Понятие и виды учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Целью данной темы состоит в том, чтобы тщательнее, глубже изучить понятие, виды и правовое положение учреждений, порядок их создания и деятельности, формирование и использование их имущества, основы управления учреждениями.
Задачи, вытекающие из цели исследования:
- изучение общих положений об учреждениях;
- изучение видов учреждений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и виды учреждений
1.1 Понятие и общая характеристика учреждений
1.2 Виды учреждений
1.3 Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика
Глава 2. Правовое положение учреждения
2.1 Создание и управление учреждением
2.2 Деятельность учреждения и источники формирования его имущества
Глава 3. Особенности правового положения учреждения
3.1 Особенности правового положения казенных учреждений
3.2 Особенности правового положения бюджетных учреждений
3.3 Особенности правового положения автономных учреждений
3.4 Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач пример.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим  денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Положения, установленные  настоящим Кодексом применительно  к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы управления государственными внебюджетными фондами.

3.3 Особенности  правового положения автономных учреждений

Законодательно  определено, что имущество (в т.ч. денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для осуществления  предусмотренной уставом деятельности и обеспечения ответственности по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. Об этом сказано в п. 10 ст. 5 Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». А в п. 11 этой же статьи указано на то, что изъятие или уменьшение имущества (в т. ч. денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением при его переходе в статус автономного, не допускается.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение не может самостоятельно (без согласия учредителя) распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, переданным учреждению на праве оперативного управления или приобретенным за счет средств учредителя.

В соответствии с постановлением Правительства РФ (от 31.05.2007 № 337) к особо ценному движимому имуществу федеральных автономных учреждений относят:

имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.

иное имущество, без которого осуществление основной деятельности будет существенно затруднено;

имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном  порядке, (музейные коллекции, Музейный фонд, библиотечные фонды, памятники  истории и культуры, документы  Архивного фонда РФ).

Порядок определения  видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается на соответствующем уровне государственной власти или органом местного самоуправления с учетом требований постановления Правительства РФ № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений. На практике во многих регионах органы исполнительной власти «снижают планку», определяя балансовую стоимость «иного имущества, без которого осуществление основной деятельности существенно затруднено".

С одной стороны, это ведет к дополнительным расходам учредителя на содержание такого имущества (обслуживание офисной техники, которая  подпадает под это стоимостное  определение, а это достаточно затратная  статья расходов) и на функционирование учреждения (чем больше имущества, тем сложнее им управлять). Но, с другой стороны, и учредителю, и сотрудникам учреждения «спокойнее», т. к. все это имущество защищено от возможных взысканий - эта норма содержится в п. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение отвечает по своим обязательствам. В соответствии со статьей 65 ГК РФ учреждения не могут быть признаны банкротами.

казенный учреждение правовой положение

3.4 Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий

В соответствии п.1 ст. 2 ФЗ « О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»  Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Особенности:

- его учредителями  могут быть РФ, ее субъекты, МО;

- субъектами  этого права являются все Унитарные  Предприятия (УП) кроме казенных (казенные предприятия - это унитарные  предприятия, основанные на праве  оперативного управления);

- данные УП  обладают специальной правосубъектностью  и могут осуществлять деятельность, указанную в Уставе;

- данные УП  вправе свободно обладать, пользоваться  переданным им в хозяйственное  ведение имуществом, а также распоряжаться  им, но только движимым имуществом.

- распоряжаться  недвижимым имуществом они могут  только с согласия собственника.

По закону собственник  имеет в отношении УП следующие  правомочия:

1. Он решает  вопросы их создания:

- Определяет  предметы и цели деятельности;

- Утверждает устав;

- Наделяет предприятия  своим имуществом;

- Назначает  руководителя.

2. Он решает  вопросы его реорганизации и  ликвидации, только в этих случаях  допускается изъятие и перераспределение  имущества предприятия во всех  остальных случаях собственник  не вправе без судебного решения изымать или иным образом распоряжаться имуществом предприятия;

3. Собственник  осуществляет контроль за использованием  имущества по назначению, им проводится  периодические проверки;

4. Собственник  получат часть прибыли.

