Понятие коммерческой (предпринимательской) тайны. 3ащита информации, составляющей коммерческую тайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 20:43, контрольная работа

Описание

Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса.

Содержание

Введение

1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

1.1 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой

тайне предприятия

2. Защита коммерческой тайны

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

пред право курс.docx

— 506.68 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

1. Понятие  коммерческой информации и коммерческой  тайны

1.1  Порядок  отнесения коммерческих сведений  к коммерческой

тайне предприятия

2. Защита  коммерческой тайны

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     По  мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательство  существенно зависит от той политико-экономической  среды (командно-административной или  рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность.

     Однако  не менее важным фактором, постоянно  сопутствующим определенной экономической  среде, является криминогенная и  иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых  создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и  долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической  безопасности.

     В связи с развитием рыночных отношений  предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях изменчивости экономической  среды. Значит, возникает неясность  и неуверенность в получении  ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь.

     Актуальность  работы основывается на том факте, что  правовой институт коммерческой тайны  является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления  предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей  важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими лицами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса.

     В современных условиях жесткой конкурентной борьбы защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления  подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Обеспечение  защищённости отечественной научно-технической  продукции способствует поддержанию  национальной, в том числе экономической  и технологической безопасности Казахстана. Надёжная охрана результатов  интеллектуальной деятельности - наиболее эффективное средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов и владельцев научно-технических результатов.

     В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

      Коммерческая  тайна, в соответствии с гражданским  законодательством РК - это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

      Коммерческая  тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну это ограничение государственных  возможностей командовать в экономике.

      Наиболее  подробная и в то же время укрупненная  классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на рис. 1.

 

    1.1 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия

      Первым  вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга  сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение  их по категориям важности в зависимости  от их ценности для предприятия, характера  и размера ущерба, который может  быть нанесен предприятию при  разглашении этих сведений. К решению  этой проблемы следует подходить  особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены  из внимания, то все принимаемые  меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным  экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

      Практика  показывает, что данный вопрос лучше  решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия  создается комиссия из наиболее квалифицированных  и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

      Для подготовки перечня сведений, относящихся  к коммерческой тайне предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью  предприятия в целом, так и  с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

   -специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм

   -специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности

   -специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров

   -специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее проектирования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

      Если  предприятие достаточно велико или  производимая продукция имеет разнородный  характер, можно создать несколько  таких групп: одну - главную, в целях  координации и обобщения результатов  работы, остальные в зависимости  от необходимости по каждому отдельному участку.

      С другой стороны, не исключено, что предприятие  может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной  выше информацией. Но все же, во избежание  субъективных ошибок, лучше рассматривать  эти вопросы как минимум вдвоем.

      Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут  быть отнесены к коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует  обязательно знакомить всех привлекаемых экспертов с конкретными сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев  достаточно, если хотя бы один из них  осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные  представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже  на первом этапе возможные предпосылки  к необоснованному распространению  коммерческой тайны.

      Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей  последовательности:

     -выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент

     -исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий

     -определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

      Если  с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие  в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих  фирм, то предприятие располагает  определенной коммерческой тайной и  необходимо продолжить анализ.

      В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры  могут быть самыми различными.

      Так, для сведений научного характера - это, как правило:

  -идеи, изобретения, открытия

  -отдельные формулы

  -новые технические проекты

  -новые методы организации труда и производства

  -программное обеспечение ЭВМ

  -результаты научных исследований.

      Для сведений технологического характера:

  -конструкторская документация, чертежи, схемы, записи

  -описания технологических испытаний

  -“ноу-хау”

  -точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)

  -сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.

  -используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

      Для сведений делового характера:

  -сведения о заключенных или планируемых контрактах

  -данные о поставщиках и клиентах

  -обзоры рынка, маркетинговые исследования

  -информация о конфиденциальных переговорах

  -калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли

  -планы развития предприятия и его инвестиций.

      Если  в выделении узловых сведений возникают проблемы, то можно изучить  рассматриваемый вид деятельности по отдельным технологическим этапам, по логическому алгоритму действий, по временным отрезкам. В любом  случае полезными будут аналогичные  примеры организации защиты секретов западными фирмами.

      Так, крупнейшие в мире производители  прохладительных напитков фирмы  “Кока-Кола” и “Пепси-Кола”  выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и  приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности  изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.

      Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять  широко известные методы организации  производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной.

Информация о работе Понятие коммерческой (предпринимательской) тайны. 3ащита информации, составляющей коммерческую тайну