выделить такие основные задачи исследования:
• Определение сущности совершенной конкуренции
• Изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции
• Способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции
• Особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Объектом исследования является предпринимательство в условиях совершенной конкуренции, как микроэкономическая категория, предметом - модели ее поведения в условиях совершенной конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Совершенная конкуренция и закон убывающей доходности ………………5

1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………...5

1.2 Закон убывающей доходности……………………………………………...10

2. Максимизация прибыли в краткосрочный и долгосрочный периоды…….14

2.1 Максимизация прибыли в краткосрочный периоды ……………………...17

2.2 Максимизация прибыли в долгосрочный периоды………………………..25

2.3 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции………………………………………………………………...……27

3. Совершенная конкуренция и эффективная неопределенность

3.1 Неопределенность технологической, внутренней и внешней среды. Риски. Страхование. Экономическая безопасность. …………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………... 38

Работа состоит из  1 файл

предпринимательство в условиях совершенной конкуренции 2.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

Общий доход будет представлять собой прямую, равномерно возрастающую линию, так как при постоянной цене каждая дополнительная единица выпуска добавляет к общему доходу одну и ту же величину.

Кривая издержек показывает, что по мере роста выпуска растут затраты, но темпы увеличения затрат будут различны. Вначале издержки растут медленнее, так как фирма старается использовать ресурсы наиболее эффективно, но по мере их исчерпания и в соответствии с законом убывающей отдачи темп роста затрат возрастает. Где-то в районе выпуска в 2 единицы продукции и свыше 10 единиц имеются критические точки, в которых кривая общих затрат пересекает прямую общих доходов. Любой выпуск за пределами этих точек является полностью убыточным, а выпуск в пределах пространства, ограниченного этими точками и кривой общих издержек, будет прибыльным. Максимум прибыли достигается в промежутке, где вертикальный отрезок между прямой дохода и кривой издержек - наибольший.

Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками

Альтернативным подходом к определению объемов продукции, которые конкурентная фирма захочет предложить на рынке по любой возможной цене, является определение и сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам - с другой. Иначе говоря, фирме следует сравнить предельный доход и предельные издержки каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает предельные издержки, следует производить. Потому, что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от её продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единица продукции добавляет к совокупным прибылям или - может быть и такой случай - уменьшает убытки. Точно также, если предельные издержки единицы продукции превышают её предельный доход, фирме следует избегать этой единицы. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет окупаться. На начальных стадиях производства; когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет обычно превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки будут превышать предельный доход. Очевидно, следует избегать производства продукции, попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять эти два интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка - ключ к правилу, определяющему объем производства: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC).

Три отличительные черты этого правила заслуживают комментария.

1. Ограничение: правило предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться. Предельный доход должен быть равен или должен превышать средние переменные издержки, или фирма сочтет более предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR=MC.

2. Нужно подчеркнуть, что правило MR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм, не зависимо от того, являются ли они конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции.

3. Третий момент состоит в том, что правило MR=MC можно сформулировать в несколько иной форме, если применять его для чисто конкурентной фирмы. В условиях чистой конкуренции мы можем заменять цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам.

Для определения уровня выпуска, дающего максимальную прибыль, можно использовать также сравнение предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход в данном случае будет равен цене, поскольку она зависит от производителя и будет представлять собой как раз ту величину, которую выпуск каждой дополнительной единицы добавляет к общему доходу. Предельные издержки будут показывать, на какую величину будут возрастать общие издержки при выпуске каждой последующей единицы продукции.

Подход с точки зрения анализа предельных величин особенно удобен для определения тех границ, до которых имеет смысл продолжать производства продукции. В приведенном выше примере, в соответствии с правилом MR = MC, точкой, где будет достигнут максимум прибыли, будет 9-я единица выпуска, ибо именно здесь предельный доход сравняется с предельными издержками.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, правило максимизации прибыли может быть представлено как P =MC, что означает возможность продолжать производство до тех, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Это равенство означает достижение точки наиболее эффективного распределения ресурсов, при котором наилучшим образом удовлетворяются потребительские запросы. Если меняются потребительские предпочтения ресурсов, то цена откланяется от предельных издержек, а это значит, что при производстве последней единицы продукта ресурсы либо недоиспользованы (P>MC), либо перерасходованы (P<MC). В обоих случаях возникает необходимость в перераспределении ресурсов таким образом, чтобы обеспечивалось максимально эффективное их использование. Это позволяет не только максимизировать прибыль, но и наиболее полно удовлетворить потребности членов общества.

