Предпринимательство в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.
Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.
Все это обуславливает необходимость тщательного изучения рынка конкуренции, а особенно рынка совершенной конкуренции и поведения фирмы на нем. Таким образом, целью данной курсовой работы: изучение совершенной конкуренции. Из этой цели следует выделить такие основные задачи исследования:
• Определение сущности совершенной конкуренции
• Изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции
• Способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции
• Особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Объектом исследования является предпринимательство в условиях совершенной конкуренции, как микроэкономическая категория, предметом - модели ее поведения в условиях совершенной конкуренции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Совершенная конкуренция и закон убывающей доходности ………………5

1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………...5

1.2 Закон убывающей доходности……………………………………………...10

2. Максимизация прибыли в краткосрочный и долгосрочный периоды…….14

2.1 Максимизация прибыли в краткосрочный периоды ……………………...17

2.2 Максимизация прибыли в долгосрочный периоды………………………..25

2.3 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции………………………………………………………………...……27

3. Совершенная конкуренция и эффективная неопределенность

3.1 Неопределенность технологической, внутренней и внешней среды. Риски. Страхование. Экономическая безопасность. …………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………... 38

Работа состоит из  1 файл

предпринимательство в условиях совершенной конкуренции 2.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)


Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Совершенная конкуренция и закон убывающей доходности ………………5

1.1 Совершенная конкуренция…………………………………………………...5

1.2 Закон убывающей доходности……………………………………………...10

2. Максимизация прибыли в краткосрочный и долгосрочный периоды…….14

2.1 Максимизация прибыли в краткосрочный периоды ……………………...17

2.2 Максимизация прибыли в долгосрочный периоды………………………..25

2.3 Мировой опыт и существование в России условий для совершенной конкуренции………………………………………………………………...……27

3. Совершенная конкуренция и эффективная неопределенность

3.1 Неопределенность технологической, внутренней и внешней среды. Риски. Страхование. Экономическая безопасность. …………………………………31

Заключение……………………………………………………………………….36

Список литературы……………………………………………………………... 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как и сколько нужно производить.

Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.

Все это обуславливает необходимость тщательного изучения рынка конкуренции, а особенно рынка совершенной конкуренции и поведения фирмы на нем. Таким образом, целью данной курсовой работы: изучение совершенной конкуренции. Из этой цели следует выделить такие основные задачи исследования:

                  Определение сущности совершенной конкуренции

                  Изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

                  Способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции

                  Особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

 

Объектом исследования является предпринимательство в условиях совершенной конкуренции, как микроэкономическая категория, предметом - модели ее поведения в условиях совершенной конкуренции.

 

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

 

Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности моделей поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Авдашева С. Б., Тарануха Ю. В., Тарасевич Л. С., Шеррер Ф. М. и другие

 

 

 

 

 

 

 

1. Совершенная конкуренция и закон убывающей доходности.

1.1 Совершенная конкуренция.

Каковы условия возникновения чистой конкуренции и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности? – это, наверное, самый важный вопрос в изучении данного института, института совершенной конкуренции.

 

Структура данного вида конкуренции может быть устойчива лишь в том случае, если в ее фундаменте присутствуют все необходимые условия:

 

1) Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.

 

Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену.  Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

 

Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).

 

2) Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.

 

В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450.  На рис.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y – второго производителя.

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.

 

3) Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:

 

      Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);

      Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);

      Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);

      Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);

      Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).

      Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.

 

4) Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с асимметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут

квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.

 

5) Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.

 

6) Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.

 

7) Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).

8) Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).

 

9) Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение.

 

1. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.

 

2. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.

 

3. Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики.

 

 

 

 

 

 

1.2 Закон убывающей доходности

То обстоятельство, что цена одного товара, выраженная в другом товаре, имеет тенденцию расти, отчасти связано с более известным технологическим и экономическим соотношением — с так называемым законом убывающей доходности. Этот закон устанавливает соотношение не между двумя товарами (такими, как пушки и масло), а между затратами в производстве (например, труда) и выпуском продукции (например, масла или, если взять традиционный пример, пшеницы).


Говоря конкретнее, закон убывающей доходности относится к выпуску дополнительной продукции, которую мы получаем, когда последовательно добавляем равные дополнительные единицы изменяющихся затрат к неизменному количеству некоторых других затрат.


Приведем пример, иллюстрирующий закон убывающей доходности. Мы совершаем следующий контролируемый эксперимент. В данное неизменное количество земли, скажем 100 акров, мы сначала не вкладываем вообще никакого труда. В этом случае не будет получено никакой продукции пшеницы, или, иначе говоря, количество продукции будет равно нулю.

Теперь произведем второй опыт. Вложим дополнительно единицу труда в то же неизменное количество земли. Какую продукцию мы получим теперь? Одни лишь рассуждения не помогут нам ответить на этот вопрос. Мы должны проследить, каковы будут фактические результаты эксперимента. Предположим, что продукция составила ровно 2 тыс. единиц (бушелей или каких-либо других весовых единиц) пшеницы.

Информация о работе Предпринимательство в условиях совершенной конкуренции