Конкуренция в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:17, реферат

Описание

Перед отечественным бизнесом в современных условиях стоит амбициозная задача – достижение конкурентоспособности мирового уровня, обусловленное процессами постиндустриального развития, обеспечения макроэкономического роста и социализации национальной экономики. Наряду с новыми возможностями определенные риски и угрозы для бизнеса привносит экономический кризис, который оказывает существенное влияние на характер конкурентной среды национальной экономики.

Работа состоит из  1 файл

конкуренция в предпринимательстве.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Перед отечественным бизнесом в современных  условиях стоит амбициозная задача – достижение конкурентоспособности  мирового уровня, обусловленное процессами постиндустриального развития, обеспечения макроэкономического роста и социализации национальной экономики. Наряду с новыми возможностями определенные риски и угрозы для бизнеса привносит экономический кризис, который оказывает существенное влияние на характер конкурентной среды национальной экономики.

       Предприниматели работают в конкурентной среде, под влиянием факторов и тенденций, на которые необходимо вовремя реагировать в изменяющихся экономических условиях. Об этом говорил в своем Послании Президент Казахстана Н. Назарбаев «Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели являются движущей силой модернизации экономики».

     Конкурентная  позиция современного предпринимательства  формируется не только внутренним потенциалом, но и в большей степени внешними факторами макросреды. Это приводит к усложнению среды функционирования предпринимательства, усилению ее конкурентности и неопределенности, что обусловливает необходимость определения границ конкурентной среды, факторов ее развития, критериев оценки и механизмов развития.

     Возникновение потребности в оценке конкурентоспособности предпринимательских структур обусловлено формированием новой структуры производства, освоением наиболее эффективных форм хозяйствования в сфере услуг, расширяющих спектр рисков, управление которыми требует системного подхода. Развитие конкурентной среды будет способствовать реализации кластерных инициатив в Республике Казахстан.

     Информационная  база сформирована на основе использования  данных Агентства Республики Казахстан  по статистике, законодательных, нормативно-правовых актов и методических материалов Правительства Республики Казахстан, а также статистической отчетности предприятий, социологических исследований, публикаций в периодической печати. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конкуренция в предпринимательстве

     Предпринимательство и конкуренция два ключевых основопологающих понятия рыночной экономики. Взаимосвязь и взаимодействие конкуренции и предпринимательства объективный процесс, который характеризуется многоаспектностью, выраженной во взаимном стимулирующем развитии каждого из этих явлений. Конкурентное воздействие стимулирует появление многообразия предпринимательских структур, которые поддерживают интенсивность и развитие самой конкуренции, ее форм и методов.

       Развертывание новаторских свойств предпринимательской функции привело к усложнению конкурентного процесса и смещению конкуренции от ценовых форм к неценовым, все более смещая центр тяжести конкурентной борьбы в область выявления потребительских предпочтений и поиска наиболее эффективных способов их удовлетворения.

     Конкуренция, исполняя роль системного фактора, определяет основные параметры рыночного хозяйства. Отбрасывая неэффективные хозяйственные звенья, она предопределяет развитие производства, регулируя отраслевые пропорции, и способствует стимулированию непрерывного совершенствования. В институциональной организации рыночной экономики конкуренция, как институт, занимает особенное положение, выражающееся в зависимости эффективности функционирования других институтов от уровня ее развития. Специфической особенностью конкуренции как рыночного института является отсутствие у нее  свойств самоорганизации и устойчивости, поэтому она не может быть ни результатом согласованных действий, ни следствием поведения хозяйствующих субъектов, что указывает на необходимость регулирования самой конкуренции извне как условия ее сохранения.

     В связи с этим первоочередной задачей государства становится выявление и формирование институциональных условий, которые обеспечивали бы максимально благоприятную среду для функционирования и развития конкуренции, способствуя ее становлению как эффективного   координатора и фактора целостности хозяйственной системы. Такими условиями являются:

  • неограниченность числа участников, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него. Это предполагает свободу предпринимательской деятельности, наличие различных форм собственности, исключение всех форм дискриминации потребителей. Каждый обладатель денежного дохода, намеревающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить нужные ему товары и услуги;
  • мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Свободное перемещение капитала приводит к расширению производства и росту объема сбыта, следствием чего является привлечение дополнительных ресурсов, применение более эффективных их комбинаций, использование законсервированных мощностей и освоение передовых технологий;
  • полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли. Неполная информация может служить источником дискриминации;
  • невозможность одних участников рынка оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. При большом количестве субъектов рынка решения по индивидуальной цене не отражаются на рыночной цене. Реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются механизмом рынка.

     Систематизация  научных подходов позволяет нам  сформулировать определение экономической  категории «конкурентная среда предпринимательства», которая представляет собой « совокупность факторов, процессов, отношений и условий, влияющих на соперничество независимых хозяйствующих субъектов». В данном определении выделен основной принцип конкурентной среды, а именно независимость рыночных агентов друг от друга.

     Формирование  конкурентной среды происходит под влиянием рыночных элементов, сформулированных М.Портером как детерминантов национального ромба,  государства, реализующего систему мер по формированию основ рыночных взаимоотношений и заинтересованных общественных институтов.. Разработанная автором модель конкурентной среды имеет три уровня своей реализации – макро-, мезо- и микроуровень, которые формируются под воздействием ряда факторов и различных субъектов (рисунок 1).

       На  микроуровне формирование конкурентной среды идет за счет влияния пяти сил конкуренции, а также под воздействием совокупности процессов, регулируемых государством и корректируемых общественными институтами. На мезо- и макроуровне влияние международной конкуренции, в виде транснациональных компаний, и детерминантов конкурентных преимуществ обуславливают возникновение национальной конкурентной среды. Существенное влияние на этот процесс на всех уровнях оказывают государственные и общественные институты.

