Конкуренция в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:17, реферат

Описание

Перед отечественным бизнесом в современных условиях стоит амбициозная задача – достижение конкурентоспособности мирового уровня, обусловленное процессами постиндустриального развития, обеспечения макроэкономического роста и социализации национальной экономики. Наряду с новыми возможностями определенные риски и угрозы для бизнеса привносит экономический кризис, который оказывает существенное влияние на характер конкурентной среды национальной экономики.

Работа состоит из  1 файл

конкуренция в предпринимательстве.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

     Межотраслевая конкурентоспособность определяет эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая по показателям, характеризующим степень динамичности отрасли при различных вариантах развития отечественной и мировой экономики. Высокие риски предпринимательской деятельности обуславливают  ужесточение условий конкуренции как для предприятий внутри одной отрасли,  так и межотраслевую конкуренцию, при которой особое значение приобретает положение компании  в международной конкуренции, обусловленной высоким уровнем взаимопроникновений экономик разных стран в результате глобализации.

     В данной ситуации повышается роль кластеров, как одной из форм отраслевой организации предприятий, позволяющей им существенно повысить свою конкурентоспособность.  Теория кластеров М. Портера основана на том, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно сконцентрированы в одном регионе, а это связано с волновой природой инноваций, распространяемых вокруг себя наиболее конкурентоспособными компаниями и затрагивающими поставщиков, потребителей и конкурентов данных компаний. Конкурентная среда внутри кластера формируется по воздействием таких факторов, как деятельность транснациональных корпораций, воздействие мирового спроса, степени развитости кластера, специализации кластера, воздействия государства и общественных институтов. Конкурентная борьба ориентирована на расширение рыночной доли, как в масштабах национальной, так и мировой экономики.

      Рыночная  конкуренция имеет свои границы, за пределами которой предпринимательская  деятельность либо не  выгодна, либо не конкурентна, что определяет характер поведения предпринимательства

      Разработана модель поведения предпринимателей при цивилизованной рыночной конкуренции, которая посредством использования математического аппарата может быть представлена как функция от различных факторов, в том числе, прибыльности и рискованности предпринимательской деятельности. Но, в условиях экономики Казахстана появляется ряд неформальных условий, обозначенных автором как « », которые дают возможность расширить границы прибыльной деятельности предпринимательства вне конкуренции.  

                                                  

     Такими  неоформальными условиями являются:

  • возможности «договориться» с государственными органами (фактор коррупционных возможностей в госорганах),
  • возможности получения финансирования бизнеса через «договоренность» с финансовыми институтами,
  • возможность реализации товара по цене выше, чем рыночная, либо покупки товара по цене ниже рыночной (фактор наличия «отношений» с экономическими контрагентами).

     Конкуренция порождает неопределенность предпринимательской  среды, что обуславливает закономерность риска предпринимательской деятельности.

     На  основе анализа возникающих рисков в предпринимательской среде Казахстана, автором производится их классификация и ранжирование по принципу институциональности источника их возникновения.

     Проведена оценка подверженности предприятий различных отраслей экономики Казахстана предпринимательским рискам. Были выделены такие виды риска как институциональный, коммерческий, политический, природный, производственный, финансовый.

     Оценка  рисков проводилась экспертным методом по каждой отрасли согласно данному перечню показателей.

     Производственный  риск: повышение пошлин и налогов, рост цен на сырье и материалы, транспортные расходы, недостаток оборотных средств, изношенность оборудования и основных фондов

    Коммерческий  риск: конъюнктурная цена, товарные запасы, время на

оформление  документов, уровень информативности.

     Финансовый  риск: валютный курс, инфляция, процентные ставки, инвестиции ,количество невозвращенных кредитов

     Институциональный риск: нормативно-правовая база, инфраструктурная обеспеченность процесса.

     Политический  риск: национализация и экспроприация без адекватной компенсации, риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты, риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент, риск военных действий и гражданских беспорядков.

     Природный риск: количество выбросов в атмосферу, количество техногенных катастроф.

     Уровень предпринимательских рисков определялся на основе экспертных оценок путем ранжирования  их степени внутри критериальной группы:

1 – низкий низкий; 4 – средний низкий; 7 – высокий низкий;
2 – низкий средний; 5 – средний средний; 8 – высокий средний;
3 – низкий высокий; 6 – средний высокий; 9 – высокий высокий.

     В таблице 2 приведены средние значения влияния рассматриваемых рисков на малые, средние и крупные предприятия  в исследуемых отраслях.

     Множественность участников конкурентной предпринимательской  деятельности, ограниченность ресурсов в экономической системе и платежеспособного спроса способствуют росту уровня предпринимательских рисков, что обуславливает необходимость мер по эффективному управлению ими. Выработанный автором подход к управлению рисками предпринимательской деятельности предполагает осуществление мероприятий по анализу среды, выявлению рисков, оценке рисков и выбор методов управления ими. 

