Правовое положение общества с ограниченной ответственностью в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование правового положения общества с ограниченной ответственностью в РФ. В соответствии с этой целью автор ставит перед собой следующие задачи: - проанализировать основные положения об обществе с ограниченной ответственностью;
- рассмотреть участников общества, их права и обязанности;
- изучить учредительный документ;
- исследовать уставный капитал общества, его формирование и изменение;
- охарактеризовать направления совершенствования законодательства об обществе с ограниченной ответственностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………............3
Глава 1. Правовое регулирование организационно-правовой формы коммерческих организаций - общество с ограниченной ответственностью….. ..8
§1. Общие положения об ООО………………………………………………………8
§2. Участники общества, их права и обязанности………………………………...18
§3. Учредительный документ…………………………………………………..…..22
§4. Уставный капитал общества, его формирование и изменение……………....24
Глава 2. Направления совершенствования законодательства об обществе с ограниченной ответственностью 32
§1. Новеллы законодательства об обществе с ограниченной ответственностью…………………32
§2. Проблемы дальнейшего совершенствования законодательства об обществе с ограниченной ответственностью .38
Заключение……………………………………………..……………….…………...40
Список использованных источников………………………………………………44

Работа состоит из  1 файл

ООО.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

Экономической основой  деятельности общества является включение  в гражданский оборот капитала небольшой  группы лиц или части капитала одного лица, при ограничении предпринимательского риска участников и при возможности  лично осуществлять и контролировать деятельность общества. Именно эти обстоятельства выявили преимущества общества для создающих его лиц: возможность участникам принимать непосредственное участие в предпринимательской деятельности общества; ограниченный количественный состав и возможность контролировать изменения в составе участников; отсутствие ответственности по обязательствам общества (как общее, правило) и риск, ограниченный пределами принятой на себя доли участия в капитале.

Таким образом, ФЗ РФ «Об ООО», по сути, впервые в российском праве дал развернутую, отвечающую современным потребностям регламентацию гражданско-правового статуса обществ с ограниченной ответственностью, что существенно облегчает правоприменительную практику.

В заключении параграфа, отметим, что анализ законодательства об обществах с ограниченной ответственностью показывает отличительную диспозитивность  в правом регулировании данных обществ, которая предоставляет их участникам широкий выбор при определении  организационной структуры общества, формировании уставного капитала и решении других подобных вопросов. Таким образом, общество с ограниченной ответственностью можно назвать одной из наиболее удачных организационно-правовых форм для малых и средних субъектов хозяйствования.

 

§ 2. Участники общества, их права и обязанности

 

Участниками общества с  ограниченной ответственностью могут  быть любые субъекты гражданского права, за исключением государственных  и муниципальных органов.

Важным элементом правовой характеристики статуса участников ООО является определение их прав и обязанностей. Анализ статей ФЗ РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью" показывает, что система прав участников общества имеет достаточно сложную структуру. Это связано с тем, что непосредственно определению прав участников посвящена только одна статья Закона (ст. 8), а положения, прямо или косвенно регулирующие права участников, закреплены также в других его статьях.

Все права участников общества можно разделить на основные и дополнительные. Основные права, в свою очередь, подразделяются на безусловные и права с условием. Так, согласно Закону об обществах, участники общества имеют следующие безусловные права: участвовать в управлении делами общества; получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке; принимать участие в распределении прибыли; продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом и уставом общества; в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников; заложить принадлежащую участнику общества долю (часть доли) в уставном капитале другому участнику общества; получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость; обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества; требовать проведения аудиторской проверки выбранным участниками общества профессиональным аудитором, и др.

Участник ООО в соответствии со ст. 9 Закона об ООО обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества. Вопрос о данной обязанности  является актуальным и в то же время не является достаточно урегулированным в Законе об ООО. Актуальность в данном случае определяется следующим. Непосредственно в Законе об ООО установлены всего лишь две общие обязанности участников ООО: вносить вклады и не разглашать конфиденциальную информацию. Исполнение участниками своих обязанностей необходимо для успешного функционирования общества, а неисполнение может повлечь исключение участника из состава ООО в соответствии со ст. 10 Закона об ООО. Как видно, вопрос исполнения обязанности весьма важен как для самого общества, так и для его участников, но в то же время в Законе не раскрывается суть обязанности не разглашать конфиденциальную информацию общества.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях  и о защите информации"18 не содержит определения конфиденциальной информации. Но Закон определяет конфиденциальность информации как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Исходя из этого, следует, что конфиденциальная информация - та информация, в отношении которой ее обладатель установил требование не предоставлять ее третьим лицам без его разрешения. То есть на вопрос, какую информацию участник обязан не разглашать, ответ - конфиденциальную.