- Унитарное предприятие и собственник не отвечают по долгам друг друга.

Собственник отвечает по обязательствам предприятия своим  личным имуществом только в 1 случае, если банкротство предприятия вызвано  его прямыми действиями им решениями:

- Право хозяйственного  ведения сохраняется при смене публичного собственника;

- передача предприятия  в частные руки возможна лишь  путем приватизации при этом  право хозяйственного ведения  прекращается;

- Минимальный  размер уставного фонда унитарного  предприятия определяется соответствующим законом.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия  принимается уполномоченным органом  государственной власти или органом  местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию  этих органов.

В муниципальных  образованиях установление порядка  принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов  на их услуги является исключительной компетенцией представительных муниципальных  органов.

По смыслу этого  закона принятие решения о создании муниципальных предприятий входит в компетенцию местной администрации.

В соответствии с Законом об унитарных предприятиях государственные и муниципальные  предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются, только те из них, которые возникли до принятия этого закона, и действуют в целях выполнения функций, прямо перечисленных в законе, например, таких, как:

- использование  имущества, приватизация которого  запрещена и которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

- осуществление  деятельности для решения социальных  задач (в том числе реализация  товаров и услуг по минимальным  ценам, а также организация  и проведение закупочных и  товарных интервенции для обеспечения  продовольственной безопасности страны).

Таким образом, по отношению к предприятиям, предмет  деятельности которых не подпадает  под указанный в Законе круг задач, продолжается политика приватизации, создания на базе их имущества казенных предприятий, ликвидации предприятий. Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждением является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве главной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками.

Подавляющее большинство  учреждений, существующих сегодня в  России - это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для  введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Учреждения представляют собой некоммерческие организации  и подразделятся на три вида:

Учреждения, обладающие властными полномочиями (государственные и муниципальные органы исполнительной власти). Они имеют право вводить правовые нормы, издавая нормативные акты и предписания. Их финансирование осуществляется из бюджета.

Учреждения, не обладающие властными полномочиями (театр, больница, библиотека). Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и финансируются преимущественно из бюджета. Данные учреждения действуют на основе устава и положений.

Образовательные учреждения - Их деятельность регулируется Федеральным законом с изменениям от 16 ноября 2011 г. №318-ФЗ «Об образовании». Образовательные учреждения действуют на основе устава. В соответствии с п.1 ст. 47 ФЗ «Об образовании». Образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.

В соответствии п.1 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» Унитарным  предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция РФ, принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 года.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

3. Бюджетный кодекс Российской  Федерации с изменениями, внесенными  Федеральными законами от 28.12.2010 N 402-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, Принят Государственной  Думой 17 июля 1998 год.

4. Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. №318-ФЗ «Об образовании».

5. Федеральный закон «Об  автономных учреждениях» (с изменениями  на 6 ноября 2011 года), (редакция, действующая  с 1 января 2012 года), Принят Государственной  Думой 11 октября 2006 года.

6. Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений».

7. Федеральный закон РФ  «Об автономных учреждениях, от 03.112006г.№174-ФЗ.

8. Федеральный закон от 16.11.2011г.№ 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

9. Федеральный закон РФ  с изменением от 16 ноября 2011 г.  №318-ФЗ «Об образовании».

10. Федеральный закон РФ  в ред., от 30.11.2011г. №362 - ФЗ «  О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях».

11. Постановление Правительства  РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".

12. Постановление Правительства  РФ от 31.05.2007 № 337, О порядке  определения видов особо ценного  движимого имущества автономного  учреждения.

13. Гражданское право:  учебник: в 3 т. Т.1. / Е.Н. Абрамов,  Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушев [и  др.]; под ред. А.П. Сергеева. - Москва: РГ - Пресс, 2011. - 1008 с.

14. А.М. Гатин Гражданское  право. Учебное пособие, 2009

15. Гражданское право РФ (Общая часть): Учебное пособие.  Диаконов В.В. - 2003

16. Дробозина Л.А. Финансы:  Учебник для вузов , 2001 год.

17. Консультант-плюс, версия  весна 2012 г.


Информация о работе Понятие и виды учреждений