     Таблица 1 - Подверженность предприятий различных отраслей экономики предпринимательским рискам 

         Отрасль 
     
     
     

         Риск

    Молочная промышленность Фармацевтика Туристическая отрасль Строительство
    Институциональный 4,3 8,3 7,3 8,7
    Коммерческий  7,0 7,0 7,0 6,7
    Политический  6,7 8,0 8,7 7,3
    Природный 8,7 2,0 8,7 4,7
    Производственный  7,3 4,3 2,0 9,0
    Финансовый 5,3 4,7 5,7 6,3

     Примечание - составлено автором 

    Прямая зависимость эффективности работы предпринимательства от уровня и характера риска существует на микроуровне, и здесь же имеется возможность эффективно им управлять. Разработанный автором алгоритм принятия решений по управлению предпринимательским риском на микроуровне  представлен на рисунке 3. Он позволяет своевременно выявлять риск, определить его характер и принять меры по снижению его влияния на конкурентоспособность предпринимательства, что в итоге способствует росту стабильности и снижению неопределенности конкурентной среды. В работе использован метод прогнозирования основанный на многофакторных моделях, которые точнее выражают взаимосвязь между различными показателями.

  

     Сегодня в Казахстане усиливается внутренняя конкуренция, которая среди всех  приведенных на ромбе конкурентоспособных преимуществ позиций, оказывается, наиболее важной в связи с мощным стимулирующим влиянием на остальные элементы. Именно внутренняя конкуренция и географическая концентрация, по мнению авторитета в области кластерного подхода, оказывают влияние на превращения ромба в единую систему. В исследуемых отраслях еще рано говорить о таком превращении.

     Следует отметить, что, несмотря на появление новых предприятий в силу поддержки государства проведения инновационной политики, наблюдается незначительный рост производства продукции в исследуемых предприятиях, в связи с нехваткой квалифицированных рабочих, недостатком местного сырья и неразвитостью производственной инфраструктуры.

     Формирование  и развитие кластеров в Казахстане обусловлено следующими причинами:

     1) увеличение производительности  труда и эффективности производства, в связи с усилением связей  с поставщиками, трудовыми ресурсами,  образовательными центрами;

     2) кластеры стимулируют изобретения нововведений ввиду того, что фирмы имеют доступ к самой современной информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры имеют тесную связь с практикой и готовы проводить эксперименты.

     Резервы развития отраслей переработки сырья кроются не только в уровне технологического развития производства, но также в разработке стратегий поведения предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

     В диссертационном исследовании рассмотрена  взаимосвязь между целями, задачами конкурентной стратегии предпринимателя и между предпринимательскими рисками, а также их воздействием на конкурентную среду. Исходя из классификаций рисков на регулируемые и нерегулируемые, а также из их видов показаны вызванные ими изменения на конкурентную среду предприятия,  приведена оценка влияния этих изменений на состояние самого предприятия. Чтобы влияние рисков не отразились негативно на работе предприятия, на его прибыли и росте, предпринимателям необходимо своевременно выработать  конкурентную стратегию. Для этого нужно отслеживать изменения в конкурентной среде под воздействием различных рисков, проводить регулярный мониторинг внутренней и внешней среды функционирования предприятия. Предприниматель или руководитель предприятия задают цели и задачи конкурентной стратегии, исходя из оценок изменений в конкурентной среде на основе данных мониторинга. Следующий этап – выработка мер политики, направленной на улучшение позиций предприятия на рынке, повышение его конкурентоспособности, и оценка ожидаемых результатов от проводимых мер. Для полноты анализа необходимо также оценить риски самой политики, которые могут отразиться на ее эффективности.  

     Цели  конкурентной стратегии предприятия  разные при реакции на регулируемые и нерегулируемые риски. Если  наступают регулируемые риски, предприятие может активно воздействовать на свои  внутренние регулируемые параметры цен, доходов, расходов, на  порядок организации производства и сбыта. При воздействии нерегулируемых рисков, предприятие в основном ориентировано на выработку ответных мер, адаптацию или проведение превентивных мер для смягчения последствий от реализованных рисков. На реализацию конкурентных стратегий оказывает влияние потенциал субъектов рынка, который определяет целесообразность выбора определенного вида стратегии для достижения  дополнительных конкурентных преимуществ.

         Стремление развивать конкуренцию в экономике невозможно без действенных мер по развитию предпринимательства.

     Возникает необходимость разработки  системных мер в области поддержки и развития предпринимательства, способствующих их стимулированию на решение сопутствующих задач, как то усилению конкурентности отношений, инновационности производственных процессов, индустриального развития и повышения конкурентоспособности страны. Немаловажную роль играют меры государства в расширении рынка сбыта для продукции отечественного предпринимательства, что, в конечном счете, влияет на уровень конкурентности отечественной экономики.  Практическая реализация этих мер осуществляется в создании Таможенного союза между Казахстаном, Россией и Беларуси,  который с одной стороны ужесточает конкуренцию, повышая качественный уровень внутреннего рынка, с другой стороны способствует появлению новых возможностей в повышении конкурентоспособности отечественного предпринимательства. Предлагаемые автором изменения в инвестиционную, налоговую инновационную составляющие государственной политики должны найти отражение в согласовании интересов на уровне Таможенного союза, чтобы максимально способствовать сохранению завоеваний (достижений) отечественного предпринимательства.

Информация о работе Конкуренция в предпринимательстве