Обязанность не разглашать конфиденциальную информацию, как представляется, означает запрет как на ее предоставление, т.е. передачу определенному кругу  лиц (п. 8 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), так и на ее распространение, т.е. передачу неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2 Закона). Любая несанкционированная передача конфиденциальной информации нарушает установленный режим конфиденциальности и снижает ценность такой информации, как ценной в силу неизвестности ее третьим лицам. Распространенная конфиденциальная информация полностью теряет свою ценность как объект права для ее обладателя.

Предоставленная третьим  лицам информация теряет часть такой  ценности. Общество как обладатель информации не заинтересовано ни в первом, ни во втором. Если сравнить права обладателя информации с имущественными правами, то распространение конфиденциальной информации аналогично уничтожению имущества, а предоставление - повреждению имущества. Законом как запрещается и уничтожение, и повреждение чужого имущества, так и запрещено несанкционированное распространение и предоставление конфиденциальной информации. Это и следует понимать под ее разглашением.

Вызывает вопрос, что  имеется в виду в Законе под информацией о деятельности общества. Такая формулировка представляется неудачной. Очевидно, что речь в данном случае идет о конфиденциальной информации, обладателем которой является общество. Но формулировка "информация о деятельности общества" ограничивает список той охраняемой информации, которую участник обязан не распространять. Обществу может принадлежать информация не о его деятельности, но в разглашении которой общество может быть не заинтересовано. Например, общество действует в сфере массовой информации. Предметом деятельности общества как раз и будет распространение информации, но эти сведения не относятся к информации о деятельности самого общества. Значит, такая информация не входит в круг информации, разглашать которую участник не вправе. Но ее распространение без разрешения общества также наносит вред. Безусловно, права общества как правообладателя такой информации охраняются сами по себе, и участники, как и любые другие лица, незаконно разгласившие информацию, обладателем которой они не являются, могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, но участник в данном случае не будет отвечать за нарушение обязанностей участника и не может быть исключен из общества по данному основанию. Это оставляет возможность для дальнейших нарушений с его стороны19.

Поэтому для устранения данного несовершенства законодательства предлагаем изменить существующую формулировку Закона об ООО. Предлагаем в ст. 9 Закона заменить фразу "не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества" на фразу "не разглашать конфиденциальную информацию общества".

Итак, обязанность участника  ООО не разглашать конфиденциальную информацию общества выражается в запрете  для участников общества без разрешения предоставлять и распространять информацию, обладателем которой является общество, если доступ к этой информации ограничен обществом.

Как представляется, преимущества общества с ограниченной ответственностью для создающих его лиц в  РФ – это возможность участникам принимать непосредственное участие в предпринимательской деятельности общества, ограниченный количественный состав и возможность контролировать изменения в составе участников, отсутствие ответственности по обязательствам общества и риск, ограниченный пределами принятой на себя доли участия в капитале.

 

§ 3. Учредительный документ

 

В качестве учредительных  документов общества с ограниченной ответственностью ГК РФ (п.1 ст. 89) и Закон  Об ООО называли учредительный договор, подписанный его участниками, и  утвержденный ими устав. Если общество создавалось одним лицом, оформления учредительного договора не требовалось – в этом случае учредительным документом выступал один устав. Содержание устава и учредительного договора частично совпадало. Так, и в договоре, и в уставе должны были содержаться сведения о размере уставного капитала, размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества. Однако механизм внесения изменений в указанные документы отличался: внесение изменений в устав производилось по решению общего собрания по общему правилу – большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества. Изменение учредительного договора производилось всеми участниками общества единогласно. В результате такого различия во многих случаях учредительный договор не мог быть изменен: например. Если кто-либо из участников возражал против изменения размера уставного капитала либо размера долей20.

