Особенности лицензирования отдельных видов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 05:57, курсовая работа

Описание

При этом для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой. В настоящее время пришло осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.

Содержание

Введение……………………………………………………………2
Глава 1. Объект лицензирования
Правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности……………………………………………………3
Понятие и субъектный состав лицензирования………….6
Глава 2. Особенности лицензирования отдельных видов деятельности
2.1 Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом «О лицензировании…»………………………………..9
2.2 Система лицензирования…………………………………...14
2.3 Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии…………………………………………………………..15
2.4 Основные понятия и определения………………………...21
Заключение……………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

рефератПОЭ.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

     Особенностью  процесса лицензирования образовательной  деятельности является проведение экспертизы, устанавливающей соответствия условий  осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. По результатам проведенной экспертизы принимается решение о выдаче лицензии. Срок, на который выдается лицензия на осуществление образовательной деятельности, составляет не менее трех лет. Кроме того, п. 18 названного Постановления предусмотрены только расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланков лицензии. Лицензионные сборы, предусмотренные ст. 15 Закона № 128-ФЗ, действующими в сфере образования нормативными документами не предусмотрены.

 

          2.2 Система лицензирования 

     Система лицензирования направлена на реализацию интересов предпринимателя, потребителя, государства и обеспечила:

     1. Субъекту предпринимательства:

     - простоту выхода на рынок максимального  числа новых предпринимательских структур;

     - снижение до минимума лицензионных  сборов и других расходов, связанных  с получением лицензии;

     - все виды поддержки и защиты  законопослушного, цивилизованного  предпринимателя со стороны государства,  в том числе, защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции.

     2. Потребителю:

     - гарантии защиты от проникновения  на рынок опасных для жизни  и здоровья, некачественных товаров  и услуг;

     - возможность досудебного рассмотрения  и решения спорных вопросов, максимально  сжатого по срокам возмещения причиненного ущерба.

     3. Государству:

     - развитие и цивилизованное функционирование  рынка;

     - создание благоприятных условий  для соблюдения баланса интересов  предпринимателя, потребителя, государства;

     - прямое и косвенное увеличение  налоговых поступлений в бюджет.

     Основными принципами осуществления лицензирования являются:

     обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

     установление  единого перечня лицензируемых  видов деятельности;

     установление  единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

     установление  лицензионных требований и условий  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

     гласность и открытость лицензирования;

     соблюдение  законности при осуществлении лицензирования.

     К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст.4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года). 

     2.3 Перечень видов  деятельности, на  осуществление которых  требуются лицензии 

     Согласно  статье 17 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 128-ФЗ утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии:

  • разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
  • деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
  • предоставление услуг в области шифрования информации;
  • разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
  • деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
  • разработка вооружения и военной техники;
  • производство вооружения и военной техники;
  • ремонт вооружения и военной техники;
  • утилизация вооружения и военной техники;
  • торговля вооружением и военной техникой;
  • производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
  • производство патронов к оружию и составных частей патронов;
  • торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • торговля патронами к оружию;
  • экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • разработка и производство боеприпасов;
  • утилизация боеприпасов;
  • выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
  • эксплуатация нефтегазодобывающих производств;
  • переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
  • транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
  • хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
  • реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • производство пиротехнических изделий;
  • деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;
  • деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
  • производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по эксплуатации газовых сетей;
  • деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • производство маркшейдерских работ;
  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • геодезическая деятельность;
  • картографическая деятельность;
  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • производство медицинской техники;
  • деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
  • культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
  • перевозки морским транспортом пассажиров;
  • перевозки морским транспортом грузов;
  • перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
  • перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • перевозки воздушным транспортом пассажиров;
  • перевозки воздушным транспортом грузов;
  • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
  • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
  • перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
  • сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;
  • деятельность по ремонту воздушных судов;
  • деятельность по применению авиации в отраслях экономики;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по обращению с опасными отходами;
  • организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
  • оценочная деятельность;
  • туроператорская деятельность;
  • турагентская деятельность;
  • деятельность по продаже прав на клубный отдых;
  • негосударственная (частная) охранная деятельность;
  • негосударственная (частная) сыскная деятельность;
  • заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
  • деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;
  • воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
  • аудиторская деятельность;
  • деятельность инвестиционных фондов;
  • деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов; деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
  • производство табачных изделий;
  • деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
  • осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;
  • деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;
  • космическая деятельность;
  • ветеринарная деятельность;
  • медицинская деятельность.
 

            2.4  Основные понятия и определения 

     Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

     Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом;

     Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

     (в  ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

     Соискатель  лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

     Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

     Лицензионные  требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

     Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии Федеральным законом;

     Реестр  лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

 

            Заключение 

     Таким образом, анализ истории лицензирования в России показывает непродуктивность регулирования отношений, складывающихся в сфере лицензирования, большим количеством разноуровневых нормативных актов.

     Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что в первые годы лицензирование использовалось скорее для управления, нежели для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. В последние годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.

     Несмотря  на стратегический характер многих видов  деятельности, подлежащих лицензированию, для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного расширения или необоснованного сокращения лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает так называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства с рыночной экономикой.

     Вместе  с тем, отказ от института лицензирования неоправдан, так как субъекты предпринимательской  деятельности зачастую не на столько  квалифицированы, как это предполагается. К сожалению, в сфере бизнеса зачастую безопасность отходит на второй план, что может повлечь жертвы.

     В настоящее время наблюдается  тенденция к сужению круга  лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода к разработке нормативно-правовой базы.

     Кроме того, важен не только процесс лицензирования юридических лиц, но и контроль за исполнением условий лицензии, без  которого механизм лицензирования не был бы нужен.

     В настоящее время отзыв лицензии остается одной из эффективных мер пресечения неправомерных действий организаций, осуществляющих потенциально опасные виды деятельности.

     Таким образом, подход к решению вопроса о необходимости отказа от лицензирования какого-либо вида деятельности должен решаться не только с учетом удобства для предпринимателей, но и с учетом всех факторов, в том числе рисков, связанных с осуществлением данного вида деятельности, возможностей контроля за осуществляемой деятельностью в рамках иных (неадминистративных) процедур, что, на наш взгляд, вряд ли возможно.

 

          Список литературы 

        1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»  № 395-1 // Российская газета, № 27, 30.12.08.
        2. Закон РФ № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // Ведомости СНД и ВС РФ, 15.04.06, № 18, ст. 961.
        3. Закон Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 // Российская газета, № 52, 30.12.08.
        4. Закон РФ № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета, № 6, 29.11.07.
        5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1 // Российская газета, № 49, 30.12.08.
        6. Закон РФ № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета, № 182, 01.12.07.
        7. Федеральный закон № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета, № 86, 30.12.08.
        8. Федеральным законом № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // Российская газета, № 230, 28.11.2008.
        9. Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета, № 9, 30.12.08.
        10. Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, № 79, 30.12.08.
        11. Федеральный закон № 150-ФЗ «Об оружии» // Российская газета, № 241, 30.12.08.
        12. Федеральный закон № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Российская газета, № 146, 01.12.08.
        13. Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, № 153-154, 30.12.08.

14.   Справочно-правовая система “ГАРАНТ”

  1. Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» // Российская газета, № 135, 29.04.08.

Информация о работе Особенности лицензирования отдельных видов деятельности