Предпринимательство в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:16, реферат

Описание

Задачи, преследуемые в данной работе:
Рассмотреть предпринимательский риск и его виды
Рассмотреть понятие ресурсная стратегия
Рассмотреть особенности затрат и основные правила их снижения
Проанализировать предпринимательство в условиях рынка в России и на Смоленщине

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты предпринимательства в условиях рынка
1.1 Предпринимательский риск
1.2 Ресурсная стратегия
1.3 Особенности затрат и основные правила их снижения
2. Анализ предпринимательства в условиях рынка
2.1 Предпринимательство в условиях рынка по России
2.2 Предпринимательство в условиях рынка по Смоленской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.docx

— 45.18 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты предпринимательства в условиях рынка

1.1 Предпринимательский риск

1.2 Ресурсная стратегия

1.3 Особенности затрат и основные правила их снижения

2. Анализ предпринимательства в условиях рынка

2.1 Предпринимательство в условиях рынка по России

2.2 Предпринимательство в условиях рынка по Смоленской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным хозяйствующим  субъектом, поведение которого определяет экономическую ситуацию на микроуровне, является производитель. Его функция  заключается в обеспечении предложения, т.е. обеспечении рынка необходимым  количеством товаров и услуг. Производство товаров и услуг - сложный  процесс, требующий соответствующего потенциала, в создании которого особая роль принадлежит предпринимательству.

Предпринимательство - инициативная, творческая, связанная  с риском самостоятельная экономическая  деятельность субъекта хозяйствования, который постоянно осуществляет новые комбинации ресурсов с целью  реализации новых идей, выпуска новой  продукции и получения прибыли; организационно-хозяйственное новаторство  на основе использования разнообразных  возможностей для выпуска новых  или существующих товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации  производства и т.п. Предприниматель - субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, берет на себя инициативу объединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, надеясь на прибыльность дела; принимает основные решения в процессе предпринимательской деятельности; реализует свой деловой интерес (получение прибыли ) через новаторство, вводит на коммерческой основе новые производственные технологии.

Предпринимательство предполагает использование новых  идей и новых технологий, не имея никаких гарантий относительно эффективности  этих нововведений в конечном результате. Могут возникнуть неожиданные технические  проблемы, покупателям не понравится новый товар, изменятся условия  функционирования рынка и т.д., однако риск необходим.

Предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития общества. Мировая практика убедительно свидетельствует, что без свободы рыночной экономики, самодеятельного производителя и предпринимательской активности экономическое благополучие невозможно. Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу.

Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к  высокопроизводительному труду, получения  прибыли и, в конечном счете, лучшего  удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений  и, прежде всего, наличием необходимых  условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночного  хозяйства является предпринимательство. Главной отличительной чертой предпринимательской  деятельности является свободная конкуренция.

Наиболее  важное значение имеет развитие малого предпринимательства, особенно в тех регионах, в экономике которых в силу исторических, демографических, организационных, природно-ресурсных, социально-экономических, технологических и других причин оно занимает ведущее место. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров.

Любой предприниматель  нуждается в надежных партнерских  связях, которые позволяют ему  эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. В условиях рынка от предпринимателя требуется  умение действовать в союзе с  другими предпринимателями и  вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель  осуществляет переориентацию своей  деятельности.

Предпринимательство можно охарактеризовать как форму  выражения и развития личности человека, его способностей и потребностей. Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа реализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь их эффективностью. По мере выхода из нищеты предприниматель все теснее связывается с состоятельностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе. Роль предпринимательства в развитии общества состоит прежде всего в развитии инициативной массы людей, которые не находятся на содержании государства, в выборе сферы приложения своих сил и способностей.

Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и  который приносит предпринимателю  прибыль.

Задачи, преследуемые в данной работе:

  1. Рассмотреть предпринимательский риск и его виды
  2. Рассмотреть понятие ресурсная стратегия
  3. Рассмотреть особенности затрат и основные правила их снижения
  4. Проанализировать предпринимательство в условиях рынка в России и на Смоленщине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  предпринимательства в условиях  рынка

 

1.1 Предпринимательский риск

 

Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры рынка, непредсказуемые природные явления).

Наличие предпринимательских  рисков - это, по сути дела, оборотная  сторона свободы экономической, своеобразная плата за нее. Свободе  одного предпринимателя сопутствует  одновременно и свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будет  усиливаться неопределенность и  предпринимательский риск.

Устранить неопределенность будущего в предпринимательской  деятельности невозможно, так как  она является элементом объективной  действительности. Риск присущ предпринимательству  и является неотъемлемой частью его  экономической жизни. До сих пор  мы обращали внимание только на объективную  сторону предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными  процессами в экономике. Объективность  риска связана с наличием факторов, существование которых в конечном счете не зависит от действия предпринимателей [3, c.1-5].

Предпринимательский риск -это риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

Сложность классификации предпринимательских  рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы  сталкиваются всегда при решении  как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.

Существует  множество подходов к классификации  риска. Определенный интерес представляет классификация предпринимательского риска И. Шумпетером, который выделяет два вида риска:

- риск, связанный с возможным техническим  провалом производства, сюда же  относится также опасность потери  благ, порожденная стихийными бедствиями;

- риск, сопряженный с отсутствием коммерческого  успеха.

С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения  подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками  являются: непосредственно хозяйственная  деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии  внешней среды, оказывающей влияние  на результат предпринимательской  деятельности. Исходя из этого следует различать предпринимательские риски:

- риск, связанный с хозяйственной деятельностью; 

- риск, связанный с личностью предпринимателя;

- риск, связанный с недостатком информации  о состоянии внешней среды.

В связи  с тем, что вероятность возникновения  последнего риска обратно пропорциональна  тому, насколько предпринимательская  фирма информирована о состоянии  внешней среды по отношению к  своей фирме, он наиболее важен в  современных условиях хозяйствования. Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении  в России или в стране зарубежного  партнера - это источник потерь в  результате взыскания штрафных санкций  с предпринимательской фирмы  со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах  также может стать источником потерь для предпринимателя.

Риск, связанный с личностью предпринимателя, определяется тем, что все предприниматели  обладают различными знаниями в области  предпринимательства, различными навыками и опытом ведения предпринимательской  деятельности, различными требованиями к уровню рискованности отдельных  сделок.

По  сфере возникновения предпринимательские  риски можно подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на внешние риски влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников предпринимательской фирмы.

С точки  зрения длительности во времени предпринимательские  риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.

По  степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Возможно, это наиболее важный для предпринимательского риска  элемент классификации, имеющий  наибольшее практическое значение. Для  разграничения оправданного и неоправданного предпринимательского риска необходимо учесть в первую очередь то обстоятельство, что граница между ними в разных видах, предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна .

Все предпринимательские риски можно  также разделить на две большие  группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать[6, с.46-50].

Следует выделить еще две большие группы рисков: статистические (простые) и  динамические (спекулятивные). Особенность  статистических рисков заключается  в том, что они практически  всегда несут в себе потери для  предпринимательской деятельности. При этом потери для предпринимательской  фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом. В соответствии с причиной потерь статистические риски могут далее подразделяться на следующие группы:

-вероятные потери в результате негативного действия на активы фирмы стихийных бедствий (огня, воды, землетрясений, ураганов и т. п.);

-вероятные потери в результате преступных действий;

-вероятные потери вследствие принятия неблагоприятного законодательства для предпринимательской фирмы (потери связаны с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства);

-вероятные потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя;

Информация о работе Предпринимательство в условиях рынка