Внесенные в ГК РФ и в Закон  об ООО изменения исключают учредительный  договор из числа учредительных  документов общества, ограничивая его роль организацией взаимодействия между учредителями в процессе создания обществ.

В соответствии с новой  редакцией п. 1 ст. 89 ГК РФ учредители общества с ограниченной ответственностью заключают между собой договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества. Размер уставного капитала общества, размер их долей в уставном капитале общества и иные установленные законом об обществах с ограниченной ответственностью условия.

Учредительным документом общества является только его устав, который помимо сведений, указанных  в ст. 52 ГК РФ, должен содержать сведения о размере уставного капитала, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений и иные предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью сведения.

В отличие от ранее действовавшей  нормы Закон об ООО в новой  редакции требует указания в уставе, в частности, сведений о порядке  и последствиях выхода участника из общества. Сведения о размере и номинальной стоимости доли в устав включаться не должны, что исключает необходимость внесения изменений в устав общества при изменении структуры уставного капитала общества и/или состава участников.

С учетом ст. 5 Закона № 312-ФЗ уставы и учредительные договоры обществ, созданных до 1 июля 2009 года (день вступления в силу изменений в ГК РФ и Закон об ООО), подлежат приведению в соответствие с ними не позднее 1 января 2010 года.

С 1 июля 2009 года уставы и учредительные  договоры  обществ, созданные до этой даты, до приведения их в соответствие указанными актами применяются в части, не противоречащей им.

Учредительные договоры обществ с 1 июля 2009 года утрачивают силу учредительных  документов.

Указание Закона об ООО о том, что данные договоры не будут рассматриваться в качестве учредительных документов, позволяет сделать вывод, что для участников остаются в силе их договорные обязательства. Взаимные права и обязанности. Вытекающие из этих договоров, сохраняются, но только в части, не противоречащей императивным положениям ГК РФ и Закона об ООО в новой редакции.

§ 4. Уставный капитал общества, его формирование и изменение

 

Статья 14 Закона Об ООО, определяющая основные положения об уставном капитале общества, применяется в редакции Федерального закона N 312-ФЗ. В предыдущей редакции п. 1 ст. 14 было предусмотрено, что размер уставного капитала общества должен быть не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного на дату представления документов для государственной регистрации общества.

Законом N 312-ФЗ по-иному  сформулированы положения о минимальном  размере уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Так, положение о размере уставного  капитала, измеряемого в минимальных  размерах оплаты труда, исключено и установлен фиксированный размер - "не менее чем десять тысяч рублей".

Исходя из статьи 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном  размере оплаты труда", до внесения изменений в соответствующие  федеральные законы, определяющие порядок  исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Таким образом, как до 01.07.2009, так  и после указанной даты минимальный  размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью составляет десять тысяч рублей.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью по ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» составляется не "из стоимости вкладов его участников" (п.1 ст.90 ГК), а из "номинальной стоимости долей его участников" (п.1 ст.14 Закона). «Смысловое различие здесь можно обнаружить лишь в том, что вклад в уставный капитал всегда представляет собой некое имущество, тогда как доля в уставном капитале – это абстрактная оценочная величина. Но поскольку сам уставный капитал (категория учетно-бухгалтерская) – это не набор конкретных вещей, а денежная оценка внесенных вкладов, постольку Закон более корректен в определении его понятия, нежели ГК»21. Он различает номинальную стоимость доли участника, по соотношению которой с уставным (первоначальным) капиталом и определяется размер его доли, и действительную стоимость доли, которая соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника (п.2 ст.14 Закона).

Как представляется, установленный Законом минимальный  размер уставного капитала является слишком незначительной величиной для того, чтобы гарантировать интересы кредиторов современной коммерческой организации. На эту проблему обращают внимание многие ученые и юристы22. Е.И. Горяинова подчеркивает, что "указанная в Законе величина уставного капитала... является слишком незначительной в современном гражданском обороте, никоим образом не способна гарантировать интересы кредиторов"23. С.А. Борякова и Е.В. Сергеева утверждают, что для решения данной проблемы необходимо увеличить величину минимального уставного капитала до 1000 МРОТ и возложить на налоговые органы специальные функции по контролю за реальным наличием у юридических лиц уставного капитала в необходимом размере24.

Информация о работе Правовое положение общества с ограниченной ответственностью в РФ