Понятие и виды учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание

Целью данной темы состоит в том, чтобы тщательнее, глубже изучить понятие, виды и правовое положение учреждений, порядок их создания и деятельности, формирование и использование их имущества, основы управления учреждениями.
Задачи, вытекающие из цели исследования:
- изучение общих положений об учреждениях;
- изучение видов учреждений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Понятие и виды учреждений
1.1 Понятие и общая характеристика учреждений
1.2 Виды учреждений
1.3 Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика
Глава 2. Правовое положение учреждения
2.1 Создание и управление учреждением
2.2 Деятельность учреждения и источники формирования его имущества
Глава 3. Особенности правового положения учреждения
3.1 Особенности правового положения казенных учреждений
3.2 Особенности правового положения бюджетных учреждений
3.3 Особенности правового положения автономных учреждений
3.4 Особенности правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсач пример.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Понятие  и виды учреждений

1.1 Понятие и  общая характеристика учреждений

1.2 Виды учреждений

1.3 Автономные, бюджетные и казенные учреждения  и их характеристика

Глава 2. Правовое положение учреждения

2.1 Создание  и управление учреждением

2.2 Деятельность  учреждения и источники формирования  его имущества

Глава 3. Особенности  правового положения учреждения

3.1 Особенности  правового положения казенных  учреждений

3.2 Особенности  правового положения бюджетных  учреждений

3.3 Особенности правового положения автономных учреждений

3.4 Особенности  правового положения государственных  и муниципальных унитарных предприятий

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Учреждения  являются юридическими лицами. Они  создаются для осуществления  управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируются полностью или частично учредителем (ст.120 Гражданский Кодекс РФ, ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Учреждения  представляют собой некоммерческие организации и подразделятся на три вида:

- учреждения, обладающие  властными полномочиями. Они имеют  право вводить правовые нормы,  издавая нормативные акты и  предписания. Их финансирование  осуществляется из бюджета;

- учреждения, не  обладающие властными полномочиями (театр, больница, библиотека). Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и финансируются преимущественно из бюджета;

- образовательные  учреждения. Их деятельность регулируется  Федеральным законом с изменениям  от 16 ноября 2011 г. №318-ФЗ «Об образовании».

Актуальностью данной работы является исследование вопроса касающегося особого  правового положения учреждения, потому что учреждения занимают особое место среди хозяйственных субъектов  РФ.

Целью данной темы состоит в том, чтобы тщательнее, глубже изучить понятие, виды и правовое положение учреждений, порядок их создания и деятельности, формирование и использование их имущества, основы управления учреждениями.

Задачи, вытекающие из цели исследования:

- изучение общих  положений об учреждениях;

- изучение видов учреждений;

- изучение особенности  правового положения учреждений.

Глава 1. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Понятие и общая характеристика учреждения

В соответствии ст. 120 ГК РФ учреждением  признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждением является организация, не имеющая извлечение прибыли в  качестве главной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль  между участниками.

Учреждения могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целей, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Подавляющее большинство  учреждений, существующих сегодня в России - это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя. Взыскание по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное имущество. Таким образом, имущество, переданное учреждению собственником, забронировано от взысканий, что совершенно естественно.

1.2 Виды учреждений

Учреждения представляют собой некоммерческие организации  и подразделятся на три вида:

- Учреждения, обладающие  властными полномочиями (государственные  и муниципальные органы исполнительной власти). Они имеют право вводить правовые нормы, издавая нормативные акты и предписания. Их финансирование осуществляется из бюджета.

Учреждения данного вида, представляют собой государственные  властные структуры (например, таможенный комитет, налоговая служба), действуют на основе законов и положений, определяющих полномочия конкретных органов. Учреждения данного вида не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.

- Учреждения, не обладающие  властными полномочиями (театр, больница, библиотека). Они создаются для удовлетворения социальных потребностей и финансируются преимущественно из бюджета. Данные учреждения действуют на основе устава и положений. Учреждения, не обладающие властными полномочиями, могут получать деньги за результаты своей деятельности и в ряде случаев заниматься предпринимательством (например, сдавать в аренду помещения).

- Образовательные учреждения. Их деятельность регулируется  Федеральным законом с изменениями  от 16 ноября 2011 г. №318-ФЗ «Об образовании».

Образовательные учреждения действуют на основе устава. В соответствии с п.1 ст. 47 ФЗ «Об образовании». Образовательное  учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную  его уставом постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.

1.3 Автономные, бюджетные и казенные учреждения и их характеристика

С принятием и введением  в действие Закона об автономных учреждениях  государственные (муниципальные) образовательные  учреждения получили возможность существовать в двух разновидностях - как бюджетные учреждения и как автономные учреждения.

Автономное учреждение - это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей  финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения:

Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом;

Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами;

Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников;

Повышается ответственность  учреждения перед внешними партнерами;

Изменяется система административного  управления учреждением и формы  взаимодействия с учредителем.

Автономное учреждение представляет собой юридическое лицо, не являющееся собственником своего имущества (и потому полностью подконтрольное своему учредителю-собственнику), но несущее самостоятельную имущественную ответственность по всем своим обязательствам, однако не всем своим имуществом. Оно отвечает по долгам перед кредиторами, во-первых, всеми имеющимися у него денежными средствами; во-вторых, всем имуществом (включая недвижимость), приобретенным на доходы от разрешенной ему предпринимательской деятельности; в-третьих, полученными от учредителя-собственника или приобретенными за счет выделенных им средств движимыми вещами, не относящимися к особо ценным (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 4 и 5 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях»).Бюджетное учреждение - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией.

В смете доходов  и расходов должны быть отражены все  доходы Бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных  внебюджетных фондов, так и от осуществления  предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных  услуг, доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за Бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами государственной  власти в установленном порядке  средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Бюджетным учреждением, такое учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных  или муниципальных услуг и  установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в  соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное  казначейство РФ либо другой орган, исполняющий  бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Бюджетное учреждение подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Бюджетного учреждения, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетный Кодекс РФ).

Согласно пп. 1 п. 1, п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений», создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ изменить правовой статус федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения должны:

а) управления объединений, управления соединений и воинские части  Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской  обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные  для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральная Миграционная Служба, Федеральная Таможенная Служба, Федеральная Служба Безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрические  больницы (стационары) специализированного  типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п. 2 ст. 17.1 Федерального закона в ред. от 16.11.2011г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

- Правительством  РФ - в отношении федеральных казенных  учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

- в отношении  казенных учреждений субъекта  РФ;

- местной администрацией  муниципального образования;

- в отношении  муниципальных казенных учреждений

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п. 15 Порядка № 539), которое должно содержать:

а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;

б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

г) информацию об изменении (сохранении) основных целей  деятельности федерального учреждения;

д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

е) перечень мероприятий  по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка № 539).

Информация о работе Понятие и виды учреждений