     Специфика формирования конкурентных условий в казахстанской экономике состоит в революционности ее формы осуществления. Из-за вынужденной радикальной трансформации всей хозяйственной системы, предпринимательская среда претерпела существенные изменения как на макро-, мезо-, так и микроуровне, что нашло выражение в финансовой дестабилизации; сокращении совокупного спроса; открытости экономики, формировании рационального поведения потребителей; изменении ориентиров деятельности производителей, их хозяйственной мотивации.

     Сам переход к рыночным способам хозяйствования не обеспечивает непосредственно конкурентности отраслевых рынков, конкурентное взаимодействие может вырабатываться с течением времени при соответствующем стимулирующем влиянии государства.  Последствия конкурентной борьбы носят конструктивный и деструктивный характер, обусловливаемый стремлением к перераспределению экономической власти в свою пользу, как внутренний двигатель конкурентной борьбы, что определяет  необходимость упорядочения среды ее проявления. Формирование конкурентной среды происходит под воздействием самих предпринимателей, поведение которых зависит от их конкурентного потенциала и способности реализовать имеющиеся конкурентные преимущества. Конкурентоспособность предпринимательства формирует конкурентоспособность страны, которое укрепляется при существовании интенсивной конкуренции в экономике.

     Формирование  конкурентной среды предпринимательства  осуществляется при соблюдении экономических, технологических и социальных предпосылок. Экономические предпосылки выражают динамику и структуру совокупного спроса, рассредоточение рыночной власти, видовое многообразие предприятий, развитие кооперационных связей и интеграции,

уровень и способы государственной поддержки  предпринимательства. Технологические  предпосылки определяют доступность  технологий и информационное обеспечение, позволяя создавать множество параллельных производств, открывают новые рыночные ниши, способствуя укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур.

     Социальные  предпосылки связаны с созданием  новой системы мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы, требующей проведения массовой подготовки  и переподготовки кадров, и изменения мотивационных ориентиров.

      В Казахстане формирование и развитие конкурентной среды осуществляется поэтапно. Автором выделены пять основных этапов:

     первый - создание предпосылок для развития конкуренции;

     второй - формирование правовых основ развития конкуренции, законодательной базы ее регулирования;

     третий - осуществление демонополизации экономики;

     четвертый - формирование действенных механизмов регулирования естественных монополий, государственных монополий и доминирующих субъектов в отраслях экономики;

     пятый - осуществление системных мер  по развитию предпринимательства в  условиях происходящих процессов глобализации и региональной интеграции.

      Конкуренция определяет тип отраслевого рынка, формируя специфику отраслевой конкурентоспособности, которая находит выражение в  создании технических, экономических  и организационных возможностей для организации производства и сбыта продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Наряду с этим конкуренция способствует становлению рациональной отраслевой структуры, группы высококонкурентных предприятий-лидеров, подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной прозводственно-технологической базы, развитию отраслевой инфраструктуры; гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества, эффективной системы распределения продукции.  Отраслевой принцип формирования конкурентных отношений находит выражение в определении критериев и показателей отраслевой конкуренции, на основе которых автором определены виды отраслевой конкуренции. Видовая структура отраслевой конкуренции представлена внутриотраслевой, межотраслевой и конкуренцией между кластерами, как видом взаимосвязанных отраслей (рисунок 1).

    Каждый  уровень конкурентной среды предпринимательства  формирует собственную конкурентоспособность и воздействует на следующий уровень. Конкурентоспособность  среды характеризуется  условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности и увеличивают возможность перехода на другие уровни конкурентной среды. Таким образом, конкурентоспособность есть изначально созидательная среда, способствующая развитию предпринимательства.

 

 

 

      Отраслевую  конкуренцию можно разделить  на два типа: проходящая внутри и  выходящая за пределы отрасли. В  качестве критериев оценки специфики  конкурентной среды автором определены: субъект конкуренции, объект конкуренции, масштаб конкурентной среды, факторы развития конкурентной среды, цель конкуренции. На их основе автором проведена оценка особенностей формирования конкурентной среды на различных уровнях видовой структуры отраслевой конкуренции (таблица 1).

    На  отраслевом уровне конкурируют малые, средние и крупные предприятия, которые делят потребителей и рынки. На конкурентоспособность субъектов рынка на данном уровне влияют пять сил конкуренции, сформулированные М.Портером. Самим субъектом конкуренции выступает отдельное предприятие отрасли, которое  конкурирует с другими за  долю в потребительском бюджете. В связи с однородностью и однотипностью производимой продукции, методы конкурентной борьбы сфокусированы на повышении конкурентоспособности производимой продукции.

     На  уровень межотраслевой конкуренции  в основном выходят крупные предприятия, значимые в рамках отрасли в своем регионе. Происходит конкуренция целых отраслей и подотраслей. Для взаимодействия с конкурентами такого масштаба, предприятие должно занимать значительную долю рынка в своей отрасли. Возможность межотраслевой конкуренции для малого бизнеса менее распространенное явление, в основном, выход становится актуальным, если возможности внутриотраслевой конкуренции исчерпаны. Риски, связанные с пятью силами конкуренции минимальны в связи с высокими барьерами входа в отрасль. На данном уровне отраслевой конкуренции осуществляется борьба между отраслями национальной экономики за долю в потребительском бюджете, а объектом конкуренции выступает рентабельность отрасли. В качестве факторов конкурентной среды  здесь выступают детерминанты национального ромба.

Информация о работе Конкуренция в предпринимательстве