Рыночная ситуация далеко не всегда бывает благоприятной для фирмы и может сложиться так, что она не сможет получать прибыль. Допустим, цена упала значительно ниже той, которая давала прибыль. Не будучи в состоянии как-либо повлиять на цену, фирма может лишь попытаться приспособиться к новым условиям. Но это еще не означает, что фирма должна исчезнуть с рынка. В краткосрочном периоде она может продержаться, если сведет свои убытки к минимуму и сможет покрыть хотя бы часть издержек.

Если фирма не будет выпускать продукцию, то её доход будет равен нулю, но при этом она должна будет выплачивать постоянные издержки. Они и составят чистые убытки фирмы (-100). Ниже этого предела фирма не может опуститься, так как не сможет покрыть даже постоянных издержек. Но существуют варианты, при которых фирма хотя и несёт убытки, но меньше 100 долларов; в этом случае она может покрыть не только постоянные издержки, но и часть переменных. Таких вариантов несколько, но один из них (6 единиц выпуска) ведёт к минимальным потерям (-64).

Если цена упадет еще больше, то убытки от любого уровня выпуска будут больше 100, а следовательно, не могут быть покрыты даже постоянные издержки. В этом случае лучший выход для фирмы - закрыть производство, распродать оборудование и уйти с рынка.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельным доходом, каждое её изменение (падение или увеличение) ведет к необходимости в целях максимизации прибыли или максимизации убытков находить такие уровни выпуска, при которых новая цена уравнивалась бы с предельными издержками. Эта зависимость будет иметь место, если цена не опустится ниже уровня средних переменных издержек. Если это произойдет, то фирма прекращает свое существование.

Но ту же зависимость между ценой и выпускаемым количеством отражает и кривая предложения. Можно, следовательно, сформулировать предложение, согласно которому кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль на рынке совершенной конкуренции, совпадает с возрастающим отрезком кривой переменных затрат, лежащим выше точки её пересечения с кривой средних переменных издержек.

До сих пор поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции анализировалось в краткосрочном периоде, когда фирма реагировала на изменения цены решением сокращать или увеличивать объем производимой продукции. Но реакция конкурирующих фирм на изменение цен может выразиться также в решениях об участии или неучастии в производстве данного товара, о выходе на рынок или уходе с него. Эти решения отражают поведение фирмы уже в долгосрочном периоде.

 

 

2.2 Максимизация пробыли в долгосрочный периоды

Если за короткий период равновесное состояние, то есть ситуация, когда фирма удовлетворена выполнением своих экономических планов, достигается при условии равенства предельного дохода (цены), то в долгосрочном плане условиями достижения равновесия становятся, кроме того, размеры фирмы и стремление выйти на рынок или покинуть его.

Эти условия можно выразить следующей формулой:             

Цена = предельные издержки = краткосрочные удельные затраты = долгосрочные удельные затраты

Равенство цены и удельных издержек означает, что фирма удовлетворена найденным объемом выпуска и не желает ни сокращать, ни увеличивать его. Если данное равенство нарушается, она будет стремиться изменить объем выпуска при данных размерах предприятия.

Равенство краткосрочных и долгосрочных удельных затрат означает, что фирма достигла оптимальных размеров, при которых обеспечивается удовлетворяющий её уровень выпуска продукции. Нарушение этого равенства будет означать, что необходимо менять размеры производства, чтобы обеспечить избранный уровень выпуска: инвестировать или изымать капитал, менять оборудование, привлекать новую или сокращать рабочую силу и тому подобное.

Наконец, равенство удельных затрат цене означает, что используемый капитал приносит лишь нормальную прибыль - не более и не менее. Если нарушается это равенство и цена превышает долгосрочные удельные затраты, то возникает прибыль сверх нормальной и в данную сферу деятельности устремляются другие фирмы; если же цена ниже удельных затрат, то не обеспечивается даже нормальная прибыль и фирмы начинают покидать отрасль.

Экономисты рассматривают совершенную конкуренцию как идеальную рыночную структуру. Во-первых, каждая фирма достигаем максимума прибыли, производя при условии, что P=MC. Это означает оптимальное распределение ресурсов, при котором они используются наиболее рационально, принося максимальную общественную пользу. Во-вторых, при достижении долгосрочного равновесия каждая фирма производит при условии P=AC. При этом каждая фирма получает лишь нормальную прибыль, а потому обеспечивается наиболее дешевый из всех возможных вариантов выпуск, что также способствует увеличению общественного благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции

Мировой опыт свидетельствует о том, что рынок, существенно отошедший от условий совершенной конкуренции, самостоятельно, без вмешательства государства не может вернуться в исходное состояние. Здесь глубокая аналогия, например, с самолетом, ведомым автопилотом. Если датчик координат неисправен, то нужно переходить на ручное управление. Если рынок отошел от условий совершенной конкуренции, то цены на нем не могут служить достоверной информацией для принятия верных решений, что, как и сколько производить. Поэтому одной из основных функций государственного аппарата должно быть постоянное отслеживание состояния экономики и принятие своевременных и действенных мер для устранения причин, вызвавших нарушение условий совершенной конкуренции.

Экономическая ситуация в России много хуже, чем, к примеру, у Польши и Венгрии. Производительность труда упала до 19% от уровня США, хотя еще в 1991 году этот показатель был равен 30%, а в 1985 году он был равен 55%.
Согласно отчету о конкурентоспособности экономики стран мира за 2009 год, публикуемому ежегодно Давосским форумом, Россия занимает 20 место из 59 включенных в обзор государств.

Западные эксперты указывают обычно на то, что в России отсутствуют условия для совершенной конкуренции. Логика западных консультантов вполне понятна и даже приемлема. Действительно, возникновение в России экономики, базирующейся на условиях свободной конкуренции, привело бы к немедленному росту ее эффективности. Почему же тогда она не возникает? Авторы обходят один очевидный вопрос, поставленный многие десятилетия назад еще Максом Вебером (впрочем, неизвестно, слышали ли они такое имя - на Западе узкие специалисты в любой области, не исключая экономику, отличаются крайним невежеством в общегуманитарной сфере и культурологии) - как возможна свободная конкуренция в стране, где отсутствует протестантская этика? Как ее учинить между людьми, образ мыслей которых ее не приемлет?

Конкурентная среда в стране, где 80% мужчин воспитанием программируются как хронические неудачники, означает физическое вымирание этих 80% и их семей. Недаром введение "реформаторами" первых, минимальных элементов конкурентной среды снизило среднюю продолжительность жизни мужчин в России с 73 до 56 лет. Они смогут выжить и эффективно работать только в патерналистской системе азиатского типа, изолирующей их от конкуренции. Без этого необходимого условия в России не будет конкурентной экономики. Этого не понять западным экспертам, которые выросли в сложившейся талассократической (греч.: власть посредством моря) цивилизации, этику которой Т.
Гоббс охарактеризовал латинским изречением "Ноmо homus Lupus est" (Человек человеку волк).

В стране героев Сталлоне, Шварценеггера и Уиллиса совершенная конкуренция теоретически может работать (хотя реальность от нее довольно далека), но уже во Франции она невозможна и потому не существует, несмотря на сорок лет зверской атаки неоконсерваторов на французскую систему экономического патернализма. Отсутствие, кстати, свободной конкуренции во

Франции не мешает ей достичь наиболее высоких показателей производительности труда в мире (если исключить валютные игры, где американцы французов опережают). Отсутствие свободной конкуренции, монополизм, патернализм и протекционизм в Японии не мешают ей обеспечивать самые быстрые темпы научно-технического прогресса. Плановая государственно - монополистическая система Кореи и Тайваня не мешает им показывать максимальные темпы роста и высокую эффективность.

Информация о работе Предпринимательство в условиях совершенной конкуренции